Все новости
Общество
20 Января 2022, 11:15

Бедные мы, бедные... До каких пор?

Низкие доходы граждан толкают их к прозябанию в нищете

Бедные мы, бедные... До каких пор?
Бедные мы, бедные... До каких пор?

Бедные люди — это лишние люди. Такова природа капитализма. Сегодня капиталистический способ производства пришел в такое состояние, что бедных людей становится все больше. При этом возникает закономерный вопрос: почему мы бедные, если многие из нас постоянно и много работают? Росстат сообщил о том, что за чертой бедности находятся 16 миллионов наших соотечественников — цифра, сопоставимая с населением двенадцати Эстоний или трех Финляндий. Даже в Башкирии, мощном индустриально-аграрном регионе, это острая, давно назревшая проблема.

В наши дни бедность рассматривается как нечто неприемлемое. Снижение ее уровня выделено в один из основных национальных проектов. И здесь мы сталкиваемся с ничем и никем не объяснимым парадоксом: бедные мы или богатые? Ведь живем в первой стране мира по запасам ископаемого сырья.

По экспорту пшеницы занимаем первое место, нефти — второе, природного газа — первое, угля — второе, стали — первое-второе, меди — второе, алюминия — третье, древесины — второе, золота — второе, алмазов — первое. Почему же богатейшую страну населяют бедные люди?

Одна беда ездит по другой

Бедность в настоящее время не имеет однозначного, строго научного определения. Чаще всего используются различные количественные критерии. Так, Всемирный банк оценивает глобальную бедность исходя из уровня дохода в 1,9 доллара в сутки на человека. В России бедными считаются те, чьи доходы ниже прожиточного минимума.

Наиболее глубокие корни бедности лежат в сфере производства. Это прежде всего неконкурентоспособность значительной части наших соотечественников на рынке труда. Чтобы не быть бедным, любой человек должен производить товаров и услуг с качеством результатов не ниже, чем другие.

Причина бедности стран так называемого третьего мира в том, что труд многих тысяч африканцев, занятых производством тропических культур, оценивается как труд нескольких десятков европейцев, производящих технически сложные товары. Эта же закономерность распространяется и на Россию с ее высокой долей сырьевого экспорта.

Кто-то может не без основания заявить: «Нужно больше работать и зарабатывать!» Но мы же понимаем, как много в доходах семей зависит от общего устройства экономической жизни в стране, от того, насколько высоко оценен каждый из нас как работник, как производитель материальных и духовных благ и услуг. Дешевы мы или дороги? Наша жизнь — копейка или имеет высокую цену?

Есть еще один, с трудом преодолеваемый барьер экономической жизни — командная административная система. Известный экономист Яков Миркин считает, что история не знает ни одного случая командных систем в экономике, которые бы не начинали отставать в технологиях и в уровне жизни от стран с рыночной конкуренцией.

Зависимые люди с подавленным интересом к росту и эффективности производства, бюрократические вертикали, неизбежные ошибки наверху, отрицательный человеческий отбор и, наконец, беспощадный расход и низкая цена людей при жестких границах их бытия — все это цена за попытки осуществить утопию.

Интегральным показателем, по которому оценивают, насколько богато живет народ в той или иной стране, является ВВП на душу населения. И здесь мы далеки от первой десятки и даже полусотни. По состоянию на 2020 год мы были на 72-м месте в мире с показателем в 26,5 тысячи долларов — между Хорватией и Малайзией.

Хуже Румынии, Венгрии и Португалии. Почти 10 лет мы топчемся на месте. В среднем 2 — 3 процента в год не в счет. Наша все еще развивающаяся экономика растет медленнее, чем развитая американская. Хотя должно быть наоборот. Эксперты грешат как на внешние, так и на внутренние факторы. Тормозят процесс роста санкции, высокая стоимость кредитов, низкая конкуренция и почти официальная коррупция.

Многократное наше отставание от развитых стран по уровню производительности труда объясняется отставанием во всех перечисленных направлениях. Так, во многих странах при сокращении заболеваемости отдельным гражданам предоставляют налоговый вычет. Такой вычет у нас предусмотрен в рамках постановления правительства РФ «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета», согласно которому подлежат к вычету из НДФЛ затраты физических лиц на лечение по 26 направлениям (в пределах 120 тысяч рублей в год). В то же время в США налоговый вычет достигает 50 процентов платежей в фонды медицинского страхования и возвращается работнику в конце года при отсутствии случаев болезни.

Разница в том, что у нас компенсируются расходы, а у них стимулируется здоровый образ жизни, то есть конечный результат.

Неравенство по всем фронтам

Сохранение конкурентоспособности работника означает, что его затраты на воспроизводство трудового потенциала большей частью компенсируются заработной платой.

В состав этих затрат включаются расходы на питание, удовлетворение социально-культурных потребностей работника и на его замену за счет следующего поколения, что и определяет уровень оплаты труда. Значит, зарплата устанавливается как бы на уровне затрат на потребление самого работника и, скажем, членов его семьи.

Зададимся вопросом: как же тогда оплата труда по результатам?

Работоспособное и занятое население должно получать заработную плату и иной доход на уровне не ниже требуемого объема на воспроизводство трудового потенциала.

Трудовой кодекс РФ минимальную заработную плату устанавливает в размере не ниже прожиточного минимума. С 1 января 2021 года федеральный МРОТ определяется по медианной зарплате, а не по потребительской корзине. Установление минимальной зарплаты на таком уровне создает ситуацию, когда часть работников может находиться за чертой бедности даже при их полной занятости.

Минимальный уровень оплаты труда должен быть выше прожиточного минимума, по крайней мере, вдвое.

При этом занятость работников с низким профессиональным уровнем нельзя поощрять. Их вытесняет внутрипроизводственная конкуренция за рабочие места.

Предприятия и государство в этом случае могут создавать необходимую инфраструктуру для повышения квалификации работников, полностью или частично оплачивать расходы на переобучение.

Повышение технического уровня предприятий также может стимулироваться государством через налоговые льготы. Достаточно острой проблемой для России является низкий уровень менеджмента, что очень часто приводит к тому, что собственники предприятий перекладывают свои потери на наемных работников и государство.

Поэтому в нашей стране должны быть установлены повышенные правила по защите прав наемных работников, с другой стороны — надо более требовательно относиться к разного рода просьбам со стороны предпринимателей о поддержке их бизнеса.

ЛЫКО В СТРОКУ

Чтобы росли зарплаты и пенсии, нужно развивать экономику и увеличивать объем этого самого национального богатства. Нужно, в первую очередь, создавать производства и рабочие места. Будут этим заниматься господа, у которых даже в кризис доходы выросли на 36 процентов? Может быть, они прекратят вывозить свои капиталы из России? Увы, как вывозили, так и вывозят.

11-я экономика мира, которой является РФ, не может себе позволить занимать 3 — 4-е место по числу долларовых миллиардеров. Так вроде бы не бывает. В России — бывает.

Сократить бедность среди работающего населения можно или за счет повышения оплаты труда, или за счет сокращения работников. Поскольку сокращение работающих бедных не уменьшает их число, работа по сокращению бедности среди них должна быть направлена на повышение производительности труда. При этом важную роль играет установление справедливости в пропорциях оплаты труда различных групп, прежде всего собственников, топ-менеджеров и простых работников.

МРОТ курам на смех

Бедность среди работающего населения во многом определяется неэкономическими факторами, например, такими, как многодетность, наличие в семье неработающих взрослых. Преодолеть ее можно с помощью различных выплат.

В настоящее время в РФ действует 380 видов социальной помощи, в их число входят ежемесячные выплаты, бесплатные услуги, налоговые льготы, льготы по услугам и т.д. В их числе можно отметить:

— пособие на детей до 18 лет (в РБ установлено в сумме 225 рублей);
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком (3769,07 рубля на ребенка);
— ежемесячные денежные выплаты на ребенка до 3 лет (9789 рублей) и другие.

Однако эти выплаты не решают проблемы бедности семей с детьми. Рождение третьего ребенка в большинстве случаев «подталкивает» семью к границе бедности. Если мы хотим решить демографическую проблему (а это тоже один из национальных проектов), то не должны допустить действия такого негативного фактора.

Поскольку государство во влиянии на уровень заработной платы в рыночном секторе не играет ведущую роль, за исключением установления минимального уровня оплаты труда, то следует признать его ответственность за материальное благополучие бюджетников и семей с детьми.

Нельзя сказать, что государство не принимает участия в решении проблемы бедности хотя бы путем разовых выплат. Так, осенью 2021 года жители получили по десять тысяч рублей. Сумма, вроде бы, не бог весть какая, но определенную помощь в пополнении семейных бюджетов сыграла. А с января 2022 года президент Владимир Путин поручил правительству проиндексировать пенсии выше инфляции — на уровне 8,6 процента. С учетом этой индексации средний размер страховой пенсии составит в 2022 году 18 984 рубля.

Есть, конечно, опасения, что любая выплата или доплата разгоняет инфляцию. Но в данном случае речь идет о поддержании доходов незащищенных слоев населения.

Индексация пенсий позитивно отразится на возможности граждан компенсировать увеличение расходов. Следовательно, проблема бедности будет несколько сглаживаться.

Справедливости ради следует признать своевременной разработку мэрией Уфы восьмилетнего Плана мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. В нем определено, что средняя зарплата на местных предприятиях и в организациях должна к 2030 году достичь 69,86 тысячи рублей. Но в Стратегии социально-экономического развития Уфы до 2030 года целевой индикатор по среднемесячной зарплате определен на уровне 90 тысяч рублей в месяц. Это означает, что План столичной мэрии предусматривает более низкий уровень оплаты труда. Значит, невозможно судить, будет ли к 2030 году достигнуто двукратное снижение показателя бедности в столице.

Конечно, в Стратегии показан уровень средней зарплаты по всем предприятиям. Это и нефтепереработка, и банки с их традиционно высокой заработной платой.

Образно говоря, это как средняя температура по больнице. В Плане речь идет об уровне заработной платы по местным предприятиям и организациям (ЖКХ, школы, больницы и т. д.) с их былой низкой заработной платой. Но все же нельзя допустить больших разрывов в оплате труда в различных организациях. Причем оплата труда работников образования и здравоохранения должна быть несколько выше или хотя бы приравнена к уровню зарплаты в промышленности. Иначе мы не увидим в нашем городе качественное образование и лечение.

Мы не уповаем, что публикация статьи сдвинет с места такую глыбу, как бедность. Но разговор на эту тему необходим, ибо без анализа этого феномена нельзя предлагать конкретные меры по искоренению бедности, ликвидации ее причин и последствий. И хотя глава Счетной палаты РФ, экс-вице-премьер и министр финансов страны Алексей Кудрин заявил недавно на Гайдаровском форуме, что уровень жизни сейчас на 30 процентов выше, чем в начале 90-х годов, проблема бедности с повестки дня не снята. А значит, требует осмысления и реализации всех мер, выработанных наукой и практикой.

НОВЫЕ ЛИШЕНЦЫ

Ученые выделяют следующие признаки для оценки бедности «по лишениям»:

- невозможность нормально питаться;
- невозможность приобрести новую одежду;
- невозможность приобрести товары первой необходимости;
- крайне бедный набор товаров длительного пользования, а также невозможность приобрести какие бы то ни было новые товары;
- невозможность оплатить любые формы занятий для детей;
- недоступность приобретения необходимых медицинских услуг, лекарств и товаров;
- недоступность нормальных жилищных условий (отсутствие собственного жилья и/или наличие менее 12 квадратных метров общей площади на человека);
- недоступность качественных рабочих мест (низкая зарплата сопровождается отсутствием предусмотренных законодательством РФ базовых социальных гарантий);

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:

— Стратегии выхода из бедности могут быть следующие. Прежде всего это жесткая экономия, ограничение в покупках до самого необходимого. Следующий шаг, идущий обычно параллельно с первым, — поиск источников добавочных доходов. При возможности это дополнительная работа или подработка. Еще один возможный вариант — смена деятельности, переобучение, переезд в другой регион. Многие рассматривают некую предпринимательскую деятельность в качестве возможного выхода из положения. Если есть подходящая недвижимость, люди сдают ее в аренду, зачастую сами снимая для этого худшее жилье.

Оксана Васильева, доцент Финансового университета при правительстве РФ:

— Главный способ борьбы с бедностью — создание государством условий, при которых люди трудоспособного возраста имели бы возможность найти работу с достойными доходами. Условий, при которых экономический рост и доходы казны позволяли бы государству платить пожилым людям достойную гарантированную пенсию. Условий, при которых само государство и бизнес любого калибра, в том числе малый и средний, а не только госкорпорации, создают новые рабочие места, чтобы максимально снизить безработицу.

Константин Двинский, политолог:

— Центральный банк выступил с новой идеей о том, как поддержать граждан с низким уровнем дохода. Предложено создать механизм специальных вкладов для малоимущих с повышенной ставкой. Ставку привяжут не к ключевой, а к уровню инфляции (он составляет, по официальным данным, ни много ни мало 8,38 процента). В то же время размер подобных банковских вкладов лимитируют — на них нельзя будет держать свыше 200 — 300 тысяч рублей. Пока есть два варианта того, как будут обеспечиваться такие вклады. Первый вариант — повышенную ставку обеспечат прибыли финансово-кредитных организаций, второй — ее покроют с помощью субсидирования за счет средств правительства.

Увы... У бедных людей попросту нет банковских вкладов, они в принципе не имеют возможности жить на пассивный доход от процентов. Малообеспеченные едва сводят концы с концами, каждый рубль у них на счету, а не на счете. Исследование, проведенное Почта Банком, показало удручающую картину: более трети наших соотечественников не хватает денег до зарплаты. Остальные, судя по всему, живут от зарплаты до зарплаты.

А КАК У НИХ?

Польша не самая богатая страна Европы. Там система социальной поддержки включает три главных составляющих.

— программа «500+», по которой на каждого ребенка до 18 лет выплачивается 500 злотых в месяц, это примерно 8 тысяч рублей. Через год-два ее хотят распространить и на студентов;
— пособие по безработице в Польше платится в первые 3 месяца — в пересчете около 15 тысяч рублей, потом — 10 тысяч;

— минимальная зарплата в Польше с 2020 года — 40 тысяч рублей (2600 злотых).

Алим АХМАДЕЕВ, доктор философских наук, профессор.

Ринат ГАТАУЛЛИН, доктор экономических наук, профессор.

Инфографика: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН.

Бедные мы, бедные... До каких пор?
Бедные мы, бедные... До каких пор?
Автор:Алим АХМАДЕЕВ, Ринат ГАТАУЛЛИН
Читайте нас: