Все новости
Образование
25 Марта 2021, 15:15

Образование: тренды и вызовы

Будущее школы наступило вчера

Давать прогнозы будущего в целом и образования — в частности, конечно, достаточно рискованно. Один из крупнейших философов ХХ века Карл Поппер считал, что не может быть ни науки истории (любая правящая элита трактует прошлое в свою пользу), ни прогнозов будущего. По его мнению, события, ожидающие человечество, будут взаимодействовать столь сложно и неоднозначно, что предсказать итог этого взаимодействия невозможно. И тем не менее не думать о будущем человек не может.
Не впадая в «прорицательство « и «ясновидение», попытаюсь в самых общих чертах обрисовать возможные варианты нашего образования. Тенденции таковы: цифровизация, дистанционная форма обучения, индивидуальные программы, непрерывность образования на протяжении всей жизни, гибкость обучения и акцент на практическом применении знаний. Что же происходит в нашей школе сегодня и чего мы можем ждать в будущем — ближайшем и отдаленном?

Гаджеты спешат на помощь

Институт развития образования Республики Башкортостан по праву называют «Учителем учителей». Ежегодно у нас проходят обучение и переподготовку до трех тысяч педагогических работников, начиная от учителей начальных классов и заканчивая директорами школ. Потому у нас есть серьезные основания вычислить траекторию образовательного процесса, обозначить грядущие тренды и вызовы.
Начнем с цифровизации.
Цифровизация образования идет уже довольно долго, но лишь в последние годы она набрала масштабный ход. Один из важных моментов успешности этого процесса — то, что школы и вузы смогли относительно легко перестроиться на дистанционную систему обучения. Еще пять лет назад подобное даже представить бы не вышло. Скорее всего, в ближайшие годы произойдет переход системы образования на комбинирование онлайновой дистанционной части и оффлайн-элемента.
Большинство экспертов считают, что образование в будущем будет сочетать классическую и удаленную систему. Есть разные точки зрения на удаленное образование, в нем, как и в любом процессе, есть и плюсы, и минусы. Плюсы очевидны, они заключаются в том, что даже в период пандемии можно продолжить обучение. Поэтому будущее образования, на наш взгляд, в сочетании удаленной системы и классической.
У каждого участника образовательного процесса — обучающегося, администратора, преподавателя — появятся личные кабинеты. Через них они смогут получать доступ к разным ресурсам, причем не только своей образовательной организации, обмениваться информацией, вести экспорт и импорт результатов.
Соответственно, возникают новые роли у сотрудников, связанных с менеджментом и сопровождением образовательного процесса, так как онлайн требует поддержания электронного расписания, распределения образовательной деятельности, заданий.
В российских учреждениях чудовищно много бумаг, которыми сопровождается образовательный процесс. Большая их часть будет переведена в электронный формат. Будет внедряться электронная цифровая подпись преподавателей, ответственных администраторов и менеджеров. И это тоже принципиально изменит учебный процесс.
Через некоторое время также начнут возникать центры оценки знаний, куда обучающийся может прийти и получить доступ к виртуальной компьютерной связи, пройти тот или иной экзамен или в виде диалога с преподавателем, или в формате выполнения различных заданий. Среди главных проблем дистанционного образования необходимо отметить:
— неготовность к дистанционному обучению педагогов, обучающихся, родителей (низка их способность к самоорганизации и адаптации);

— сложности с переводом процесса в онлайн и вовлечением в него учащихся;

— неравенство качества образования в разных муниципальных районах и в зависимости от уровня доходов семьи (в том числе «цифровая дискриминация», которая особенно сильно проявилась минувшим летом и ограничила доступ абитуриентов без ноутбуков или планшетов к приемной кампании в вузы);

— обострение проблемы выбора необходимой информации при цифровом обучении.
Все эти проблемы обуславливают необходимость:
— повышения запроса на развитие тайм-менеджмента, коммуникативных и диджитал-навыков у субъектов образовательного процесса;

— повышения доступности интернета для обучающихся и их родителей, уровня обеспеченности техническими средствами;

— переформатирования учебного процесса, уроков на дистанционный режим, пересмотра содержания и последовательности структурных элементов образовательного процесса педагогом и учебных действий обучающегося по конкретной дисциплине;

— развития технологий оценивания. Это предполагает использование систем прокторинга, позволяющих вести наблюдение за субъектами образовательной деятельности, контролировать степень вовлеченности учеников в учебный процесс и способствовать объективной оценке обучающихся во время аттестации. Нужно проводить идентификацию того, кто сдает экзамен или выполняет задание, и отслеживать процесс проведения экзамена, если он проходит в дистанционном формате, построить систему распознавания лиц, отработать систему отслеживания самостоятельной работы студента. Эти технологии в последнее время развивались в связи с появлением различных форматов онлайн-образования. Но сейчас их настройка становится задачей национального масштаба;

— обеспечения психологического комфорта субъектам образовательного процесса. Дефицит эмоций и живого общения обучающихся с педагогом и одноклассниками потребует активизации роли психологических служб с целью психологического сопровождения образовательного процесса.

Порция знаний под чашечку кофе

Другой особенностью будущего становится стирание грани между основным и дополнительным образованием.
В XXI веке непрерывное обучение стало невероятно популярным, люди осознали важность постоянного саморазвития в силу постоянной конкуренции на работе, в личной жизни и других сферах. К тому же постоянные изменения, открытия обновляются с невероятной скоростью, что влияет и на необходимость перестройки людей. Доходит до того, что знания устаревают в промежуток времени между выпускным вечером и первым рабочим днем. Именно поэтому важно учиться всегда, везде и никогда не останавливаться в своем развитии. Также необходимо отметить, что люди будут выбирать курсы в зависимости от того, какие компетенции им нужно получить, и не очень будут разбирать, входят они в основной вузовский курс или же являются программой дополнительного профобразования.
Вышесказанное обуславливает повышение доступа к актуальным образовательным данным для максимального количества людей и необходимость сделать образовательный процесс более открытым, интерактивным и интересным.
Именно поэтому вторая половина 2020 года изобиловала онлайн- школами, курсами и различными их интеграциями, предполагающими обратную связь с преподавателем через различные удаленные платформы и сервисы. К примеру, Высшая школа экономики начала обучение по полностью онлайновой магистерской программе на платформе Coursera, предполагающее распределенную работу со студентами, которая включает в себя и обратную связь, и выполнение заданий, и полноценное общение преподавателей и студентов.
Еще одно новое направление в формате онлайн-образования и «пожизненного обучения» — микрообучение, предполагающее получение максимальной пользы при минимальных тратах времени. При этом большой объем информации разбивается на логические части, структурируется и вписывается в образовательную стратегию. Важно, чтобы дробление информации на микроуроки происходило без потери ценности и качества информации. В современных условиях, когда человек испытывает большую информационную перегрузку, подача «очищенной», концентрированной информации позволяет получить результат с минимальными потерями. Данный формат особенно подходит топ-менеджерам, которые перегружены задачами и хотят приобрести нужные навыки за короткие сроки.
На практике каждый шаг микрообучения выглядит так:
1. Короткое видео, в котором лаконично дается ответ на один вопрос или решается одна задача.

Можно послушать урок за утренним кофе, во время рабочего перерыва или в ожидании заказа в ресторане — потребуется всего несколько минут. Урок работает по принципу: включили, услышали, можно применять.

2. Практика. Для усвоения информации ученик выполняет упражнение, в котором применяет только что полученные знания.

3. Личная поддержка эксперта. Задание отправляется на проверку эксперту, который готов что-то поправить и подсказать.

4. Корректировка. Когда задание проверено и выявлены недочеты, их можно исправлять.

5. Рефлексия. На этом этапе ученик самостоятельно оценивает уровень своих знаний.

6. Повторение.

Сыграем на цифровой платформе?

Концепция формирования гибких навыков — новой системы знаний Liberal Arts («свободных искусств») заявлена председателем Счетной палаты Российской Федерации, деканом факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Алексеем Кудриным на Гайдаровском форуме — 2021.
В основе этого подхода лежит не усвоение фактов, а создание так называемых гибких навыков и компетенций (критическое мышление, коммуникативность, самоорганизация, креативность, умение работать с информацией, принимать решения, стрессоустойчивость).
Эта концепция предполагает построение образовательного маршрута на принципе индивидуальной траектории.
Большую роль в ее реализации играет геймификация образования. Геймификация (от слияния слов «обучение» и «развлечение» — Edutainment) — внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений. Она помогает школьникам и студентам развивать и совершенствовать свои гибкие навыки. Игровой подход широко используется на цифровых обучающих платформах и начинает проникать в систему образования всех уровней. Это позволяет лучше усвоить материал или выполнить нестандартные задания, творчески подойти к их решению, развивать логическое мышление.
Геймификация направлена на решение следующих задач: рост мотивации обучающегося, сокращение срока обучения и повышение успеваемости ученика. По данным университета Polytechnic Muadzam Shah Pahang в Малайзии, большинство студентов связывают высокий уровень знаний с вовлеченностью в игровую форму обучения.
В обучении могут быть использованы и технологии виртуальной реальности. Они применяются в корпоративном секторе (банками, нефтегазовыми и другими компаниями). Эксперты отмечают высокую результативность данной формы обучения по сравнению с классическим вариантом.

Новый сценарий для учителя

Еще один тренд будущего образования — использование интегрального подхода в обучении.
Это междисциплинарный подход, при котором любое явление, любой объект изучаются комплексно. Данная методика основана не на натаскивании ученика на усвоение знаний по конкретному предмету, а на рассмотрении явления через призму различных областей знаний.
Реализация данного подхода осуществляется через проектную деятельность, когда дети получают возможность реализовывать свои проекты и проводить исследования. Организация таких проектов развивает, по авторитетному мнению директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, критическое мышление и дает необходимый для взросления социальный опыт работы в группе.
Такой подход меняет роль учителя в образовательном процессе. Переходу к проектному мышлению учеников и педагогов может способствовать развитие современных образовательных информационных технологий, которые созданы не под один какой-то предмет, а позволяют подойти к решению задачи с позиции разных областей знаний. Подобные образовательные продукты формируют новое мышление, поставленная задача не делится на части, которые изучаются в курсе истории, физики, химии, информатики, а предстает как единое целое и требует такого же целостного, междисциплинарного подхода для ее решения.
Будущее нашего образования потребует и пересмотра роли педагога.
Во-первых, оно предполагает десакрализацию роли педагога, превращение процесса преподавания из священнодействия во взаимодействие уважающих друг друга людей.
В классическом стиле образования преподаватель занимает практически позицию надзирателя, находится в центре и руководит всеми процессами. В современных трендах все иначе — преподаватель становится скрам-мастером, наставником, который лишь помогает, корректирует.
Он выступает помощником и советчиком, а не руководителем процесса.
На современного преподавателя возлагается решение следующих задач:
— делать все, чтобы вовлечь каждого обучающегося в образовательный процесс;

— поддержка уровня мотивации обучающегося;

— создание и управление интерактивными проектами;

— обучение мышлению.
Скрам-мастер — это специалист, который обучает команду взаимодействию и оптимизирует внутренние процессы, повышая их эффективность.
Во-вторых, пересмотр роли педагога предполагает перестройку системы подготовки педагогических кадров.
Российские учителя воспитаны как учителя-предметники. Для того, чтобы они начали работать по-новому, их надо оснастить современными методиками, перестроить принцип подготовки педагогических кадров, чтобы они по-другому понимали свои задачи работы с детьми. Пока система готовит предметников, а вся работа в школе подстроена под предметное образование, ничего не изменится. Эта проблема — один из мощных механизмов сопротивления в системе образования, что неудивительно, ибо педагогическая высшая школа, а значит, и школьная среда крайне консервативны. Поэтому решение этой проблемы наверняка займет продолжительное время.
Еще один тренд и одновременно вызов для будущего нашего образования — подготовка советников директоров школ по воспитанию в рамках реализации федерального проекта «Патриотитическое воспитание», паспорт которого уже утвержден. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, задача советников — заниматься внеучебной деятельностью, организовывать досуговую деятельность детей, отвлекая их от улицы и интернета.
Советники по воспитанию появятся в школах в соответствии с президентским указом о воспитании школьников и формировании у них патриотизма и гражданственности. Владимир Путин внес эту инициативу в Госдуму в мае 2020 года, она прошла обе палаты Федерального Собрания и была опубликована в виде закона 31 июля 2020 года. В соответствии с ним уже в 2022 году во всех школах России будет введена должность советника директоров по воспитанию, а пока с 1 марта текущего года пилотный проект «Навигаторы детства» реализуется в десяти регионах страны.
Институт развития образования Республики Башкортостан, конечно же, уже подключается к этому проекту, изучает опыт пилотных регионов, планирует собственные мероприятия. Будущее образования, как и другие сферы жизнедеятельности общества, не предсказывают, а планируют и реализуют. Собственно, этим и заняты Институт развития образования и педагогическое сообщество республики.
Азат ЯНГИРОВ, доктор экономических наук, ректор Института развития образования Республики Башкортостан, специалист в области региональной экономики и образовательной политики, один из авторов Стратегии социально-экономического развития РБ — 2030.
Читайте нас: