Все новости
Образование
6 Августа 2020, 11:50

Эхо дистанта

Карантин проверил всех на профпригодность, мобильность и готовность оперативно решать запросы современности. Дистанционное образование еще долго будет осмысливаться и анализироваться. Однако попытаться подвести промежуточные итоги за последнюю четверть минувшего учебного года уже можно. Редакция решила это сделать накануне традиционного августовского совещания педагогов в рамках очередного раунда «Научных сред».

Экспертом выступил ректор Института развития образования Республики Башкортостан доктор экономических наук Азат ЯНГИРОВ. Ведущие проекта — доктор философских наук, профессор Алим АХМАДЕЕВ и заместитель главного редактора Владимир ОГОРОДНИКОВ.

Экономика — вопрос по профилю

Алим АХМАДЕЕВ: — Азат Вазирович, вы экономист по образованию, поэтому и вопрос по профилю. Скажите, насколько тесно экономика связана с образованием?
Азат ЯНГИРОВ: — Бесспорно, образование — часть экономики, основа формирования трудового потенциала региона. Отрасль, так же как и экономика Башкортостана в целом, является одной из крупнейших в России по количеству учителей и по количеству учеников. Ежегодно за парты садятся до полумиллиона юных граждан — это огромная цифра, огромный трудовой потенциал республики. Расходы на образование в структуре бюджета республики тоже немалые — свыше 52 миллиардов рублей практически ежегодно.
Владимир ОГОРОДНИКОВ: — Цифровизация может сэкономить уйму денег. Учитель в нынешнем его профессиональном облике станет не нужен: уроки можно транслировать по сети, по телеканалам. Не к этому ли дело идет? Вполне ожидаемо, что это многих беспокоит.
А. Я.: — Если к этому дело придет, то не скоро. Период дистанционного обучения наглядно показал: ничто не сможет заменить живого, полноценного общения учителя и ученика. Любые самые современные образовательные технологии и ресурсы блекнут, теряют ценность и сам смысл, если нет направляющей, координирующей, воспитывающей роли учителя. Казалось бы переход на дистанционные технологии должен был снизить нагрузку на преподавателей, а она кратно увеличивалась. Во-первых, учителя сами осваивали эти технологии, образовательные платформы и ресурсы. Во-вторых, учителями была проделана и будет дальше продолжаться делаться огромная работа по координации и реализации этого процесса. Очевидно, чем дальше будет развиваться дистанционное образование, тем нагрузка на учителей будет только возрастать.

Карантин врасплох не застанет

А. А.: — Потребовал ли так называемый дистант перестраивать работу Института развития образования, решать новые задачи?
А. Я: — Хочу отметить главное: условия пандемии упрочили управленческие контакты, большая работа велась в тесной связи с курирующим соответствующий блок правительства республики Ф. Ягафаровым, министром образования и науки А. Хажиным. При всей занятости большое внимание этой работе уделялось главой Республики Башкортостан Р. Хабировым. Мы приступили к реализации целого ряда совместных перспективных проектов. Конечно, наша основная деятельность — это повышение квалификации и организация курсов переподготовки для учителей. Но сейчас выдвигается на первый план и ряд других задач и проектов. В частности, мы активно участвовали и, надеюсь, смогли внести свой вклад в обкатку дистанционного обучения. Совместно с министерством образования провели онлайн-круглые столы, онлайн-семинары, разработали методические рекомендации для учителей. Сейчас совместно с министерствами образования и науки, цифрового развития государственного управления создаем единую республиканскую образовательную платформу. Это очень интересный большой проект, который позволит на базе одного ресурса проводить дистанционное обучение в масштабах республики. Платформа апробирована в конце учебного года. Сейчас она совершенствуется. Речь идет прежде всего об автоматизированной информационной системе «Образование». У нас разработана собственная образовательная платформа «Прогресс». Обе платформы будут интегрированы, станут единым продуктом, комфортным для учителей в плане реализации отдельных уроков в дистанционном формате. Начало нынешнего учебного года будет традиционным, но мы должны быть готовы активно внедрять цифровые образовательные ресурсы, интернет-технологии, чтобы никакая пандемия не могла застать врасплох.
А. А.: — Многие ли учителя смогут пройти переподготовку?
А. Я.: — В среднем за год мы охватываем порядка 20 тысяч учителей. Но мы ставим перед собой более широкую задачу, нежели стандартное повышение квалификации. Системой образования востребованы цифровые ресурсы, новые технологические решения в образовательном процессе. Это касается современных форматов и приемов обучения, позволяющих приобрести ряд востребованных компетенций.
В. О.: — Вы хотите сказать, что дистанционка — это альфа и омега образования?
А. Я.: — Мы стремимся дополнить традиционное обучение современными образовательными технологиями. Дистанционное обучение в чистом виде — не лучший вариант. В образовании есть две важные половинки: обучение и воспитание. В процессе дистанционного обучения элемент воспитания в значительной степени выпадает. Это касается и патриотического воспитания, это касается в целом воспитания личности, духовно-нравственного воспитания и так называемой социальной коммуникации. Если дети между собой не взаимодействуют, они не учатся работать друг с другом, они лишаются элементарного общения. Поэтому во главу угла ставится традиционное обучение. Но замечено: у дистанта есть целый ряд преимуществ, позитивных элементов, которые в том или ином виде могут дополнить традиционное обучение и повысить его качество. Например, дистанционное обучение и дистанционные ресурсы позволяют удовлетворить потребности одаренных детей в самых разных масштабах. Второй блок — это работа с так называемыми малокомплектными школами, которые находятся в отдаленных районах республики. Там не редкость, когда один и тот же учитель преподает несколько предметов, радикально несовместимых с его профессиональной подготовкой. Решить проблему поможет трансляция уроков талантливых педагогов. Это тоже очевидные преимущества, почему бы их не использовать? Третье направление — это работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать школу. На помощь приходят дистанционные технологии — это один из инструментов и путей получения высококачественного образования. Есть ниши, где дистанционные технологии с успехом дополняют традиционное обучение, улучшают его качество, повышают его эффективность.
А. А.: — На федеральном уровне принято постановление, в рамках которого предлагается начать создание и внедрение цифровой образовательной среды для учебных заведений в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года. Не кажется ли вам, что в конечном итоге этот эксперимент перерастет во всеобщую «обязаловку», как это обычно происходит?
А. Я.: — Надо понимать, что это попытка создания некоей альтернативной реальности, которая бывает необходима в критических ситуациях. Перед республикой стоит задача — не потерять тот потенциал, тот накопленный огромный опыт, который дался кровью и потом. Не дай бог, конечно, но может оказаться так, что возникнет какая-то новая волна болезни, очередная пандемия. Функционировать в условиях развития такого варианта событий образовательная система должна быть готова. Мы проанализировали опыт стран, который наработан сейчас в мире. В ряде государств создаются даже альтернативные онлайн-школы. Родители обучающихся выбирают: либо учиться в обычной школе, посещать классы, слушать учителя, как говорится вживую, либо переходить на так называемое семейное образование, используя цифровые образовательные ресурсы. Подобная система обучения высоко распространена, например, в США.

Мастер-класс в цифре

В. О.: — Онлайн-уроки на интерактивной платформе — это выход в интернет. Но не каждая семья, особенно многодетная, может позволить себе роскошь иметь несколько компьютеров. А во-вторых, выход в сеть, особенно в отдаленных деревнях — это проблема.

Напророчили

Прибежали в избу дети, Второпях зовут отца: «Тятя, тятя! Нету Сети И не загружается!»
Шутливый парафраз, рожденный задолго до пандемии на стихи классика, оказался пророческим.
А. Я.: — Что касается детей, у которых отсутствуют соответствующие устройства, так называемые гаджеты, то для части из них были закуплены планшеты, они переданы пользователям. Во всех школах была поставлена задача: свободные ноутбуки передать именно этим детям. Для учителей мы разработали достаточно неплохие методические рекомендации, как проводить дистанционные уроки. Осенью мы планируем запуск новых курсов, новых программ, которые будут посвящены исключительно электронному образованию, использованию цифровых образовательных ресурсов. В апреле была проведена серия онлайн-круглых столов, участниками которых стали продвинутые педагоги, которые в совершенстве овладели этими технологиями. На этих круглых столах они пошагово разбирали, как проектировали занятие, как создавали задания, как проверяли знания учеников. Эта серия круглых столов продолжалась с апреля по июнь. С сентября планируем продолжать эту практику с трансляцией на Ютуб-канале. У учителей будет возможность познакомиться с самыми передовыми практиками, что называется, вживую увидеть, познакомиться с опытом коллег. Мы создаем специальный образовательный ресурс, образовательный портал, он называется «Открытый урок». Этот образовательный ресурс будет аккумулировать лучшие практики, лучшие уроки в формате дистанционных технологий по различным дисциплинам. Сейчас нашими экспертами проводится отбор этих уроков, и самые лучшие из них в видео-формате будут выложены на платформе «Открытого урока». Планируем разместить не менее трехсот лучших практик.
В. О.: — Это такой своеобразный мастер-класс?
А. Я: — Совершенно верно. Именно мастер-класс, когда всем видно, какую кнопку, в какой последовательности нажимает «гуру».
В. О.: — Представьте, что вам дали слово на августовском совещании учителей. На каких главных вопросах вы бы сосредоточились в своем выступлении?

Без стратегии не обойтись

А. Я: — Я останусь верен своей стезе, которую выбрал еще в Академии наук Республики Башкортостан. Это разработка стратегии. Считаю, что Республике Башкортостан необходимо иметь стратегию развития образования на достаточно длительный период. При том, что есть целый ряд концепций, которые очень хорошо проработаны. Но они сконцентрированы на отдельных профильных областях. Например, концепции развития полилингвальных школ, наставничества и так далее. Нам нужен общий стратегический документ, в котором будут заложены ориентиры для развития образования на отдаленную перспективу. Должно быть понимание, как будут развиваться территориальные кластеры образования. Когда есть стратегия, легче планировать финансовые, кадровые ресурсы, проще верстать бюджет. Институтом развития образования Республики Башкортостан начата и эта работа, разработано концептуальное видение этой стратегии.
Читайте нас: