На Петербургском международном экономическом форуме Башкирия представила Национальную киберфизическую платформу «Берлога», став пилотным регионом ее запуска. В том, что это такое и для чего она нужна, нам помог разобраться одиннадцатиклассник Башкирского лицея-интерната № 3 в Стерлитамаке Глеб Чекмарев, который вместе со своим учителем физики Ильдаром Казнабаевым стал амбассадором проекта.
— Наш лицей неоднократно занимал призовые места в различных конкурсах научной направленности. Я тоже добивался определенных успехов. Поэтому когда создатели платформы направили запрос в нашу школу, амбассадором предложили быть мне, — поделился с нами Глеб. — В этом статусе я побывал на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, а также рассказывал о платформе участникам летнего лагеря «Изотоп», который проходит в нашем лицее, и ребятам, отдыхающим в «Орленке» Стерлибашевского района. Мои слушатели, судя по всему, заинтересовались, сами играли в мобильную игру и показывали хорошие результаты. Мне она, кстати, тоже нравится.
Киберфизическая платформа «Берлога» создается (она все еще в процессе разработки. — Авт.) Агентством стратегических инициатив и Кружковым движением НТИ. Ее задача — заинтересовать школьников
5 — 9 классов технологическими специальностями. А форму для этого выбрали самую заманчивую для юного поколения — мобильной игры. В нее, кстати, уже можно играть в тестовом режиме, скачав приложение «Берлога» на платформе RuStore. В приложение загружена пока только одна игра «Защита пасеки», но со временем их станет больше. Причем все игры будут объединены общей вселенной и сюжетом.
Мир «Берлоги» чем-то напоминает технологически развитые миры светлого будущего, как их представляли в своих произведениях Кир Булычев и братья Стругацкие. Здесь развивается цивилизация разумных медведей, которые живут в мире и занимаются наукой во благо всех жителей. Есть медведи-конструкторы, пасечники, программисты, биотехнологи, и игрок может выбрать любого персонажа с теми или иными характеристиками.
Действие игры «Защита пасеки» строится вокруг молодого мишки, который, желая увеличить количество добываемого на пасеке меда, случайно создал ос-дронов, а они начали разрушать хранилище. Игрок должен помочь персонажам их остановить, программируя для этого виртуальных роботов. У игры есть даже предыстория в виде комикса, который можно посмотреть и прочитать на сайте платформы: platform.kruzhok.org.
Казалось бы, какая связь между мобильной игрой и технологическим образованием? Оказывается, самая прямая. Сама по себе игра — это лишь первый шаг в погружении в то или иное техническое направление.
— Частью проекта станут кружки по четырем направлениям: программированию, робототехнике, инженерно-производственные кружки и кружки подготовки к Национальной технологической олимпиаде, — пояснила директор Республиканского детского образовательного технопарка Оксана Семенова. Технопарк выступает региональным оператором киберплатформы в Башкирии. — В Башкирии в сентябре откроется 91 кружок в школах и учреждениях дополнительного образования. Они прошли специальный отбор, и к моменту открытия кабинеты будут дооборудованы всем необходимым, а педагоги пройдут курсы повышения квалификации.
Все эти кружки будут привязаны к цифровой платформе «Талант» Кружкового движения НТИ. Здесь будут проходить специальные занятия, соревнования, курсы, хакатоны в онлайн- и офлайн-форматах, и участники смогут переносить свои достижения прямо в игру. Например, если игрок соберет квадрокоптер, занимаясь в кружке, в игре тоже появится коптер, которым сможет пользоваться персонаж. Таким образом, игра побудит ребят получать реальные навыки и учиться новому.
Как добавила Оксана Евгеньевна, успехи в проекте дадут ребятам дополнительные баллы на ЕГЭ и при поступлении в вузы.