Все новости
Образование
16 Ноября , 11:15

Больше практики!

Программа «Профессионалитет» помогает студентам стать «своими» на производстве

Альберт ЗАГИРОВ  Никита, Радмир и Диана явно нашли дело по душе.
Никита, Радмир и Диана явно нашли дело по душе.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

В производственно-учебном центре «Ростеха», который входит в структуру ОДК-УМПО, сегодня многолюдно: на предприятии проходят Дни без турникета — экскурсии для школьников Уфы.

Для ребят они приоткрывают окошко в профессию.

А вот для студентов Уфимского машиностроительного колледжа, которые в прямом и переносном смысле находятся по другую сторону стекла, первый большой шаг уже сделан: они начали обучение по программе «Профессионалитет».

Казалось бы, зачем нужен «Профессионалитет», когда в нашей стране и так существует среднее профессиональное образование, готовящее рабочих для производства? Что это такое и чем отличается от привычной системы обучения?

— Первый принцип «Профессионалитета» — меньше теории, больше практики, примерно в пропорции 30 на 70, — рассказывает и. о. директора производственно-учебного центра (ПУЦ) Госкорпорации «Ростех» Андрей Быбин. — Мы называем это дуальной моделью подготовки: теорию ребята изучают в колледже, на практику приходят к нам. В итоге мы получаем профессионалов, которых не придется адаптировать к работе на производстве. Кроме того, студенты будут мультиспециалистами — на выходе они получают целый набор квалификаций, подтвержденных «корочками».

Впрочем, переход на новую программу обучения не стал шоковым ни для предприятия, ни для колледжа. Подобные модели подготовки специалистов ОДК-УМПО вместе с УМК реализовывают еще с 2019 года, а сам ПУЦ, организованный в том же году, был создан под нужды такого практико-ориентированного обучения, причем не только студентов, но и людей, пришедших, что называется, с улицы. В 2021 году он разместился в отдельном, построенном под него корпусе.

Ребята, обучающиеся по дуальной программе, заключают с предприятием целевые договоры, то есть после окончания обу­чения они поступят сюда на работу. В выигрыше останутся все: для ОДК-УМПО это решение кадрового вопроса, для студентов — возможность получить сразу несколько востребованных профессий, для колледжа — кратное увеличение числа выпускников, которым гарантировано трудоустройство, и дополнительное финансирование.

Как мы уже писали ранее, под программу «Профессионалитет» в Башкирии был создан кластер «Машиностроение», и Уфимский машиностроительный колледж получил на его развитие 210 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов, а также из средств опорного предприятия — ОДК-УМПО. На эти средства в УМК сегодня ремонтируют учебный и административный корпуса и студенческое общежитие.

На «Профессионалитете» сегодня обучаются 400 студентов. Они получают четыре основные профессии: наладчик станков и оборудования в механообработке, оператор станков с программным управлением, мастер слесарных работ и контролер станочных и слесарных работ (срок обучения — 2 года 10 месяцев) и одну специальность — технология машиностроения (3 года 10 месяцев).

Ребята занимаются по учебным планам, которыми преду­смотрена гибкая система расписания. Какое-то время они учатся в колледже — преподаватели дают им теоретическую базу, а затем на практике в ПУЦ ее закрепляют. Практическая подготовка построена так, что студенты выполняют законченные проекты — с нуля до готового изделия. Сегодняшняя группа, например, уже успела в сентябре выполнить слесарный проект и перешла на токарный — они должны создать макет телебашни, состоящей из нескольких деталей.

— Есть классическая система обучения — когда все выполняется строго по программе. С проектной — иначе. Здесь даже на производстве есть место творчеству: мастер дает задачу ученикам, и они вместе решают, что для ее выполнения может понадобиться, какие есть варианты решения и какой из них в конечном итоге лучше, — поясняет начальник производственно-учебного комплекса в составе ПУЦ Азат Ахтямов.

После усвоения навыков токарной обработки ребята займутся фрезеровкой, на более поздних курсах будут осваивать станки с программным управлением. И на всех этапах обучения за каждой группой будет закреплен один и тот же мастер-мультиспециалист.

— Я изначально скептически относился к такой системе, при которой ученики получают сразу несколько профессий, — добавляет Азат Ахтямов. — Сам был фрезеровщиком. Но потом освоил токарные станки с ЧПУ и понял, что все станки работают в общем-то по одним и тем же законам. К тому же благодаря комплексному обучению ребята начинают видеть технологический процесс в целом и понимать, как можно компенсировать те или иные недоработки.

— Ребята только начали, — замечает Андрей Быбин. — Видно, что им интересно. Это непохоже на школу, непохоже и на обычный колледж. Из-за большого количества студентов мы выстроили систему тактного обучения: сегодня они учатся в ПУЦе в две смены по шесть часов. Каждую группу по 25 человек ведет свой мастер производственного обучения.

Из панорамного окна второго этажа хорошо виден весь производственно-учебный комплекс. Особенно шумно в одной зоне: кажется, что одетые в зеленые спецовки студенты хаотично рассеяны между станками. На самом деле они четко распределены между участками токарных, фрезерных и шлифовальных станков. У каждого — свое рабочее место, какие-то работы выполняются в группах по два человека. А мастера переходят от станка к станку, наблюдая, подсказывая и корректируя действия учеников.

Всего в комплексе 220 современных станков, в том числе универсальные и с числовым программным управлением. Но за них «профессионалитетовцы» встанут чуть позже, когда освоят более простые операции.

Интересно, что для многих сегодняшних студентов обучение в УМК и планы на трудоустройство в ОДК-УМПО — дело семейное.

— У меня почти вся семья работает на УМПО, — рассказывает Диана Ивонина, студентка 1 курса по профессии оператор станков с программным управлением. — Пошла по стопам родных, но потом и самой стало интересно. Работать здесь очень комфортно, планирую потом остаться на предприятии.

— У меня по этой же профессии на заводе работает папа, — замечает ее коллега Радмир Гайнетдинов. — Посоветовал пойти сюда. Когда только пришли на предприятие, я даже удивился, что здесь так классно. Все есть для учебы, очень удобно.

— А у меня на УМПО мама, — вторит Никита Васильев. — Из-за нее я еще в школе начал увлекаться станками, приходил к ней на завод, наблюдал за работой. По ее совету сюда и попал. Учиться интересно и не очень сложно. Преподаватели хорошие. А вообще, если тебе это нужно, то все получится.

Производственно-учебный центр и в самом деле производит мощное впечатление. Общая его площадь — 14,5 тысячи квадратных метров. Кроме огромного цеха с производственными участками здесь есть учебные классы и лаборатории. Все новенькое, оборудованное по последнему слову техники. Чисто, тепло, просторно и удобно. Впрочем, трансформация производства сегодня идет на всем заводе, и одна из задач центра — готовить кадры для него.

КСТАТИ

По данным минпросвещения России, в 2022 году обучаться по программе «Профессионалитет» начали 150 тысяч студентов в 43 регионах страны. Создан 71 кластер, где готовят специалистов для железнодорожной, фармацевтической, химической отраслей, атомной и легкой промышленности, металлургии, сельского хозяйства и машиностроения.

А в следующем году запланировано открытие шести кластеров в строительной сфере.

МЕЖДУ ТЕМ

Сегодня в производственно-учебном центре «Ростеха» ведется обучение по нескольким моделям подготовки, в том числе это получение новых профессий — одной или сразу нескольких, профессиональная переподготовка и повышение квалификации. С 1 сентября 2022 года здесь обучаются 400 студентов УМК по программе «Профессионалитет», 75 первокурсников Уфимского авиационного техникума, 298 студентов обоих образовательных учреждений, продолжающих обучение на втором и третьем курсах, и 250 человек, осваивающих новую профессию. Обучение полностью бесплатное, кроме того, предусмотрена стипендия.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас в