Все новости
Образование
11 Сентября 2022, 22:15

Учиться зарабатывать

Какой союз поставить между этими словами — «и» или «или», каждый ссуз решает сам

Лилия КАЛАНТАРЯН  Навыкам изготовления брусчатки студентов колледжа обучили сельские предприниматели.
Навыкам изготовления брусчатки студентов колледжа обучили сельские предприниматели.Фото:Лилия КАЛАНТАРЯН

К новостям о появлении производственных цехов при том или ином колледже некоторые относятся настороженно. Мол, учеба и коммерция — понятия несовместимые. А значит, не нужно одновременно вкладывать в головы ребят навыки и станочника (строителя, швеи, бухгалтера…), и предпринимателя. «Нужно», — уверен директор Туймазинского индустриального колледжа Олег Гайсин. И на примере колледжа убедительно доказывает, что симбиоз образовательной и бизнес-деятельности может стать трендом сегодняшнего дня.

Не всё измеряется деньгами

В прошлом году привычный уклад жизни ТИКа всколыхнуло сообщение: готовится к открытию цех по производству брусчатки.

— Таким образом мы сможем убить сразу трех зайцев, — объяснил коллегам свое решение Гайсин. И начал загибать пальцы: — У колледжа появятся средства на собственные нужды — это раз. Позволим студентам своим трудом заработать деньги на карманные расходы — это два. И самое главное, дадим ребятам примерить на себя их будущую профессию — это три. Причем познакомим их не только с производственной, но и с логистической цепочкой, от доставки цемента и песчано-гравийной смеси до отгрузки готового изделия заказчику.

Фактически 2021 год стал годом становления производственного кластера в ТИКе. Здесь сумели собрать необходимую сумму и приобрести формы, бетономешалку, тепловые пушки… А когда оборудование смонтировали в одной из мастерских, руководству колледжа удалось совершить то, что не укладывается в привычные реалии бизнеса. Оно вышло на предпринимателей из села Дуслык, которые годами зарабатывают на изготовлении и укладке брусчатки, и те добровольно(!) обучили преподавателей и студентов всем премудростям ее производства. Мало того: сельские бизнесмены стали постоянными бизнес-консультантами ТИКа в этом начинании.

— Спрашиваете, как такое возможно? — улыбается директор колледжа. — Да просто дуслыковские ребята понимают, что не все в этом мире измеряется деньгами. И слова о полномасштабном возрождении рабочего класса для них — совсем не пустой звук.

Очень быстро в ТИКе сформировалась команда из полутора десятка студентов, которые загорелись новой идеей. Наряду с брусчаткой они быстро освоили изготовление сопутствующих товаров: бордюров и водостоков.

— Конечно, заказы пошли не сразу, — признается заведующий практикой Анвар Гимазетдинов. — О нас, как это часто бывает, люди узнавали через сарафанное радио. Но уже тогда мы решили, что не будем работать на склад: поступил заказ — мы оперативно его исполнили. Правда, когда прошло немного времени, чуть смягчили это правило. И начали сдавать готовую продукцию в торговые точки на реализацию.

«Клевер» на вибростоле

Производственный процесс здесь выстроен вполне по-взрослому: все ингредиенты загружаются в электрическую бетономешалку, перемешиваются, затем заливаются в формочки. Далее они попадают на вибростол и, наконец, в пропарочную камеру. Весь цикл изготовления брусчатки занимает около двух суток.

— Кто-то скажет, что долго. Но если ускорим процесс, потеряем в качестве, а значит, и покупателей, — поясняет Анвар Ильясович. — Так что пока мы ежедневно изготавливаем 10 — 12 квадратных метров плитки, не больше.

Коль речь зашла о качестве, до сегодняшнего дня претензий к нему со стороны покупателей не было никаких. А как иначе — контролируется оно жестко. Из каждой готовой партии выбирают пару плиток, которые подвергаются жестким механическим воздействиям: в числе прочего по ним даже бьют молотком. Сломались — значит, вся партия идет в утиль. Но подобных случаев массового брака здесь уже и не помнят.

А более действенным способом нарастить объем производства в колледже называют приобретение дополнительного оборудования. Для начала — тех же формочек. Но и тут, по словам Гимазетдинова, есть подводные камни. Запросы покупателей постоянно меняются: если прежде они выбирали брусчатку «Клевер», то теперь все чаще отдают предпочтение «Доске». Возьмешь не те формы — попадешь впросак.

Тем не менее, новое направление деятельности, выбранное в прошлом году, в колледже считают делом перспективным. А потому в обозримом будущем хотят приобрести не только формы, но и еще один вибростол. А уж рабочих рук в учебном заведении, где сегодня грызут гранит науки более 800 человек, хватает. При необходимости ребята готовы работать хоть в три смены.

— Для успешного развития этого начинания у нас есть все: и производственные площади, и старательные ребята, которые хотят и могут работать, и толковые преподаватели, готовые всему их обучить, — говорят в колледже.

От колледжа — к кластеру

Понятно, что интерес подростков к этому делу во многом связан с возможностью заработать. Они трудятся здесь три-четыре часа в день, получая за свою работу один МРОТ. Часть средств остается колледжу — на них закупаются спецодежда, расходные материалы для производственной практики.

— Станем зарабатывать больше — найдем, на что потратить, — продолжает Гимазетдинов. — У нас ведь большое хозяйство: три учебных корпуса, общежитие. И везде нужно наводить порядок. Так что дополнительные средства точно не будут лишними. Но главная наша цель — дать ребятам дополнительные практические знания. И не только будущим строителям. Здесь будут задействованы и завтрашние сварщики, слесари и электрики, которым поручим ремонт и модернизацию оборудования; бухгалтеры, задача которых — просчитать и удешевить себестоимость производства.

Судя по всему, изготовление брусчатки станет не единственным коммерческим проектом колледжа. Сейчас здесь подумывают сформировать мобильные группы сварщиков для работы по заявкам граждан, открыть цех по ремонту автомобилей.

Вполне возможно, что через пару лет мы напишем о ТИКе уже не как о ссузе, а как о передовом учебно-производственном кластере. Мечты? А почему бы и нет. Ведь первый бизнес-проект уже доказывает свою успешность. А что будет дальше — покажет время.

г. Туймазы.

Прямая речь

Евгений Жидков, второкурсник, группа «Технология машиностроения»:

— Работаю на производственной площадке колледжа уже несколько месяцев. Да, поначалу было нелегко — столько знаний пришлось усвоить за короткое время. Но затем дело пошло. Для меня важно, что здесь я нарабатываю хороший опыт и при этом получаю зарплату. С учетом стипендии и надбавок за активное участие в различных мероприятиях выходит неплохая сумма.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: