Все новости
Образование
24 Мая , 11:15

Под крылом «Авроры»

из архива уфимской гимназии № 39 Ребят, вернувшихся с заключительного этапа олимпиады, в уфимском аэропорту встретили с цветами и шариками.
Ребят, вернувшихся с заключительного этапа олимпиады, в уфимском аэропорту встретили с цветами и шариками.Фото:из архива уфимской гимназии № 39

Школьники республики с каждым годом всё чаще побеждают во Всероссийской олимпиаде

Глава региона Радий Хабиров на своей странице в соцсетях поведал о впечатляющих успехах наших ребят на главной олимпиаде страны. Если в 2019 году республика по количеству призеров и победителей на Всероссийской олимпиаде школьников занимала 35-е место, то уже в 2021-м поднялась на 16-е, а в нынешнем году вышла на десятое.

С чем связан такой прогресс и что необходимо для успешной подготовки юных олимпийцев, рассказала преподаватель английского языка уфимской гимназии № 39, абсолютный победитель конкурса «Учитель года столицы Башкортостана» в 2022 году Вера Серавкина.

Когда процесс интереснее результата

Путь к победе во Всероссийской олимпиаде школьников для одиннадцатиклассницы уфимской гимназии № 39 Дианы Замалеевой длился четыре года. В девятом классе ей удалось пройти на заключительный этап олимпиады, но он был отменен из-за пандемии. В десятом она стала призером по английскому языку, а в этом году получила диплом победителя ВОШ.

— Занималась я в основном сама, а последние два года еще и на онлайн-подготовке, организованной центром поддержки одаренных детей «Аврора», — рассказала победительница. — Большую помощь в подготовке, в том числе моральную поддержку, оказала моя учительница Вера Игоревна Серавкина, она и на заключительный этап олимпиады оба раза с нами ездила.

Всероссийская олимпиада школьников и перечневые олимпиады открывают победителям и призерам заключительного этапа возможность поступления в любой вуз страны без вступительных экзаменов по профилю предмета. Диана Замалеева еще не решила, кем именно хочет стать, но ее профессия, несомненно, будет связана с дальнейшим изучением английского. Поэтому она планирует поступать на факультет иностранных языков.

— Я не думала о льготе при поступлении, когда участвовала в олимпиаде. Что меня побудило участвовать? Любовь к английскому, желание доказать себе, что способна на многое. Больше всего мне нравится сам процесс подготовки, углубленное изучение языка, особенно последний месяц, когда встаешь каждое утро и начинаешь заниматься. Процесс для меня интереснее результата, — признается Диана.

И этому можно верить: ведь право поступить в любой вуз страны девочка заслужила еще в десятом классе, когда стала призером ВОШ. Можно было бы на этом и остановиться, но она продолжила упорно трудиться и смогла улучшить свой результат.

С целью усовершенствования работы с одаренными детьми в Республике Башкортостан оказываются меры материальной поддержки победителям и призерам ВОШ и ряда других олимпиад. С 2018 года и добившиеся успеха школьники, и подготовившие их педагоги награждаются премиями главы Республики Башкортостан. Победители, равно как и их наставники, получают премию главы республики в размере 100 тысяч рублей, призеры — по 60 тысяч. В прошлом году в республике таких премий удостоились 442 обучающихся и 283 педагога.

Мы — команда

Диана Замалеева в этом году стала победителем, а десятиклассница той же гимназии Руслана Абдульманова, поехавшая на заключительный этап ВОШ впервые, — призером по английскому языку. Наставница обеих девочек учитель Вера Серавкина поделилась своим видением развития олимпиадного движения в республике. Первый критерий успеха, по ее мнению, — правильная мотивация школьников.

— И денежная премия, и поступление в вуз — это, конечно, важное и приятное для ребят дополнение к победе, но суть олимпиадного движения, то, что отличает победителей и призеров от остальных, — это искреннее желание развиваться, узнать что-то новое, получать знания сверх программы, — уверена педагог. — Олимпиада — это чистое знание, не замутненное коммерцией или каким-то меркантилизмом; знание, доставляющее искреннее удовольствие.

Вторым критерием успеха Вера Игоревна считает создание среды для детей. Такой, которая не только была бы комфортной и способствовала их развитию, но и позволяла конкурировать с другими одаренными ребятами. Важно, чтобы наставники поддерживали и ободряли своих учеников на всех этапах, создавали для наиболее талантливых индивидуальные графики обучения, как это делают педагоги в 39-й школе. Важна и роль родителей, ведь изначально именно они направляют своих детей, выбирают, где и как им учиться.

— В этом году я сопровождала на заключительный этап олимпиады в Москву башкирскую команду по английскому языку, пять детей, — вспоминает Вера Серавкина. — И у них сложилась такая дружная и сплоченная команда, что даже педагоги из других регионов обращали на это внимание. А когда мы вернулись домой, нас в аэропорту встретили без предупреждения коллеги из нашей школы с цветами, шариками, поздравлениями.

Есть и третий критерий: это командная работа тех, кто организует весь процесс подготовки детей к олимпиаде. Подготовка должна быть многоступенчатой, ведь чтобы выйти в финал, ребенок должен быть достойно подготовлен ко всем этапам олимпиады: школьному, городскому, республиканскому. На каждом этапе необходимы учебно-тренировочные сборы нужного уровня, нужна своя команда сильных педагогов. В Москве, например, к высшим этапам олимпиады ребят готовят уже не школьные, а университетские преподаватели.

Успех — это труд

— В 2019 году в составе делегации я побывала на курсах в Москве, — рассказала Вера Игоревна. — Там собрались педагоги школ и университетов из разных регионов, все, кто занимается составлением олимпиадных заданий на разных уровнях. Это был интересный обмен опытом с преподавателями из других регионов. Мы тогда поняли, что у нас одни и те же проблемные зоны, поделились идеями о решении этих проблем. Я давно готовила детей к олимпиадам, но выше республиканского уровня результатов не было. Прорыв произошел именно в последние два года, и не только у моих учеников.

Почти три года назад в Уфе по инициативе главы республики Радия Хабирова был создан Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи РБ «Аврора». Центр находится под патронатом образовательного центра поддержки одаренных детей «Сириус». На базе «Авроры» два года проводятся учебно-тренировочные сборы для участников олимпиад, приглашаются педагоги из разных школ. А для занятий со школьниками, прошедшими на заключительный этап Всероссийской олимпиады, были организованы курсы с привлечением преподавателей из других регионов, в основном из Москвы. Среди них были составители олимпиадных заданий, члены жюри.

— Я думаю, то, что Башкирия в этом году показала десятый результат по стране, — как раз результат тесного сотрудничества центра «Аврора» со школами, правильной организации и планомерной работы в этом направлении. Центр взял олимпиадников под свое крыло, и это принесло свои плоды, — считает Вера Серавкина.

Однако педагог опасается, что в ближайшие годы такой успех повторить будет сложно: дадут о себе знать два года дистанционного обучения, «благодаря» которому у среднего звена учащихся образовался провал в базовых знаниях языка.

— А без прочной базы даже самым талантливым детям не пробиться, — предостерегает учитель.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас в