Все новости
Образование
6 Декабря 2021, 11:15

Профессорский всеобуч

Уфимский федеральный исследовательский центр РАН и школы республики будут готовить молодых исследователей вместе

Профессорский всеобуч
Профессорский всеобуч

Контакты между общеобразовательными школами и академической наукой в последние годы становятся в Башкирии все более прочными. Они теперь обретают формальную основу, когда обе стороны подписывают своеобразную «дорожную карту» совместных действий, решают накопившиеся проблемы.

Сотрудничество академиков и школ теперь закрепляется специальным трехсторонним соглашением в рамках общероссийского проекта по базовым школам РАН. На этот раз протокольному мероприятию предшествовал серьезный разговор, в ходе которого представители и школьных учреждений республики, и науки не только наметили стратегию, но и обсудили те проблемы, которые пока еще тормозят благое начинание. Чем больше непосредственного общения академиков, профессоров с ребятами, тем больше у старшеклассников современных знаний. Да и как иначе старшеклассникам получить актуальную информацию, если, например, самые современные отечественные учебники по физике в изложении материала по полупроводникам и транзисторам остановились на середине 70-х годов прошлого века?

В Башкирии статус базовых школ РАН имеют пять учреждений, три из них в Уфе, а также гимназия в Стерлитамаке и лицей в Нефтекамске. Все они хорошо известны в педагогическом сообществе. Именно там учатся многие победители олимпиад, ребята получают самые высокие баллы по ЕГЭ и поступают в наиболее престижные отечественные вузы.

Идеология таких соглашений понятна, она напоминает своеобразную селекционную работу. Ученые мужи примечают за школьной партой будущих исследователей, которым в перспективе прямая дорога в профессиональную науку. В Башкирии проект курирует руководитель представительства РАН в РБ Рафаэль Зинуров.

— Ежегодно науке требуется около десяти тысяч молодых ученых. И такие кадры мы должны воспитывать. В стране определены 108 базовых школ, они находятся в 32 субъектах страны. Доля Башкирии в таком начинании, как видите, весома.

Есть перспектива включить в проект еще 2 — 3 учебных заведения республики. Конечно, наличие базовых школ РАН, их сотрудничество с УФИЦ будет способствовать успешному развитию и нашего Евразийского НОЦ, — считает Зинуров.

Сегодня в Башкирии насчитывается около трех тысяч докторов и порядка десяти тысяч кандидатов наук. Потенциал огромный. И он должен быть повернут, в том числе, в сторону школьного образования.

— Но к сожалению, если такая смычка и есть, то она не очень тесная, — признает заместитель председателя профильного комитета Госсобрания РБ Альфис Гаязов. — И когда мы официально фиксируем, что при каждом НИИ будут существовать какие-то общеобразовательные школы, которые смогут сотрудничать по специальной программе, это будет не только интересно, но и полезно. И вообще, у каждой школы должна быть своя изюминка.

И это только часть проблем. Статус базовой школы РАН сам по себе почетен, признают педагоги и директора школ, но он не подкреплен ни материально, ни организационно.

— Если не появятся нормативные документы, регламентирующие существование базовых школ РАН, ничего не изменится, — категоричен директор стерлитамакской гимназии №1 Риф Тажиев. — Раньше, например, для приглашения известных людей, в том числе ученых, отводилось специальное время. Для кружковой и прочей работы было 180 часов, теперь осталось 27. Нас, опорных школ РАН, в Башкирии немного, и мы очень надеемся на понимание со стороны руководства и минобра республики. Спасибо, что некоторые из учебных заведений все-таки получили новое оборудование. Нельзя не вспомнить и о 15-процентных надбавках, которые прежде были у учителей в гимназиях и лицеях. Сейчас вернули право платить такие надбавки, но финансирование под это открыто не было.

Директора школ со стажем вспоминают: как ни парадоксально, самыми благоприятными временами для гимназий и лицеев оказались 90-е годы прошлого века. Было гораздо больше прав, материальных возможностей. Постепенно ситуация нивелировалась, и теперь они по финансированию по сути ничем не отличаются от обычной школы. Из этого правила есть исключения, но в основном все подвижки происходят за счет региональных и муниципальных бюджетов. Однако в ближайшее время ситуация может измениться к лучшему.

— Как известно, в нашем Евразийском НОЦ четыре направления работы определены как фундаментальные. С учетом этого на базе школ сейчас создаем предуниверсарий и станем выделять под такой проект средства. Постановление правительства республики находится на проработке в министерстве финансов. Школы получат деньги для того, чтобы ребята могли заниматься наукой. Планируем «пилот» запустить в этом году, а со следующего выйти на постоянную основу, — обрисовал перспективы первый заместитель министра образования и науки РБ Ильдар Мавлетбердин.

Прямая речь

Вадим ЗАХАРОВ, руководитель УФИЦ РАН:

— Нам нужно прежде всего отработать механизм взаимодействия с учебными заведениями. Механизм, направленный на поиск талантливых школьников и тех, кто может дать таким ребятам установки на раскрытие их возможностей. Проблема в основном в этом. Есть ученые, профессионально занимающиеся наукой, и есть много талантливых школьников. Необходимо наладить взаимодействие, потому что это разные ведомства, разный режим и график работы, разные задачи. Если будет настроена коммуникация, то проект, когда ученые РАН заходят в школы, даст результат. Для чего и подписано соглашение. К сотрудничеству готовы все наши 13 научных институтов, недаром на подписание договора о сотрудничестве пришли все их руководители. Причем о материальной заинтересованности ученых речь вести неуместно. Это их миссия: не только проводить исследования, но и заниматься популяризацией науки, рассказывать об итогах своих исследований.

И многие нашим ученым такая работа нравится.

Фото из открытых источников.

Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: