Все новости
Образование
5 Октября 2021, 11:15

Федан ГАФАРОВ: Мы закладываем основы

Конкурсант «Учителя года — 2021» — о балансе между жизнью и уроками

Федан ГАФАРОВ: Мы закладываем основы
Федан ГАФАРОВ: Мы закладываем основы

С Феданом Гафаровым, учителем биологии уфимского центра образования № 95, который представлял Башкирию на всероссийском конкурсе «Учитель года — 2021» в Ростове-на-Дону, мы побеседовали на следующий день после главного испытания — открытого урока. А потому первый вопрос — о впечатлениях от участия в знаковом для педагога событии.

Не конкурс, а фестиваль

— Действительно, урок был одним из важных этапов конкурса. Ты ведешь его у детей, которых не знаешь, — впервые увидел всего за десять минут до начала урока. Это непросто и ответственно. Кроме того, это высокая планка, ведь все участники — победители региональных конкурсов.

Как прошел урок, мне понравилось. Дети замечательно включились в работу, выполняли все задания. Им было интересно.

Если говорить о впечатлениях от конкурса в целом, то могу отметить хорошую организацию, доброжелательное отношение встречающих и детей. Все проведено на высшем уровне.

Очень интересно общаться с коллегами — для нас важна сама атмосфера конкурса. Недаром многие не считают «Учителя года» конкурсом как таковым и больше воспринимают как фестиваль, на котором можно узнать что-то новое и полезное, поделиться собственным опытом. Это, в первую очередь, шаг в профессиональном развитии.

— А психологически сложно было участвовать? Как с волнением справлялись?

— Любой конкурс вызывает волнение. Но мы с коллегами договорились воспринимать его именно с точки зрения фестиваля, и стало намного легче. Ты знаешь, что находишься среди единомышленников, все они прекрасные люди, так что соревновательная часть немного стирается.

Вообще-то, я в профессиональных конкурсах раньше не участвовал. Когда-то был в жюри районного «Учителя года». А в 2020 году директор школы предложила попробовать себя с другой стороны. Я даже не задумывался, что пройду на республиканский уровень (Федан Гафаров стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года Башкортостана — 2020» — авт.), а затем и на российский. Решил попробовать просто потому, что было интересно.

Учитель с рюкзаком

— Федан Фаясович, как вы пришли в профессию учителя?

— Не могу сказать, что это было осознанной мечтой, я не задумывался о том, что хочу быть именно учителем. Мне нравились учителя, которые работали в моей родной средней школе (в селе Кальтовка Иглинского района — авт.). Хорошо помню первую учительницу — Наталью Александровну Прокопович. Это невероятно добрый, чуткий человек, которая стала нашим ангелом-хранителем, когда мы учились в начальной школе. Она и в дальнейшем всегда интересовалась нашими успехами и давала советы. А полюбил я профессию учителя, пожалуй, благодаря Ларисе Рифильевне Стародубцевой. Она преподавала биологию. И в целом безумно уважаю и люблю своих учителей. Очень благодарен им за их труд!

После 11 класса я поступил в БГПУ имени М. Акмуллы и в 2010 году его окончил.

— То есть в профессии вы уже 10 лет?

— Так и есть. После завершения учебы я уехал работать на Камчатку. Получилось это совершенно случайно: разместил резюме в интернете, и на него откликнулись из школы № 2 поселка Усть-Камчатск. Я тогда, помню, подумал: «Когда еще будет возможность побывать на Дальнем Востоке?». Хотелось мир посмотреть. Так что согласился и проработал на Камчатке до 2018 года: шесть лет в школе учителем биологии и химии и еще два года — директором центра дополнительного образования.

— Но все-таки сейчас вы живете и работаете в Уфе. Что заставило вернуться?

— В Башкирии у меня остались все родные. Каждый раз приезжал сюда в отпуск, а возвращаться на работу, расставаясь с ними, было очень тяжело. Хотя Камчатку я полюбил всем сердцем и сейчас скучаю по ней, принял решение вернуться. И в 2019 году устроился в центр образования № 95 учителем биологии.

— Многие молодые педагоги жалуются на обилие бумажной работы. Говорят, что приходят в школу, чтобы дать детям что-то новое и интересное, но сталкиваются с бюрократизмом, и постепенно желание работать уходит. Как вы сохраняете энтузиазм?

— Да, такая проблема в нашей профессии действительно есть. Важно другое. Когда я только начинал работать, у меня был наставник, который помогал мне войти в профессию. Мне в этом смысле повезло, благодаря ему я не ушел в рутину. А потом, с обретением опыта, становится легче.

Вообще, я считаю, начинающим специалистам первые два-три года необходима поддержка со стороны коллег, которые могли бы облегчить им этот путь. Я еще и с другой стороны хорошо знаком с этим моментом. Кроме того что веду уроки, сейчас работаю заместителем директора школы по учебной работе, и мы стараемся молодых педагогов как можно меньше включать в эту сложную бумажную рутину. Будем надеяться, они останутся работать у нас.

— Работа с детьми — огромный труд. Недаром эмблема «Учителя года» — пеликан, который, по легенде, кормит птенцов собственной кровью, символ самопожертвования, милосердия и любви. Как удается избежать выгорания, сохранить себя?

— Главное — соблюдать баланс между работой и личной жизнью, чтобы работа не стала всепоглощающей, когда ты занимаешься ею с утра до ночи. Хотя найти такой баланс очень сложно. Но нужно к этому стремиться. Один из выходов — общение с семьей, встречи с друзьями. Это должно быть на первом месте. А еще увлечения, хобби, помогающие получить заряд энергии, которую потом можно реализовать в своей работе.

Мое хобби, например, — путешествия по Башкирии. Я много чего еще у нас не видел. И у меня есть такая цель — в течение пары-тройки лет все места, известные и неизвестные, здесь посетить. Хочется побывать и за пределами республики, тем более сейчас, после конкурса, когда появились знакомые во всех уголках страны. Опыт Камчатки уже есть.

Когда уроки ближе к телу

— Говорят, что педагогам сегодня в школе непросто с детьми. Нынешние школьники — какие они, по-вашему? Как их заинтересовать?

— Когда мы учились в школе, нас тоже тяжело было заинтересовать, но наши педагоги как-то с этим справлялись. На самом деле, детей интересует то, зачем им нужно то или иное знание. И это нормально. Поэтому каждый урок я пытаюсь построить так, чтобы рассказать, как они мой предмет смогут использовать в жизни, даю живые примеры. Формируется так называемая функциональная грамотность, то есть способность человека, взаимодействуя с окружающей средой, использовать приобретенные знания.

Кроме того, нужно быть в тренде, интересоваться тем, что близко детям. В какой-то степени находиться с ними на одной волне. Необязательно снимать видео для Тик-тока, но быть в курсе дела, использовать в разговоре с детьми знакомые им вещи, я думаю, нужно. И тогда ты становишься им интересен.

— А какие-то свои педагогические находки у вас есть?

— Конкретно какие-то методы, наверное, не назову. К каждому возрасту, классу нужно найти свой подход. Каждый урок, который ты считаешь лучшим, выверенным от первого до последнего слова, пройдет абсолютно по-разному в разных классах. Поэтому нужно быть мобильным, уметь перестраиваться и использовать разные приемы.

— Вот вы говорили о связи знаний с жизнью. Биология очень даже к жизни приближена. А некоторые знания из области анатомии вообще довольно специфичны. Как вы относитесь к сексуальному образованию в школах?

— О! Раздел анатомии — вообще один из самых мною любимых в биологии. На конкурсе «Учитель года» я давал открытый урок как раз по анатомии спинного мозга человека в восьмом классе. Это и правда самый интересный раздел, который вызывает у детей любопытство. Здесь любую тему можно рассмотреть буквально на себе.

Что же касается сексуального образования, у нас, насколько я знаю, его в школах нет. Но сейчас любой урок выполняет воспитательную функцию. И любую тему, будь то уроки биологии или литературы, можно связать с духовно-нравственным воспитанием. Например, порассуждать, что такое любовь. Как она возникает с точки зрения химии, биологии.

Когда мы изучаем анатомию, то говорим и о профилактике венерических заболеваний, и о проблеме СПИДа. И ребята в основном довольно серьезно к этим темам подходят. Как говорила моя учительница по биологии, что естественно, то не безобразно.

Поднимая такие важные темы, учителя, пусть и не напрямую, формируют нравственность. Но не нужно брать на себя и слишком много. Я думаю, воспитательная функция в основном лежит все-таки на семье. Семья дает ребенку необходимые основы нравственности, показывает пример взаимоотношений между отцом и матерью. А школа — это дополнение к тому, что происходит в семье. Мы можем направлять, помогать в этом родителям, если возникают вопросы. Тогда вместе чего-то добьемся.

— Мир меняется, и школа вместе с ним. С приходом коронавируса школы перешли на дистанционное обу­чение. А как вы видите будущее профессии учителя? Какие изменения ее еще ждут?

— Сложный вопрос. Думаю, профессия учителя никуда не денется. Когда все ушли на дистанционку впервые, заговорили о том, что учитель не нужен, есть образовательные ресурсы, на которых ребенок может заниматься самостоятельно. Но очень быстро все поняли, что главное — не столько предметные знания, которые сейчас общедоступны, сколько общение с человеком, учителем. Именно он формирует умение искать информацию, выбирать нужное из огромного моря знаний, применять их в жизни.

Сейчас руководство страны обращает на нас внимание. И я думаю, профессия педагога останется необходимой обществу для развития государства. Ведь все мы — от воспитателя в детском саду до учителя-предметника — закладываем основы, необходимые для развития личности.

Когда верстался номер. На момент нашей беседы Федан Гафаров еще не знал о результатах первого этапа конкурса «Учитель года». Днем позже выяснилось, что в число пятнадцати финалистов ему, к сожалению, попасть не удалось. «Немного расстроился, но в целом я выступлениями доволен», — прокомментировал он это известие.

Кстати

В этом году в состав жюри всероссийского конкурса «Учитель года — 2021» вошли педагоги из Башкирии: Эмма Сафиуллина, Рима Ронжина и Ирина Саутина. Все они в прошлые годы становились лауреатами конкурса в числе пятнадцати финалистов.

О значении участия нашей делегации в судействе главного педагогического события года рассказала газете «РБ» учитель английского языка гимназии № 39 Уфы Эмма Сафиуллина:

— В этом году Башкирия впервые за 32 года существования конкурса «Учитель года России» так весомо на нем представлена. Мы не только год от года входим в число финалистов, но являемся экспертами, активно принимаем участие во многих всероссийских мероприятиях в качестве спикеров. Нас ждут и с нами хотят дружить. И это разворачивает организаторов, учредителей в сторону Башкортостана. Республику узнают, наше мнение признают. Башкирии и самой нужно начать организовывать такие мероприятия.

В прошлом году в преддверии пандемии я вела переговоры с пед­университетом о возможности организовать масштабный форум с приглашением «больших пеликанов», абсолютных победителей. Ректор БГПУ Салават Сагитов нас поддержал. К сожалению, тогда в планы вмешался коронавирус.

Но я надеюсь, если сейчас мы заручимся поддержкой министерства образования, это будет грандиозное событие для Башкирии, которое поможет популяризировать республику и нашу благородную профессию.

Фото из архива Федана ГАФАРОВА.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: