Профессия воспитателя считается одной из древнейших в истории человечества. Были времена, когда их называли садовницами: не зря же малышей величают цветами жизни. Главным требованием к «садовницам» во все времена была любовь к детям. «Педагог без любви к ребенку — все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета», — писал Сухомлинский.
В «Сказке» как в сказке
Как ни странно, в педагогику Нина Никитина пришла скорее по необходимости, нежели по зову сердца. Хотя любовь к детям жила в ней всегда. Нина Константиновна вспоминает, как во время летних каникул ее и сестру Ирину родственники увозили приглядывать за детьми. Детских садов не было, взрослым нужно было работать. Девчонки гордились таким доверием и старались не ударить в грязь лицом.
Когда Нине пришло время определяться с профессией, вердикт отца был неоспоримым — в медицинский! Окончив училище, девушка начала работать операционной сестрой в Новочебоксарске. Потом — замужество, рождение сына. Закончился декретный отпуск, и, чтобы устроить малыша в детский сад, молодой женщине пришлось пойти туда на работу. В группу раннего возраста были нужны воспитатели с медицинским образованием. Так Нина Никитина стала педагогом.
— И мне было так интересно работать с детьми, что я не могла дождаться утра, торопилась увидеть своих воспитанников, — вспоминает ныне отличник образования РБ, почетный работник общего образования РФ Нина Никитина.
В 1982 году она возвращается в Белебей, и, конечно же, о медицине нет и речи — она устраивается в детский сад. С детьми Нина Константиновна расставаться уже не захотела и поступила на дошкольный факультет Башпединститута. Энергичной студентке было мало просто посещать лекции и успешно сдавать экзамены. Она договаривалась со своими однокурсниками, среди которых были заведующие детскими садами, методисты, и напрашивалась к ним «в гости». За годы учебы посмотрела десятки образовательных учреждений Уфы, посетила десятки занятий.
Тринадцать лет в детсаду «Сказка» пролетели, как в сказке. Если в первые годы она училась всему и у всех, то впоследствии в пример стали ставить ее.
— Вспоминаю это время с радостью и гордостью за своих коллег, которые щедро делились опытом, — говорит моя собеседница. — Чтобы быть успешным в профессии, нужно постоянно совершенствоваться, приобретать новые знания, овладевать современными методами воспитания и обучения детей. Настоящими профессионалами становятся не сразу, их бывает немного, но они есть, и это радует.
Каждый день, как Новый год
Непростые девяностые внесли коррективы и в жизнь Нины Константиновны. Заводские сады стали работать по два-три дня, а «Сказку» и вовсе закрыли. Воспитателя Никитину переводят методистом в детсад «Аленький цветочек». В первый же день она прошла по группам, познакомилась с сотрудниками, составила список и ночью выучила его наизусть. Утром новый методист уже здоровалась со всеми по имени-отчеству.
Начался новый этап в ее жизни. Детский сад стал для нее вторым домом, куда она, как бы ни было трудно, спешила с интересными идеями и хорошим настроением. В это время начинают открываться спецгруппы для детей-инвалидов. Колясок не было, и детей воспитатели переносили на руках. «Как хорошо, что сейчас для всех есть коляски», — радуется Нина Константиновна. Она вообще умеет радоваться любому, пусть небольшому, успеху и заражает этим других. Не заметить работу профессионала, который живет работой и любое событие использует как повод для очередной задумки, было невозможно. Нине Никитиной предлагают самой возглавить дошкольное учреждение, и она переходит в детсад комбинированного вида «Аленушка».
— Рабочее утро я начинала с того, что шла к детям, — рассказывает педагог. — Обвешивалась игрушками, книжками, в карман клала печенье, сушки, конфеты и приходила в группу. И детки забывали про слезы, отрывались от мам, бежали ко мне, висли, как котята.
«Как новогодняя елка, вокруг которой веселится ребятня!» — подумала я с улыбкой. А Нина Константиновна уже о серьезном:
— Я понимала, что в жизни коррекционного сада нужны новые, инновационные направления. Программу, по которой работали, я не просто изучила, а выучила, забирая на ночь домой, но чувствовала, что знаний в этой области у меня мало. Тогда я обратилась к начальнику управления образования с просьбой направить меня на курсы. Из Москвы приехала с новыми идеями, книгами и методичками. Мы создали в саду координационный совет, куда вошли офтальмолог, методист, воспитатель, тифлопедагоги. Интернета не было, мы сами разрабатывали программы и готовили методички.
С 2004 года Нина Никитина работает в управлении образования. В разное время была методистом, инспектором, заведующей дошкольным отделом. Сейчас на заслуженном отдыхе, но продолжает плодотворно трудиться. А энергии Нины Константиновны хватает и на семью, и на творчество. Она прекрасная жена, мама, бабушка. И еще руководитель фольклорного коллектива чувашской песни «Илем», лауреата многих, в том числе международных, конкурсов.
— Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?
Сын: «Папа, а ты мамонтов живых видел?» — «Они давно были, я их не застал». — «Ну, а с немцами хоть успел повоевать?»
Сын наслушался русских народных сказок. Идем с ним по улице, вдруг взволнованным шепотом говорит: «Папа, смотри, трактор землю русскую роет!»
Дочь ест борщ. Предлагаю взять лук или чеснок: «Не хочу». — «От лука и чеснока погибает много микробов и вирусов». — «Лучше бы они от шоколада умирали».
Дочка: «Папа, а когда закончится ремонт, мне сколько лет будет?»
Едем в машине. Подскакиваем на ухабе. Возмущенный голос из автокресла: «Эй! Вы чего так едете? У меня палец из носа выпадает!»