Недавно, ради любопытства, я заглянул на сайт уфимской гимназии и убедился в том, что отношения между гимназией и так называемыми управленцами носят в основном казенный, канцелярский характер.
Чего не поймёт иностранный агент
Читаю министерский циркуляр: «Повышение квалификации: ГАОУ ДПО ИРО РБ 5.01.2015 — 10.01.2015 «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «ОРК и светской этики» в рамках реализации ФГОС».
Никакой иностранный агент и даже наш соотечественник не сможет расшифровать эти ГАОУ ДПО ИРО.
Гимназия не остается в долгу и выдает свою порцию псевдонаучной абракадабры: «Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы...
Программа адресована: учащимся и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности гимназии по достижению каждым учащимся образовательных результатов».
…В студию одного из федеральных телеканалов пришли несколько ответственных работников образовательной системы — подвести итоги учебного года. Ни одного живого, доходчивого, проникновенного слова — говорят вроде бы на русском языке, но изуродованном, бездушном. Как заводные, твердят: концепция образования.., в данном контенте.., ЕГЭ совершенствуется.., надо внедрять утвержденные стандарты, новую технологию, дистанционное обучение.
А ведь успех зависит, как всегда, от личности учителя. Много ли их, ярких, неудобных, способных увлечь школьников, которые добывают знания из сомнительного интернета?
Мне повезло: я достаточно близко знал замечательных, выдающихся директоров уфимских школ, был знаком со многими учителями, преданными делу воспитания и обучения детей.
«Кадры решают все» — эта фраза из речи 1935 года бывшего семинариста И. В. Сталина актуальна во все времена.
Первого сентября 1961 года в Калининском районе Уфы распахнула двери физико-математическая средняя школа № 105. Возглавил ее Владимир Генин, в недавнем прошлом блестящий преподаватель Конституции, истории и логики, майор прославленного Сталинградского суворовского училища, расквартированного в Оренбурге. Завучем 105-й стал Семен Шульман — в прошлом магистр философии университета Тарту, образованнейший человек, непререкаемый авторитет для учителей.
Вскоре 105-я вошла в число самых престижных школ Уфы.
И надо же было так разумно распорядиться судьбе: свести в одной школе Генина и Шульмана. Сложился на редкость удачный дуэт. Это были очень разные люди. Сближала их самоотверженность в работе. Директор и завуч, кажется, были созданы для того, чтобы дополнять друг друга. Генин был очень не прост и мало похож на ангела. Импульсивен и не всегда справедлив. Владимир Абрамович с равным успехом решал проблемы санитарной гигиены, художественной самодеятельности, учебного процесса и чистоты школьного двора. Семен Григорьевич тоже не чурался этих вопросов: работая в школе, с чем только не сталкиваешься. Но его стихией была, прежде всего, работа с учителями, их профессиональное воспитание. В случае необходимости Семен Григорьевич мог провести урок по любому предмету.
Генин и Шульман были мастерами своего дела. Урок Генина — это увлекательный спектакль. Он — артист, исполнитель главной роли и режиссер импровизированного спектакля. Ребята — его участники. Урок Шульмана — спокойная, размеренная работа. Праздность и леность с урока изгоняются.
«Пророк»... с хронометром в руке
Современной школе нужны смелые люди, такие как Генин и Шульман. Частые реформы, изменения в программах и учебниках — все это немало смущает робкого в мыслях и поступках учителя. Один жалуется: плохой учебник. И ничего не делает для того, чтобы исправить «узкие места» учебника, дополнить, а иногда, может быть, и переиначить его на свой страх и риск. Нельзя, программа. Можно: программа — это не приказ, а рекомендация, ориентир. Она оставляет место для творчества, для инициативы. Помнится, однажды школьная программа рекомендовала отвести Льву Толстому и Антону Чехову по 10 — 12 часов.
— Толстому 12 часов! — возмутился Семен Григорьевич. — Ничего не выйдет. Найдем дополнительные часы.
И нашел. Кто помешает тебе набросить 2 — 3 «лишних» часа на любимого поэта, сэкономив на нелюбимом? Программа? Инспектор роно? Сомневаюсь. Собственная косность и лень. Нельзя литературу преподавать с хронометром в руке, боясь перерасходовать время на пушкинском «Пророке». Настоящий учитель — творец, а творца нельзя загнать в жесткие рамки регламента. Семен Шульман это прекрасно понимал и не унижал ни себя, ни учителей мелочными придирками.
По следам героя-разведчика
В 105-й можно было встретить Уханя Игнатьева — основателя кафедры вычислительной математики на физмате БГУ. Игнатьев был первым завкафедрой и научным руководителем вычислительной лаборатории. Под его началом внедрялись методы вычислительной математики при решении крупных научно-технических проблем республики.
Умница, интеллигент, Ухань Васильевич при всей своей занятости находил время, чтобы ознакомить ребят с вычислительной техникой и с зачатками информатики. Это было в 1963 году. В школах информатику начали изучать с 1985 года.
Ученики школы не были затворниками. Летние каникулы — это обязательно походы, трудовой лагерь под Уфой.
…Жил-был в Калининском районе Виктор Минаев. Он работал слесарем, киномехаником, в отделе кадров УМПО, а по призванию был вожатым. В молодости гонял с мальчишками футбольный мяч. Жена работала учительницей в 105-й.
Виктор частенько наведывался в школу. И задержался в ней на несколько десятков лет. Подростком он перенес все тяготы войны. Естественным было его желание создать в школе музей выдающегося разведчика уральца Николая Кузнецова.
Виктор Александрович создавал музей вместе со школьниками. Одно поколение сменялось другим, оставалось связующее звено, постоянная величина — вожатый Минаев. На каникулах он отправлялся с ребятами на Западную Украину, проходил с ними по следам бесстрашного и хладнокровного Пауля Зиберта. Бывал и на Урале, в местах, связанных с работой скромного служащего Николая Кузнецова, переписывался с сестрой героя.
Самостийная Украина осквернила памятник Кузнецову. Музей 105-й школы живет, работает, воспитывает.
А был еще в физико-математической школе класс по подготовке старших пионервожатых. В нем учились девчата, ни в чем не уступавшие математикам. Более того, в этом классе предполагалось более гармоничное развитие учеников. Выпускница Московской консерватории Альфия Файрузова организовала в 9 Г классе хор. Знаменитый руководитель изостудии при Доме культуры имени Калинина, художник и педагог Геннадий Огородов знакомил девятиклассников с творчеством великих живописцев. Нина Зайцева, в прошлом актриса, учила их галантным манерам и старинным танцам.
В конце учебного года в кабинете директора обычно происходил такой разговор с учителем. Директор: «Впереди у вас два месяца отпуска. Времени вполне достаточно, чтобы подумать о прошедшем годе». Генин отмечал сильные и слабые стороны в работе учителя. Справлялся, где он проводит отпуск, и прощался. А иному выкладывал прямо в лицо: «Ищите работу, вы нас не устраиваете».
Выпускники 105-й становились студентами Московского инженерно-физического института, Московского и Ленинградского госуниверситетов, Московского физико-технического института имени Баумана, поступали в военные, педагогические, медицинские вузы страны.
Академик и народный артист — школьные учителя?
Однажды в Уфе появился известный актер театра и кино Константин Хабенский. В 49-й школе на радость детям и родителям заработала студия творческого развития — детище
К. Хабенского. Через некоторое время ей стало тесно в стенах школы, и она разрослась до городского масштаба. В создании студии принимали участие уфимцы — педагоги, артисты, деловые люди.
Через несколько лет студийцы вместе с профессиональными актерами показали уфимцам музыкальный спектакль «Поколение Маугли». Полученные от спектакля деньги поступили на лечение тяжело больных детей. Студия выполнила как минимум две очень важные задачи: ребята узнали терпкий вкус творчества и почувствовали себя людьми, способными сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается.
Петербург. Мариинский театр целенаправленно, систематически проводит занятия для детей различных возрастов: от трех до семнадцати лет.
Большой популярностью пользуется «Театральный урок в Мариинском». Для школьников проводятся бесплатные экскурсии, они посещают спектакли и получают творческие задания. Тысячи десятиклассников побывали на этих уроках.
Московский поэт, публицист, критик и телеведущий Дмитрий Быков преподает литературу в школе. Среди школьных учителей Москвы и Питера можно встретить весьма известных в научном мире биолога, экономиста и омбудсмена Евгения Бунимовича. Они занимаются с ребятами без отрыва от основной работы.
Я это к тому, что Уфа — город театров и вузов, научно-исследовательских институтов, музеев, творческих союзов. Здесь живут талантливые и, надеюсь, неравнодушные люди. Они нужны школе. Не как гости, а как учителя.