Все новости
Образование
23 Октября 2012, 16:22

Уволить? Нет, оптимизировать!

Власти республики призвали начать работу над ошибками

В Белокатайском районе к оптимизации подошли более вдумчиво.
В Белокатайском районе к оптимизации подошли более вдумчиво.
Начало нового учебного года было связано не только с торжественными церемониями по поводу первого звонка и другими приятными моментами. Многие, кто имеет отношение к народному образованию, оказались перед очередным испытанием из числа не самых желательных. Оптимизация школ, сокращение учительских кадров вновь заставили нервничать всех: педагогов, учеников, их родителей. Два соседних района на северо-востоке республики не стали исключением. Но ситуация в Кигах и Белокатае немного разная.
— Честно говоря, мы оказались не совсем готовы к новому витку оптимизации, — начал беседу начальник Кигинского райотдела образования Ильгиз Хадыев. — Вспомним: не так давно было сказано, что она завершена. Но в августе, словно гром с ясного неба, — совсем другие указания.

Напомним, что же произошло в августе. На республиканской учительской конференции президент Рустэм Хамитов поставил конкретную задачу: снизить на 20 процентов неэффективные расходы в области образования. Прежде всего, за счет выявления «узких» мест, в частности, связанных со снижением расходов на коммунальную деятельность, уменьшением управленческого аппарата. Но события сентября показали, что Министерство образования республики, а главное, управленцы на местах выбрали несколько иной путь. Как заявил недавно Рустэм Хамитов, вместо снижения неэффективных расходов, чиновники начали сокращать учителей.
— Принимая закон об оптимизации, не учли наших условий — расстояний, состояния дорог. И потом, нормативы предусматривают одинаковое количество учеников на одного учителя как в городе, так и на селе — 15 человек. Но нам этого никогда не достичь.

Так вот, если брать отдельно Кигинский район, нельзя сказать, что оптимизация прошлась по нему катком. Закрыта всего одна школа — начальная в деревне Ягуново, в которой учились трое детей. Теперь их возят на автобусе в соседнее Старомухаметово, что в двух с половиной километрах. Или взять Кулбаковскую среднюю школу. На 21 ученика здесь приходилось 19 работников — учителей и технического персонала. В итоге каждый школьник обходился ежегодно в 143 тыс. рублей (для сравнения: в райцентре стоимость обучения — 35 тыс. на ученика). Пришлось перевести ее в разряд начальных, понизился статус еще у нескольких школ.

Казалось бы, все просто, ясно и гладко. Пришлось перевести — а куда денешься? Но есть другая статистика. В ходе оптимизации под сокращение угодил 41 учитель. Правда, пятеро из этого числа — пенсионеры. Но остальные — полные сил люди. Вот что поведала одна из них:

— Прошу только не называть мою фамилию, мне еще здесь жить, надеюсь вернуться в школу у нас. Пока же езжу на работу в соседнюю Челябинскую область. Живу там у родственников, домой только на выходные приезжаю. А что было делать? У нас двое детей, муж зарабатывает не так уж много. И мне еще повезло: мои сокращенные коллеги в большинстве своем так и мыкаются без работы. Странно как-то: у нас — оптимизация, а у соседей учителя на работу требуются. Кроме меня, сюда еще несколько человек из района ездят — здесь им дают полную нагрузку, дома — нет. Но не только на нас, преподавателях, оптимизация сказалась. Жалко детей, которым в связи с переездами вставать на час раньше теперь приходится, да и родителям волнений хватает — дорога есть дорога, особенно в зимнюю стужу. Непросто все это, очень непросто. В Кулбаково вон глава администрации сам ездил, убеждал: необходимо детей с 5 по 9 класс возить в другую школу. Возят, но далеко не всех удалось убедить в необходимости этого. Еще вот что мне объясните. Если президент требует прежде всего административных работников сокращать, почему же в роно всего одного сократили, а учителей — вон сколько?

Вот как ответил на этот вопрос Ильгиз Хадыев:

— Надо понимать, что после оптимизации той или иной школы высвобождается какое-то количество учителей. На всех, увы, работы не хватает. Говорю это с болью за коллег, да что поделаешь, закон есть закон. Другое дело, что, принимая его, не учли наших условий — расстояний, состояния дорог. Потом, нормативы предусматривают одинаковое количество учеников на одного учителя как в городе, так и на селе — 15 человек. Это тоже неверно, никогда нам этого не достичь. К положительным моментам отношу то, что уже сегодня не хватает мест в детсадах. Это значит, что года через три следует ожидать притока учеников. Поэтому очень важно сохранить школы, которые есть сегодня. Иначе может получиться, как с детскими садами: сначала раздали помещения коммерсантам, теперь не хватает того, что есть.
Поясню и ситуацию с техническим персоналом, который мы также должны сокращать прежде всего. Вот смотрите: если по норме обслуживать школьную котельную должны три кочегара, как я могу кого-то из них сократить? Об административных кадрах. В том же Кулбаково, например, как и еще в ряде школ, администратор один — это директор. Его прикажете сокращать? И еще. Очень сложно будет в ближайшие годы трудоустроиться выпускникам-педагогам, особенно окончившим педколледжи. На сегодня, например, нам требуется в районе только один учитель физики.

Конечно, в процессе оптимизации есть и положительные моменты. Как, скажем, вести урок физкультуры с классом, где два-три ребенка? Или урок пения? Другой пример. В деревне Теплый Ключ школы нет вообще, детей оттуда возим в райцентр. И, знаете, родители довольны. Потому что понимают: качество обучения в школах райцентра все же выше, да и такой важный фактор, как общение со сверстниками, никто не отменял. В больших школах круг его, конечно же, куда шире. Я вот что еще скажу. Закон о подушевом финансировании школьных учреждений был принят в 2008 году. Вот тогда и надо было плавно начинать оптимизацию, шаг за шагом, было бы гораздо меньше потрясений. А теперь мы имеем то, что имеем. На очереди — следующие школы, которые мы должны будем оптимизировать. Они уже определены, называть не буду, это опасно. Но как быть, если в одной из деревень семь пятиклассников, двое учатся в шестом, четверо в седьмом, пятеро в восьмом и в девятом — четверо? Итого двадцать два ребенка, а в штате школы вместе с техническими работниками — шестнадцать человек. Оптимизируем, сократим людей, а где работу для них найти?

Спорить трудно, конечно. Но так и повис в воздухе вопрос: почему оптимизация практически миновала штат роно?
Зульфира Гилиманова,
начальник Белокатайского отдела образования:
— К техперсоналу, подлежащему сокращению, были отнесены социальные педагоги
и пионервожатые, их у нас больше нет. Но все же кто важнее: социальный педагог, психолог или кочегар?

О том, какое внимание процессу уделяется у соседей, говорит уже то, что в беседе участвовал глава администрации Белокатайского района Павел Механошин, полностью владеющий ситуацией. Но сначала слово Зульфире Гилимановой, возглавляющей отдел образования.

— Мы сразу поставили задачу провести оптимизацию с наименьшими потерями для системы образования района. Конечно, полностью избежать их не удалось, исполнение указаний министерства образования контролируется довольно строго. Что касается закрытых школ — их три. Судите сами: в Восходе учился один ребенок, в Медятово и Юлдашево — по три человека. Да там и родители не особо возражали, понимая необходимость таких мер. Для детей, которые ездят в соседние села, созданы группы продленного дня, организовано двухразовое питание. Учителя из всех трех школ трудоустроены. Тем не менее 25 моих коллег попали под сокращение. Но в первую очередь проводили на заслуженный отдых тех, кто имел на это право, — их 13 среди сокращенных. В роно сокращены два методиста, сейчас штат отдела — 16 человек. Увы, но после августовских указаний из министерства нам придется продолжить неприятный процесс. Сейчас готовим к закрытию еще шесть школ — мы люди подчиненные и вынуждены исполнять то, что велят сверху. Учителя и родители школьников уже оповещены о том, что их ждет. Есть, конечно, недовольные, но большинство относится с пониманием, во всяком случае, в адрес роно мало кто кивает. И педагоги, которые будут высвобождены, тоже понимают: на всех работы не хватит. А вообще, необходимо пересмотреть для села как минимальный класс-комплект — 14 человек, так и количество учеников на одного учителя — 16. Учитывая пожелания учителей, мы сегодня многих направляем на переподготовку — чтобы, скажем, учитель начальных классов мог отдельно преподавать русский язык или физику, имея за счет этого больше часов. Отдельный разговор — о техперсонале. К нему, как известно, были отнесены, в числе прочих, социальные педагоги и вожатые, их у нас больше нет. Но все же, кто важнее: социальный педагог, психолог или кочегар?
Павел Механошин,
глава администрации Белокатайского района:
— В этом году мы получили два новых автобуса, а нужно еще пять. Значит, придется возить детей на автобусах, ГОСТам не соответствующих. В общем, школы закрывать министерство требует, а технического обеспечения под задачу не создает.

— Есть еще одна очень серьезная проблема, — вступает в разговор Павел Механошин. — У нас устарел, не соответствует ГОСТам парк автобусов. За счет бюджета района мы переоборудовали часть из них, оснастили ремнями безопасности, например. Но нынешние стандарты таковы, что привести в соответствие с ними весь парк нам не по силам. В этом году мы получили два новых автобуса, но нужны еще пять. Что нам остается делать? Отвечу прямо: возить детей на автобусах, ГОСТу не соответствующих. В общем, школы закрывать министерство требует, а технического обеспечения под задачу не создает. Теперь об учителях, уже работу потерявших, и о тех, кто вскоре тоже попадет под сокращение. Как уже сказала Зульфира Борисовна, мы стараемся и будем стараться найти для них работу. Возможно, пока не по специальности. Пока — потому что они первыми займут места тех, кто уйдет на пенсию или поменяет работу по другим причинам. Соответствующие указания центру занятости на этот счет даны. Я понимаю, что даже эти меры полностью скрасить ситуацию не могут. Но список сокращенных учителей у меня в особой папке — вот она. Судьбу каждого отслеживаем. Вот только, судя по всему, список этот совсем скоро увеличится по причинам, названным выше.

Можно спорить, можно соглашаться с каждым из тех, кто был представлен в материале. Несомненно одно: процесс оптимизации школьных учреждений проходит болезненно и непросто. И подходы к нему могут быть разными.

Выбрать наиболее правильный курс — вот задача руководителей всех звеньев. И напоследок. В глуши каких кабинетов родился термин «оптимизация»? Во всяком случае, нам не удалось встретить никого, кому бы то, что происходит сегодня, добавило хоть каплю оптимизма.
Кстати

Острые коллизии разыгрались вокруг оптимизации школы в поселке Раздолье под Нефтекамском. Не согласные с принятым уже решением родители учеников обратились к депутату Госсобрания Ильгаму Галину. По его инициативе был созван сход граждан, постановивший: школе быть. Исходя из этого Ильгам Галин обратился с депутатским запросом в различные инстанции. Итог: школа в Раздолье продолжает работать в прежнем формате.
Читайте нас: