РИА «Новости» составило рейтинг российских регионов, в которых педагоги наиболее активно используют компьютеры и интернет-ресурсы в своей работе. В интернет-переписи приняли участие более 82 тысяч педагогов из 83 субъектов Федерации. Оказалось, что наиболее активно используют новые технологии в Татарии и Тамбовской области. Недалеко от них ушли Ярославская, Астраханская области и Чувашия. Где-то на задворках скромно разместились Курская область и Республика Хакасия. Исследование выявило и довольно неожиданные результаты: активность использования современных технологий никак не связана с типом местности, в которой проживает педагог. В акции приняло участие более 40 процентов сельских учителей. Не подтвердилось и распространенное мнение о том, что мужчины более склонны использовать технику в работе.
Учителя Башкортостана никак не фигурировали в списке пользователей интернета: их нет ни на первом, ни на последнем месте. Данные исследования не позволяют прикрыться общеизвестным фактом, что в республике практически 75 процентов школ находится в сельской местности, а у школы — женское лицо. Между тем, подводя итоги 2011 года, министерство образования республики информировало: все общеобразовательные учреждения подключены к интернету, ведется работа по обеспечению безлимитного доступа учителей к сети в условиях домашнего пользования по льготному тарифу, а доля педагогов, владеющих информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), увеличилась с 73 до 78 процентов.
Недавние изменения в законе об образовании определяют дистанционное обучение в качестве одного из вариантов получения образования. Готовы ли российские педагоги учить и учиться через интернет и как объяснить пассивность использования ИКТ педагогами нашей республики? Мы задали эти вопросы нашим экспертам.
Людмила Чанышева,
учитель истории:
— По моим наблюдениям, некоторые просто боятся, другие не имеют опыта или возможности. Нужно, чтобы учитель попал в среду, где компьютер и интернет доступны и есть кто-то рядом, кто поможет преподавателю сделать первые шаги. Ну и, конечно, должно быть желание. Если педагог — прекрасный предметник и класс у него сплоченный, все ученики с радостью изучают его предмет, то здесь нет проблемы. Нужно понять его сложности — и помочь. Может, у учителя был негативный опыт или не было возможности реально научиться пользоваться современной техникой. Но, естественно, нельзя приобщать учителей к технологиям насильно. Нужно понять и объяснить. Кстати, вопреки создавшемуся мнению, самые дисциплинированные начинающие пользователи — это пожилые люди, они задают множество вопросов, тщательно выполняют все задания, а потом бесстрашно пользуются компьютером. Возраст — не помеха. Главное — желание, возможности, среда.
Артур Хайретдинов,
выпускник 2011 года, ныне студент I курса УГНТУ:
— Наша школа была практически полностью оснащена современными технологиями, но ими, можно сказать, не пользовались. Сначала не устраивала маленькая скорость работы компьютеров, а потом, говорят, возникли какие-то проблемы с финансированием. Я думаю, в конце концов все зависит от руководства школы, обязанного поставить перед учителями задачу изучения преимуществ новой техники. Тогда они не будут относиться к компьютеру как к помойке со шпаргалками.
Владимир Аристархов,
заместитель министра образования республики:
— Возможно, в этой ситуации сказывается ментальность нашей республики — скромность. То есть, мы не стараемся кричать о своих успехах на каждом углу. Или просто еще не привыкли пиарить себя, как-то выйгрышно позиционировать республику в педагогическом сообществе. Думается, сказался и недостаток информации по этому вопросу, или, возможно, не заинтересовала сама тема интернет-опроса — таких акций проводится довольно много. Оттого, что ты заявляешь о себе при любом удобном случае, фактическая ситуация не меняется. Думаю, в конечном итоге решение об участии в опросе зависит от педагогов и руководства образовательных учреждений.