Все новости
Наука
8 Февраля 2019, 13:38

Рустем АХУНОВ: От выживания — к рывку

Успешное решение национальных задач зависит от поддержки населения. А оно даже не знает о них

Научное сообщество начало отмечать свой профессиональный праздник 8 февраля сравнительно недавно — он был учрежден указом президента страны в 1999 году.

Какие задачи стоят перед учеными республики сегодня, какими методами они будут решать их? Об этом мы говорили с врио председателя Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, доктором экономических наук, членом-корреспондентом АН РБ Рустемом АХУНОВЫМ. Начали разговор с проблем всей науки, а вышли на тему экономики — базис общества.

— В последние годы стало модно говорить чуть ли не о стагнации научной мысли в стране, оттоке научных кадров, нерешаемых организационных проблемах… Это действительно так?

— Отчасти. В то же время должен сказать, что уже в этом году в нашем УФИЦ открылось пять новых лабораторий, а это означает, что мы получили 50 новых ставок для молодых специалистов. Поэтому я не стал бы рисовать картину только в черно-белых тонах. Наука существует в общем пространстве с другими отраслями, и у нее схожие проблемы, перспективы, успехи или неудачи. По крайней мере, мне кажется, сейчас происходит очевидное возвращение интереса к научному знанию в целом. Внимание к науке сегодня снова возрастает. Свидетельство тому — встречи президента России с научными деятелями, его майские указы, в целом меняющееся отношение к науке как правительства, так и общества.

Перед нами стоит задача сделать науку полезной, эффективной. Она должна подпитываться молодежью, потому что ей, молодежи, жить в той системе, которая сейчас выстраивается. Это объективное требование: признавая важность фундаментальной науки, нельзя упускать и прикладной ее характер. Еще раз убедился в этом, участвуя в январе в Гайдаровском форуме.

— И что же нового вы вынесли с этого форума?

— В стране сформировалось несколько площадок, на которых можно серьезно обсуждать существующие проблемы, пути выхода из них. Гайдаровский форум — одна из них. И проблемы здесь обсуждаются экономические, с научным подходом к ним. Важно, что нынешний форум был посвящен национальным целям и задачам, поставленным президентом страны. Мне кажется, эта повестка актуальна потому, что положение дел и ситуация, сложившаяся в социально-экономической сфере, никого не устраивают, очевидны признаки стагнации. Самое страшное, что российская экономика растет слабо, наряду с тем, что мир прогрессирует ежегодно на 3,5 процента. В нынешнем году прогноз роста мировой экономики — 3,7 — 3,8 процента. У нас же ожидается, после пересчета, около двух.

Экономический рост — основа социального благополучия общества. Этот элемент, безу­словно, и спровоцировал формулировку новых национальных целей. К сожалению, реальные располагаемые доходы населения вот уже пять лет не только не растут, а падают. Наметилось отставание страны и по продолжительности жизни, уровню рождаемости — все это и определило новую социально-экономическую повестку. И ученые должны быть в авангарде тех, кто решает эти задачи.

— То, что вы обрисовали, давно не секрет для жителей страны. Секрет в том, как собираются ситуацию выправлять…

— На уже упомянутом Гайдаровском форуме как раз и шла речь о путях решения этих задач. Сформировался каркас, необходимый для реализации национальных целей. Они будут достигаться в том числе и с помощью национальных проектов, которых 12, а те — через федеральные и региональные проекты. Но национальные цели реализуются и через другие инструменты, например, госпрограммы. Поэтому управленческому механизму уделяется большое внимание. Финансовую сторону в реализации проектов берет на себя федеральный центр — порядка 95 процентов всех расходов. Около пяти процентов остается на долю регионов. Предусматривается и участие бизнеса, использование внебюджетных источников.

Майский указ президента — это исторический шанс для России сохранить возможность социального и экономического благополучия и обеспечить лидерство в будущем. Национальные цели в целом не оспариваются, а вот как их реализовать — об этом и шел спор на форуме.

— А есть ответ на этот вопрос — как реализовать? Ведь сколько экономических школ, столько и мнений существует.

— В принципе, есть. Здесь я бы так ответил: сегодня успех экономического развития выходит за рамки одной лишь экономики. Он лежит и в других плоскостях — институциональных: чтобы осуществить прогресс, необходимы новые институты развития.

К примеру, на форуме премьер Дмитрий Медведев говорил о двух вещах: цифровизации экономики и регуляторной «гильотине». За первой — будущее мировой экономики, и нам важно не опоздать в этом тренде. Вторая должна устранить непомерные административные барьеры перед экономикой, чрезмерную зарегулированность во всех сферах жизни. Свобода предпринимательства — одна из составляющих развития. Снижение барьеров на пути создания продуктов малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест — это тоже элементы изменения институтов в экономике.

Социологи на форуме говорили о том, что более половины населения страны с тревогой относится к своему будущему. И тревога эта имеет экономическую природу: ключевая проблема в России — бедность и неравенство. Нельзя ожидать прорыва, когда бедное общество оперирует категориями выживания, а не технологического рывка. Вот это, наверное, одно из главных препятствий. В обществе также складывается недоверие по отношению к власти.

Современные теории экономического роста говорят о том, что одним из важнейших его источников остается культурное развитие. Однако оно возможно лишь тогда, когда ты не думаешь, как прокормить себя, семью. Тут как бы замкнутый круг получается.

Это то, что находится вне рамок экономических понятий. А если вернуться внутрь экономики, то здесь понятно, чем заняться в первую очередь. Первое — повышение производительности труда. Второй важный элемент — повышение инвестиций в основной капитал. Но здесь вновь вмешивается институциональная составляющая — сомнение, неопределенность в экономической политике. Сегодня на счетах предприятий свободных средств накопилось примерно столько же, сколько в год тратится на инвестиции. И в то же время мы говорим о снижении инвестиционной активности. Другими словами, имея возможность удвоить вложения в основной капитал, предприятия предпочитают придерживать средства в силу неопределенности ситуации в стране. Недоверие к политике правительства удерживает от этого шага.

В этой связи возникает серьезный вопрос: насколько достижимы поставленные задачи? У нас уже были майские указы, которые, по подсчетам правительства, реализованы на 93 процента, а Счетная палата говорит о 70. Нынешние цели более амбициозны, но не получится ли снова так, что будут разные результаты при разных методиках подсчета? На форуме провели экспресс-опрос: достигнем ли мы поставленных целей? Половина экспертов верит в успех, другая половина относится скептически. Но даже такой результат уже позитивный, принимая во внимание серьезность положения, в котором находится страна.

Перед Россией стоит задача попасть в пятерку самых развитых стран. Пока же доля США в мировой экономике, по разным оценкам, составляет около 25 процентов, Китая — 20 процентов. Россия имеет не более двух. Поэтому мы продолжаем сильно зависеть от внешних условий.

— Картина унылая, честно сказать…

— Несмотря на существующий скептицизм, есть сферы, в которых удалось достичь значительных успехов. Сельское хозяйство, к примеру, серьезно продвинулось, в том числе и в Башкортостане, много средств вкладывается в здравоохранение… Позитивные изменения касаются и науки, этого нельзя не заметить. Наука должна стать производительной силой в экономике. Уже есть ряд успешных примеров, и они там, где крупнейшие госкорпорации финансируют научные разработки.

— А в чем вы видите проблемы современной российской науки?

— В общем уровне образованности в стране. Есть интересные исследования: наше начальное образование продолжает лидировать в мировом масштабе. Но уже в средних и старших классах эти лидирующие позиции начинают таять. На уровне училищ и колледжей — провал. А половина учащихся школ после девятого класса поступают именно туда. Часть из них затем уходит в вузы. Высшая школа стагнировала, стала неконкурентоспособной в 90-е. В последние годы ситуация стала выправляться, но до сих пор в массе своей высшая школа отстает в конкурентоспособности на мировом рынке. Однако Россия уникальна тем, что в каждой сфере, наряду с провальными результатами, есть и жемчужины, появляющиеся вопреки обстоятельствам.

Мир сильно меняется, возникают новые вызовы. На повестке дня — новая стратегия пространственного развития страны: логистика, транспорт, агломерация. Это касается, кстати, и нашей республики. Мы наблюдаем формирование агломерационных проектов: развивается Казанская агломерация, Уральская, формируемая на базе Екатеринбурга и Челябинска. Чрезвычайно важно вписаться в новые транспортные проекты, не оказаться за бортом этих процессов. Одно из важных решений, которое удалось реализовать исполняющему обязанности главы республики Радию Хабирову, — включить регион в ряд крупных транспортных проектов. Эту работу необходимо продолжать, потому что она даст синергетический эффект.

На мой же взгляд, необходимо развивать в первую очередь дорожную сеть в республике. Связать качественными дорогами, не только автомобильными, пограничные районы Башкортостана с центром, с Уфой. Это сильно сократит отток населения, в первую очередь из этих районов, придаст импульс развитию там бизнеса.

— Говоря о путях решения амбициозных задач, представленных национальными целями, какой бы вы назвали главным?

— Многие эксперты признают, и я с ними солидарен: для успешного достижения национальных целей необходимо объединение усилий, привлечение к активной деятельности населения. Пока же опросы показывают: люди даже не знают о существовании национальных целей, не говоря уже о вовлеченности в них. А без объединения общества единой идеей нельзя говорить о достижимости приемлемых результатов.
Читайте нас: