Все новости
Наука
23 Января , 11:15

Точки взлёта

В Башкирии разворачивается производство беспилотных летательных аппаратов

со страницы Радия Хабирова в ВК Дроны — дело молодых?
Дроны — дело молодых?Фото:со страницы Радия Хабирова в ВК

Еще в прошлом году в России была утверждена стратегия по развитию беспилотной авиации.

В результате в стране становится на один нацпроект больше. Регионов, желающих поучаствовать в прорывном инженерном начинании страны, много — почти 70.

У Башкирии перед ними хорошая фора: еще в марте 2023 года республика первой в стране получила экспериментальный правовой режим (ИРА) для эксплуатации тяжелых БПЛА. В правительстве региона разработали специальную программу, чтобы и дальше оставаться одним из российских лидеров.

Оно нам надо!

— Республика обладает уникальными условиями для создания и развития беспилотной отрасли. Это инфраструктура, институты развития, финансы, кадры, научные разработки, развитая система господдержки бизнеса и инноваций, а также производственные предприятия с опытом авиастроения и бизнес-партнеры, готовые разместить свои производства в регионе, — уверен премьер-министр правительства республики Андрей Назаров.

В России есть конкретный ориентир по выпуску БПЛА — понятно, что речь идет только о гражданском секторе. К 2030 году таких аппаратов по стране должно производиться 32 тысячи. В Башкирии наметили свой показатель — 4 тысячи. То есть каждый восьмой беспилотник страны должен выпускаться в республике.

При всей готовности государства помогать разработчикам и производителям в первую очередь потребность в БПЛА будет определять пресловутый рынок. Возникает вопрос: а есть ли в республике ведомства и предприятия, которые в них нуждаются? В Башкирии круг потенциально заинтересованных партнеров начали определять еще с момента утверждения правового режима. В ноябре прошлого года минэкономразвития России сообщило, что беспилотники тестируют уже более чем в 20 регионах. В Башкирии планируется применять дроны в том числе для работ в сельском хозяйстве, грузоперевозок и мониторинга трубопроводов и ЛЭП.

— Понятно, сейчас у нас в мыслях и на деле использование беспилотников в военных целях. Но мы верим, что когда-то это закончится и нам надо будет переходить на гражданское направление. И первая задача, которая ставится, — формирование рынка по использованию услуг БПЛА. Здесь и «Трансгаз», и «Башнефть», и «Транснефть». Это самое главное. Мы можем сколько угодно производить БАС-200, но если их услугами не будут пользоваться, зачем так делать? — отметил на последнем совещании в правительстве РБ глава Башкирии Радий Хабиров. И поручил Андрею Назарову взять формирование рынка под свой контроль.

Если мерить в штуках

Создание БПЛА — процесс со всех сторон емкий, требующий специальных знаний во многих областях. И не случайно в Башкирии сейчас создается свой научно-производственный центр (НПЦ). Который будет опираться, с одной стороны, на летную инфраструктуру аэродрома малой авиации «Первушино», а с другой — на площади создаваемого под Уфой радиоэлектронного технопарка «РВ-1», там разместятся лабораторные и производственные мощности.

Строительство технопарка начнется уже в марте. Сами НПЦ первого уровня появятся в стране в этом году в Самаре, Санкт-Петербурге и Томске. В Башкирии его создание запланировано в 2025 — 2026 годах. Общая площадь научно-производственных помещений составит более пяти тысяч кв. метров, а общая стоимость — более 2,6 млрд рублей. Всего таких мощных НПЦ по России, кстати, планируется создать 12.

— Уже проведена работа по подбору потенциальных резидентов и ключевых технологических партнеров, среди них УУНиТ, передовая инженерная школа «Моторы будущего», УГНТУ, БГАУ, «Интегральные роботизированные технологии» и другие, — поясняет вице-премьер — министр промышленности, энергетики и инноваций РБ Александр Шельдяев.

Исходя из таких стартовых позиций, в республике и определили возможные объемы выпуска БПЛА. В том числе и БАС-200, выпускаемого на Кумертауском авиационном производственном предприятии, — мощной для своего класса машины вертолетного типа. В прошлом году в Башкирии в общей сложности была изготовлена тысяча беспилотников. В этом будет произведено уже в четыре раза больше.

По аэродрому…

Понятно, что рука об руку с производством БПЛА идут проблемы, которые принято называть инфраструктурными. Перво-наперво, конечно, это аэродромы, где могут базироваться беспилотники.

— В 2026 году в Башкирии предполагается создание двух посадочных площадок с последующим масштабированием до десяти площадок к 2030 году. Площадками может выступить как действующая инфраструктура, в том числе аэропорт Сибая и аэродромный комплекс малой авиации «Первушино», так и автономные станции базирования — дронопорты, которые могут быть размещены по маршрутам полетов БАС, — рассказывает Александр Шельдяев.

Многие специалисты в связи с этим вспоминают, что в республике немало ныне заброшенных аэродромов, которые раньше служили верой и правдой местной авиации. Этой проблеме была даже посвящена специальная секция на Международной неделе бизнеса в Уфе в прошлом году.

— Отраслевая секция, которую мы проводили совместно с ключевыми участниками сектора, стала площадкой для обмена опытом и разработки стратегии формирования спроса на услуги малой авиации и БПЛА, мультизадачного использования законсервированных аэродромов с вовлечением их в деловой оборот, — отметил по этому поводу директор Центра стратегических разработок РБ Евгений Базылев.

Важный для профессионалов вопрос — о сертификации летательных аппаратов. Первым в России такой сертификат получил кумертауский БАС-200. Сейчас еще одна республиканская компания, «Интегральные роботизированные технологии», подает документы на сертификацию и рассчитывает пройти этот процесс в течение первого квартала 2024 года.

Естественно, что многие работы ведутся в регионе сегодня в тестовом режиме. Что касается сельского хозяйства, то в прошлом году так было проведено распыление гербицида на опытных полях Уфимского района. Удалось «поймать» алгоритм действий, и на сезон 2024 года планируется уже масштабное применение беспилотных авиационных систем на сельхозугодьях республики. С помощью БАС-200 получилось осуществить грузоперевозки медицинских изделий и медикаментов в отдаленные населенные пункты республики. Конечно, пока такие полеты штучные, но и они помогают оценить многие моменты, в том числе и финансовые затраты.

Деньги из воздуха

Власти сегодня стараются заинтересовать разработчиков БПЛА и материально. Стартовал прием заявок на гранты на проекты беспилотных авиационных систем для резидентов НПЦ. Предусмотрены стартапы для молодых команд разработчиков. Началось финансирование и «якорного» для отрасли парка «РВ-1». Где общий объем инвестиций составляет 1,2 млрд рублей.

— До инициатора проекта доведены федеральные и республиканские бюджетные средства в размере соответственно 252 млн и 48 млн рублей и произведены работы по проектированию и получению госэкспертизы на производственное помещение площадью 4600 кв. метров, — поясняет Александр Шельдяев.

Почувствовали помощь республики, в том числе и организационную, и некоторые конкретные компании разработчиков. Так, производителю беспилотных летательных аппаратов «АэроТехМаш» из Кумертау, разрабатывающему легкий коммерческий вертолет «АТМ-121», в правительстве помогли скооперироваться с производителями авиационной техники и определить состав критических узлов аппарата для последующих научно-исследовательских разработок.

— Компании отрасли электронной промышленности, являющиеся потенциальными резидентами «РВ-1», также могут воспользоваться грантовой мерой поддержки. Они планируют реализовать проекты по разработке и производству комплекса аппаратных и программных средств «ОМЕГА», создать производственный центр электроники в рамках программы импортозамещения и развития радиоэлектронной отрасли, а также реализовать технологии автоматизированного монтажа электронных компонентов на печатную плату, — дополняет Александр Шельдяев.

Пилоты ходят по земле

Одна из основных проблем новой отрасли — наличие специалистов. Для их подготовки в России даже принят федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем». В рамках которого минобразования республики до 2030 года планирует ежегодно обучать две тысячи человек. А вообще простор для молодежи, начиная с самого юного возраста, здесь огромный.

Например, на базе Центра развития талантов «Аврора» организована работа кружков в рамках программ дополнительного образования, где ребята могут постигать азы профессий конструктора-моделиста и оператора БПЛА. Более того, в учреждениях дополнительного образования создано 120 площадок, где почти 1,5 тысячи детей узнают, что же это такое — беспилотные аппараты.

В Уфимском университете науки и технологий с сентября 2023 года открылось новое направление «Интеллектуальные системы БПЛА», разработана в регионе и специальная программа повышения квалификации, связанная с эксплуатацией беспилотных авиационных систем.

Ну а где количество — там и качество. Не так давно представители Башкирии на профессиональном форуме беспилотной авиации «Архипелаг 2023» в Новосибирске продемонстрировали впечатляющие результаты. Студенты Уфимского колледжа радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности завоевали семь медалей, став лучшей командой форума.

— Кроме того, в учебной программе Центра специальной тактической подготовки операторов БПЛА имени Владлена Татарского используется разработанный уфимской компанией «СкайскэперСтудио» программный комплекс «Толпар». В 2023 году обучение прошли 50 операторов, план на 2024 год — 120 операторов, — говорит Александр Шельдяев и напоминает, что чат-бот центра можно добавить по ссылке https://t.me/copterRBBot в мессенджере Telegram.

А вообще с нынешнего учебного года профессиональных специалистов по БПЛА в Башкирии начали готовить два колледжа и три высших учебных заведения.

Об уровне беспилотного пилотирования в Башкирии емко высказался директор программы «Беспилотные вертолеты» НЦВ Миль и Камов холдинга «Вертолеты России» Владимир Маркин:

— Команда правительства Башкирии сегодня, на мой взгляд, одна из лучших в России. Именно этим объясняются те результаты, которые демонстрирует республика. Предлагаются конкретные меры, которые затем выходят на практическое разрешение. Именно поэтому нас услышали в свое время. В итоге получилась удивительная синергия авиационного кластера, который полномасштабно развивается. Этого потенциала нет ни в одном другом субъекте.

В ближайших планах правительства Башкирии — разработать региональную Стратегию развития беспилотных авиационных систем на период до 2030 года, как и создать регионального оператора с возможностью использования механизма государственно-частного партнерства. Поэтому план в четыре тысячи БПЛА может в ближайшие годы заметно подрасти. Что ж, региону, в котором авиационная отрасль одна из ведущих, здесь и флаг в руки.

В ТЕМУ

Республика получит 326,5 миллиона рублей из федерального бюджета на создание классов, кружков и Центра практической подготовки, где ребята будут обучаться проектированию, разработке, производству и использованию беспилотных летательных аппаратов.

В пресс-службе министерства образования и науки РБ сообщили, что республика вошла в число 30 пилотных регионов, где в 2024 году планируется развивать кружковую работу по обучению технологиям БПЛА.

В одном из колледжей Башкирии появится Центр подготовки по обращению с беспилотными летательными аппаратами. К нему будут прикреплены 20 школ, где откроются профильные классы и кружки. Как заявил на недавнем совещании министр просвещения РФ Сергей Кравцов, в школах эта работа будет сопряжена с предметами «Основы безопасности и защиты России» и «Труд», а в колледжах — с проектом «Профессионалитет».

— В рамках проекта обучим педагогических работников и реализуем не менее 26 образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных программ, в которые включим соответствующие модули, — прокомментировал министр образования и науки РБ Ильдар Мавлетбердин.

Мария СНЫТКИНА.

со страницы Радия Хабирова в ВК В Башкирии для новой отрасли есть развитая научно-техническая база.
В Башкирии для новой отрасли есть развитая научно-техническая база.Фото:со страницы Радия Хабирова в ВК
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: