Все новости
Наука
8 Февраля , 13:15

Хочу всё знать

Проблем у российских учёных много. Как их преодолеть?

Хочу всё знать
Хочу всё знать

Минувший год, объявленный в России Годом науки и технологий, позволил сформировать стратегические ориентиры, привлечь внимание к развитию и популяризации науки, что облегчит достижение положительных результатов. Обозначились и основные проблемы, над которыми необходимо работать.

Старый профессор…

По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, численность ученых в России превышает 348 тысяч человек, что вполне сопоставимо с населением крупного города. Примерно столько же научно-вспомогательного персонала. За последние 20 лет количество ученых снизилось на 22 процента. Наряду с сокращением числа НИИ с 2686 до 1618, это, в частности, можно объяснить оптимизацией и большей специализацией, повышением эффективности научной деятельности, сокращением управленческого аппарата.

Сегодня Россия на шестом месте по числу занятых в науке. Причем еще в 2019 году она была на четвертом, уступая в этом только Китаю, США и Японии, но за последние два года вперед вышли Германия и Южная Корея. Такие тенденции, конечно, не могут не вызывать озабоченность сохранением научного потенциала.

Многие выступают за повышение роли прикладной науки. За 20 лет в России почти в 1,6 раза увеличилось число промышленных предприятий, имеющих научные подразделения (с 284 до 450), с 33 до 44 выросло количество опытных заводов, создаются технопарки, научно-образовательные центры. Это все, безусловно, усиливает российский научный потенциал, основная часть которого по-прежнему сосредоточена в научно-исследовательских организациях и высших учебных заведениях.

Проблемой является тенденция старения научных кадров. В России средний возраст ученых без научной степени — 43 года, кандидатов наук — 51, докторов наук — 64 года. А ведь это специалисты высшей квалификации. Сегодня в России около 84 тысяч аспирантов, что почти вдвое меньше, чем 10 лет назад. Количество научных организаций и вузов, которые готовят научные кадры, за это же время сократилось почти на четверть. Говорит ли это о повышающейся элитарности науки или, скорее, о ее упадке? Во многом это свидетельствует о неэффективности работы по профессиональному отбору и в целом системы подготовки научных кадров.

… а где взять молодого?

Минобрнауки России принимает определенные меры по привлечению молодежи в науку, но они пока не дали нужного эффекта. Министр Валерий Фальков, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации, подчеркнул, что за последние 10 лет в России в полтора раза увеличилось число ученых в возрасте до 39 лет. В вузах число исследователей выросло на 33 процента. Во многом это результат создания исследовательских университетов, группы опорных вузов, а также эффект от проекта «5-100» по адаптации российских университетов к мировым стандартам. Выстроена целая линейка научных грантов, за 5 лет оказана поддержка молодым кандидатам и докторам наук на сумму 3 млрд рублей.

Российская академия наук также неоднократно высказывала озабоченность современным состоянием науки. Президент РАН Александр Сергеев отмечал, что по относительному числу исследователей на 10 тыс. занятого населения Россия находится на 27 месте в мире. Научные позиции страны, по его мнению, ухудшаются: «За 15 лет количество исследователей сократилось на 17,5%, в то время как практически во всех странах мира типичен рост от 30 до 130%».

Но можно ли судить о состоянии и перспективах развития науки только по количественным показателям? Большинство российских исследователей (61,4%) представлены в области технических наук. На втором месте — естественные дисциплины (22,8%). На третьем — общественные (5,6%). Меньше всего ученых занято в сельскохозяйственной сфере — (2,7%). При этом на технические науки расходуется более 70% средств, на естественные — 17,6%. Суммарная доля остальных не превышает 10%.

В Башкортостане численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, начиная с 2014 года также снизилась на 10 процентов. Наблюдается недостаток финансирования в этой сфере, что напрямую связано с уменьшением доли инновационных товаров, работ и услуг. Нуждается в поддержке и сельскохозяйственное научное направление. Будучи крупным сельскохозяйственным регионом, Башкирия имеет серьезную основу для успешных исследований. Благодаря этому в истекшем году при поддержке руководства республики был выигран крупный федеральный грант на создание селекционного центра в Башкирском НИИ сельского хозяйства.

Как заинтересовать бизнес?

К сожалению, сегодня отечественная наука не является драйвером для российской экономики. Более того, в массовом сознании развитие науки и технологий является следствием, а не причиной благополучия страны. Используется тезис — сначала заработаем средства, а затем будем развивать науку, хотя это в корне неверно.

Недостаточное финансирование — проблема, о которой постоянно говорят ученые. Вместе с тем в ожидании полной государственной поддержки проявляется некое потребительское отношение научных работников по отношению к государству.

А ситуация такова, что ученым постоянно необходимо доказывать свою научную состоятельность, что на практике выражается в привлечении дополнительных инвестиций.

Государство сегодня обеспечивает около 70 процентов финансирования науки и технологий. Примерно в таком же объеме, как в Индии. В остальных странах доминирует бизнес — от 54,8% в Великобритании до 80,3% на Тайване. И разница в уровне развития науки и технологий в этих странах очевидна даже для неискушенного обывателя.

Отсутствие интереса со стороны бизнеса и других партнеров свидетельствует о слабой востребованности результатов научных исследований и их недостаточном качестве. Это подтверждает тот факт, что за последнее десятилетие в производство внедрены разработки лишь 20% исследовательских организаций. Вместе с тем 30% разработок, внедренных в реальный сектор экономики, осуществлено московскими учеными. На втором месте Мордовия, на третьем Санкт-Петербург. Десятка лидеров, совокупно имеющая 20% внедренных разработок, представлена такими крупными и экономически развитыми регионами, как Ставропольский край, Татарстан, Ростовская, Нижегородская, Московская, Новосибирская и Свердловская области. Конечно, это не показатель эффективной связи науки и производства.

Преодолеть отставание

В первую очередь необходимо обеспечить приток в науку молодежи, создать такие условия, которые снизили бы возможность переманивания научных кадров за рубеж.

Сегодня около 54% граждан, примеряя на себя роль ученого, полагают его работу скучной. Срабатывает сложившийся стереотип об образе ученого как о таком замшелом человеке, который сидит в лаборатории в белом халате и что-то делает.

Наука, по выражению президента РАН Александра Сергеева, «это непростая жизненная траектория. Чтобы достичь здесь успеха, надо много и трудно учиться. А рядом масса других траекторий, где намного проще и быстрей можно достичь высокого уровня благосостояния».

Желание молодежи уехать из страны сравнимо с желанием уехать в более развитый регион, скажем, для обучения в вузе. Башкортостан, несмотря на достаточно развитый научный и образовательный кластер, не исключение. По результатам проведенных опросов, значительная часть студенческой молодежи республики (37% респондентов) нацелена на переезд. Из них 14 % выбрали другой регион России, 23 % — другую страну. Только треть опрошенных не планирует покинуть регион, а 28 % затруднились с ответом.

Подобная ситуация говорит о том, что в молодежной среде преобладает позитивное отношение к своей стране. Для подавляющего большинства опрошенных, независимо от их этнической и профессиональной принадлежности, характерно чувство патриотизма по отношению к своей малой родине и России в целом. Одновременно мы видим имеющиеся резервы в укреплении этих позиций, повышении мотивации к развитию именно своего региона.

По данным минобразования, учиться в другие регионы, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, из Башкирии уезжает около четверти всех выпускников школ, и шансы на их возвращение минимальны. Уезжающие видят для себя перспективу получения более качественного образования. Не менее важный момент связан со сложностью последующего трудоустройства. Многих выпускников и их родителей не устраивает сложившийся в регионе уровень зарплат. В результате в соседнем Татарстане студентов больше на 35%, в Челябинской области — на 15%, в Пермском крае — на 9%.

В республике принимаются меры по недопущению оттока местного населения, и прежде всего молодежи, сохранению трудовых ресурсов, развитию деловой активности. Важное место занимает развитие научно-образовательной сферы.

Сегодня Башкортостан является признанным научным центром, известным не только в нашей стране, но и в мире. В регионе существуют ведущие научные школы, причем не только по таким профильным для республики направлениям, как нефтехимия и переработка, новые материалы и машиностроение. Развиваются теоретические и прикладные направления биологии, генетики, математики, физики. Геологи и биологи активно работают над созданием в республике геопарков.

Традиционно на высоком уровне достижения башкирской селекционной школы сельскохозяйственных культур. Большой научный вклад вносят историки, этнологи и языковеды. Все эти и многие другие направления представлены в многопрофильном Уфимском федеральном исследовательском центре РАН, который включает в себя тринадцать научно-исследовательских институтов, где сосредоточен мощный кадровый потенциал, проводятся фундаментальные и прикладные исследования на актуальные темы.

При непосредственном участии башкирских ученых создаются уникальные научно-образовательные комплексы, в «орбиту» которых входят научные, проектные и конструкторские организации, опытные заводы, что позволяет включаться в крупнейшие федеральные программы. Серьезным прорывом стало решение создать в Башкортостане карбоновый полигон.

В республике одним из первых в стране был создан Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня, объединивший ведущие научные и образовательные организации. Год науки и технологий стал результативным для этого крупного проекта, который уже показал свою эффективность.

Создание в Уфе многофункционального вуза нового типа — Университета науки и технологий — и включение в программу «Приоритет-2030» позволит обеспечить еще более тесную связь между наукой и образованием, повысить качество обучения студентов, расширить образовательные возможности, в том числе с более широким привлечением зарубежных ученых, будет способствовать интеграции Башкортостана в мировую научную среду.

В этом направлении большая надежда возлагается на ведущих ученых, которые должны мотивировать молодое поколение со школьной скамьи постигать тайны науки, помочь студентам найти себя. На это нацелен проект «Базовые школы РАН», который с 2019 года реализуется в 32 регионах. В Башкирии создано пять базовых школ РАН. Ведущие ученые проводят теоретические и практические занятия со школьниками, раскрывая удивительный и многогранный мир науки, что способствует выявлению талантливой молодежи, создает активный резерв научных кадров для нашей республики.

Сейчас перед нами стоит целый ряд важных задач, направленных на коренное улучшение качества жизни граждан. И задача развития науки и образования является, на наш взгляд, первоочередной. Именно эта сфера способна воспроизводить интеллектуальный и культурный потенциал, способный дать нам необходимый запас прочности для того, чтобы занять достойное место в мировом пространстве.

Фото из открытых источников.

Автор:Сергей ЕМЕЛИН, директор Института этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН, профессор
Читайте нас в