Все новости
Культура
19 Ноября 2019, 11:45

Фестиваль «Малый» — резонанс большой

Завершился международный форум хореографических учебных заведений

Желание побывать на «Малом Нуреевском» подогревалось тем, что в списке участников нашла три значимые для меня фамилии. Сергей Лалетин, недавний танцовщик, а ныне старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, помнился учеником младших классов Башкирского хореографического училища и почти что воспитанником Дома печати, где его мама работала старшим корректором «Вечерней Уфы». Денис Зайнтдинов, педагог Уральского хореографического колледжа, тоже выпускник уфимской балетной альма-матер, был знаком еще с той поры, когда делал первые шаги на сцене нашего театра оперы и балета под руководством незабвенного Шамиля Терегулова, а потом вырос в танцовщика первой величины. Андрей Меркурьев, известный как ведущий солист Мариинского, а затем Большого театра, практикующий педагог-постановщик и хореограф, не раз фигурировал в моей книге «Отпуская в полет лебедей» о Башкирском хореографическом колледже, где успешно обучался у того же Шамиля Терегулова.

С прицелом в день завтрашний

Но прежде отмечу, что III Международный фестиваль «Малый Нуреевский» по географии и популярности догоняет своего «старшего брата». Это недавно прошедший XXII балетный праздник имени нашего великого земляка. В столицу республики приехали представители рекордного числа хореографических учебных заведений из 19 стран и городов России: две японские школы, две из Казахстана, представители Узбекистана, Белоруссии, Латвии, Киргизии. Не говоря уже о российских, среди которых отметились такие знаменитые, как Академия имени А. Я. Вагановой из Санкт-Петербурга и Московская академия хореографии. Но дело, конечно, не в количестве, а в том высоком уровне организации и содержания на этом собрании руководителей, педагогов, юных танцовщиков, что было отмечено журналистами, театральными критиками, деятелями культуры, почетными гостями фестиваля из Франции.


Шарль Жюд и его супруга Стефани Чубло, в прошлом ведущие солисты Большого театра Бордо того периода, когда им руководил Рудольф Нуреев, впервые оказались в Уфе. На заключительном концерте прозвучали их восторженные отзывы в адрес организаторов фестиваля — Министерства культуры РБ, коллектива Башкирского хореографического колледжа и его директора Олии Вильдановой. Событие имело широкую рекламу и привлекло внимание публики размахом содержательно-целеустремленным, с точным прицелом в завтрашний день хореографии, на дальнейшее развитие лучшей в мире российской балетной школы.


Круглый стол фестиваля вела главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, и одно это, как и присутствие первого вице-президента Международной федерации балетного искусства Сергея Усанова, уже заранее предвещало глубину и многогранность обсуждаемых тем. Так и произошло. Кстати, все три моих собеседника, о которых упоминала выше, тоже высказали самые добрые слова и о серьезности поставленных хореографическим педагогическим сообществом проблем, и вообще об этом фестивале как о важном культурном событии не только для республики, но для продвижения передовых идей в искусстве хореографии.


Однако среди высказываний участников форума преобладало мнение, что нынешние учащиеся, привыкшие к гаджетам, интернету, не обладают ни большой эрудицией, ни привычкой к постоянному труду, а потому на подготовку специалистов танца педагогам приходится теперь затрачивать гораздо больше, нежели ранее, усилий, прежде всего творческих.

Не выпускники, но готовые артисты

В какой-то мере определенным показателем работы хореографических учебных заведений может служить итоговый концерт фестиваля. И тут хочется воздать должное Башкирскому хореографическому колледжу — хозяину форума. Идею директора Олии Вильдановой о построении концерта с посвящением нашему великому земляку, который как бы наставляет и благословляет своих юных наследников, великолепно осуществил хореограф-постановщик, выпускник колледжа Ринат Абушахманов. А ребята из колледжа подготовили запоминающиеся номера: «Пролог» — в постановке Александра Полубенцева из Питера, «Весна» — в хореографии Вакиля Усманова из Австрии, «Танцевальный переполох» — в постановке Екатерины Тайшиной из Якутии. Особо следует выделить искрометное исполнение юными «народниками» башкирского танца «Зарифа», в котором мастерски солировали Мурадым Алибаев и Юруза Бикмурзина.


Наши педагоги Зинфира Габдулхакова и Инур Аюпов тоже дали мастер-класс, и ребята из Воронежского, Казанского хореографических училищ, из школы-студии при Академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева с удовольствием осваивали непростые движения «Зарифы».


В первый вечер фестиваля юные нуреевцы показали гостям в театре оперы и балета свои ученические, но вполне достойные постановки. Если к этому добавить, что знаменитую Академию русского балета имени А. Я. Вагановой на концерте представляла ее ученица и наша землячка Софья Валиуллина, то станет понятнее вклад хозяев в успех международного форума.


Но и гости не подкачали. Всех перечислить невозможно, но нельзя обойти вниманием па-де-де из «Коппелии» студентов III курса Пермского училища Сергея Боровых и Екатерины Лебедевой, выступления первокурсницы Ташкентской высшей школы национального танца и хореографии Дилнозахон Мирзаевой, Владимира Ермолаева из Бурятии, номер якутских учащихся, вариацию Китри из балета «Дон Кихот», самую юную участницу концерта Рейку Кигаву (Токио). Как верно заметила художественный руководитель нашего колледжа Леонора Куватова, чем чаще ученики выходят на сцену, а особенно если это происходит во время такого выдающегося события, да еще в театре, где когда-то начинал великий Нуреев, то и ответственность возрастает, и старание удваивается. Они, конечно, еще не артисты, но перспектива есть у всех. Другое дело, как они ею воспользуются, сколько приложат сил и энергии.

Прямая речь

Денис ЗАЙНТДИНОВ:

— Для меня как педагога особенно важным показалось обсуждение слишком малого присутствия в программе обучения тех дисциплин, без которых невозможно формирование профессионального танцовщика. Это урезанное количество часов на дуэтный танец, на уроки музыки, на занятия по истории искусства, культуры. Когда я учился в Башкирском хореографическом училище, постоянные в течение нескольких лет обучения уроки фортепиано (я тут, увы, не был в числе первых) давали то ощущение музыкальности танца, без которого нет настоящего балета.


С учениками 5 — 9-х классов, с которыми мы показали номер на концерте, посетили интереснейшие мастер-классы Владимира Толстухина, художественного руководителя Пермского хореографического училища, Александра Шелемова из Новосибирска, Андрея Меркурьева, который, с точки зрения своего опыта в самых престижных театрах страны, поставил перед нынешними школярами весьма сложные задачи.

Андрей МЕРКУРЬЕВ:

— Я всегда говорю о том, что из хореографических школ должны выходить не просто выпускники, а готовые артисты. Требовательность плюс высокий класс преподавания — иначе в сегодняшних жестких условиях конкуренции просто не достичь высоких результатов.

Сергей ЛАЛЕТИН:

— Были продуктивные предложения, которые, хотелось бы надеяться, должны воплотиться в конкретные дела. В частности, шел разговор о системе преподавания современного танца, об обязательных требованиях, о том, что будущих танцовщиков необходимо научить технике, выразительности и музыкальности в новой хореографии.


Полезной оказалась проведенная в колледже конференция, посвященная 80-летию неповторимой балерины Екатерины Максимовой. Когда я выступал с подробным рассказом о ней, мне показалось, что целый ряд моментов ее биографии, связанных не только с талантом, но с работоспособностью и терпением, произвел впечатление, особенно на юных слушателей.
Читайте нас: