Все новости
Культура
13 Августа 2020, 10:50

«Красота в своём, родном!»

Иначе и быть не могло! У девочки, которая появилась на свет пятым ребенком в необычной, талантливой музыкальной семье, выросшей в окружении звуков фортепиано, балалайки и скрипки, будущее, по крайней мере до окончания школы, было предопределено. Музыка, сцена и невидимая зрителю каждодневная работа.

«Хочу быть как мама!»

Такой путь в профессию Маша определила для себя сама, давления со стороны родителей-музыкантов не было.
Поступила в Октябрьский музыкальный колледж, затем в консерваторию на кафедру народного пения и этномузыкологии на отделение сольного пения. Сегодня Мария Крылова— специалист с высшим музыкальным образованием, окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Леонида Собинова.
— Мама, Зинаида Тимофеевна, не только известная в республике исполнительница народных песен, лауреат всероссийских конкурсов, но и педагог, — говорит Мария. — В работе с вокалистами ее отличает энтузиазм, с которым она берется за новое дело, уверенность в своих силах и уважительное отношение к каждому своему воспитаннику. А уважение рождает ответное чувство, ученик старается не подвести своего наставника. И мне не хочется делать выбор между двумя этими направлениями творчества.
— В консерватории только тридцать минут двухчасового занятия мы пели, — вспоминает сегодня Мария уроки своего наставника народной артистки России Елены Сапоговой. — Остальное время она уделяла подготовке к исполнению. Главное — не сила голоса, а смысл, вложенный в текст песни. «Орать и осел может!» — одна из ее часто повторяемых присказок.

«Анновские песни — целый мир чудесный!»

Для дипломной работы педагоги рекомендуют своим студентам использовать местный материал. Ведь в далеких деревнях глубинки до сих пор можно встретить образцы старинного фольклора. Правда, уже только крупицы…
Для своей дипломной работы Мария использовала материал, собранный родителями, Павлом Николаевичем и Зинаидой Тимофеевной в деревне Анновка Белебеевского района в начале девяностых годов.
— В первый раз поехали в Анновку на велосипедах, так как транспорта другого не было, — вспоминает Павел Николаевич. — Ни с кем мы не договаривались насчет экспедиции, поехали наобум. Зашли в первый дом, во второй, местные жители рассказали о том, что поют в селе бабушки, два возрастных коллектива есть: один — что постарше (около 80 лет певицам), другой — помоложе (около 60 лет). Записали в первый раз восемь песен, на следующий год — еще 18. Перед второй поездкой летом 1991 года мы договорились с бабушками заранее, они нас ждали, стол приготовили. Угостили деревенской сметаной, горячим хлебом из печки, домашней едой. Они нам пели песни и плясали. Запала в душу «Подгорная», в которой Евдокия Федоровна Дрёмина солировала — частушки пела, приплясывала, притоптывала, а остальные женщины пели «язык».
Были годы, когда фольклорный ансамбль села Анновка успешно гастролировал по республике, выступал на республиканской сцене.
27 старинных песен записали на пленку, расшифровали и сохранили супруги Крыловы, а их дочь спустя 30 лет провела на основе этих песен научное исследование.
Мария проанализировала песни, которые исполняли вплоть до конца ХХ века потомки переселенцев из Тульской губернии.
Материал для исследования был разножанровый, из 27 песен четыре — свадебные, пять — хороводно-игровых, двенадцать лирических, четыре — солдатские, одна — тюремная, а также частушки.
Им присущи черты песенной традиции Поволжья и Урала, свойственные Белебеевскому району.
Отличается язык песен, слова произносятся с «аканьем», в текстах можно услышать, фрикативное «Г», как этот звук произносят башкиры и украинцы. Вместо звука «Щ» произносят два «Ш» («зашшитник»), звук «Ц» заменяется звуком «С», есть и другие особенности произношения.
Исполнительницам присуща «крикливая» манера подачи звука, широкие распевные гласные. Они использовали различные специфические приемы выкрикивания, словообрывы и другие.
— В певческом коллективе обычно один запевала — тот, кто начинает песню и доводит ее до логического конца, — рассказывала Мария на защите диплома членам экзаменационной комиссии, проявившим заметный интерес к ее выступлению.
Талантливый запевала в то же время корректирует звучание ансамбля, исполняет партию среднего или нижнего голоса. Присутствует подголосок — верхний голос, контрастирующий запеву. Без него невозможно полноценное исполнение песни.
Старинная, исконная культура потихоньку исчезает, как песок, высыпающийся сквозь пальцы… Сохранить то, что пока еще осталось, предстоит молодым.
Белебеевский район.
Читайте нас: