Все новости
Культура
5 Апреля 2021, 17:15

Аскар АБДРАЗАКОВ: «Каждый уголок театра станет Испанией»

Башкирский оперный готовится к одной из главных премьер года

Одним из самых заметных культурных событий нынешнего сезона обещает стать опера «Дон Кихот» Жюля Массне, незнакомая или мало известная уфимским театралам. И причин тому несколько.
Спектакль станет режиссерским дебютом худрука Башкирского оперного театра Аскара Абдразакова. Сам же Рыцарь печального образа давно прописался в репертуаре певца: Аскар Абдразаков блистает в этой роли на сцене Мариинки и считает оперу одной из самых любимых.
Те же, для кого имя Дон Кихота неотделимо от имени Сервантеса, будут несколько озадачены: источником либретто является пьеса французского поэта Жака ле Лоррена «Рыцарь печального образа», которая шла в Париже в 1904 году. Массне, привлекший к созданию либретто также Анри Кэно, начал писать оперу в 1909-м, когда из-за ревматизма был прикован к постели. Сочинение «Дон Кихота» стало, по его словам, лекарством от болезни.
Ради него он отложил неоконченную оперу «Вакх». Массне отождествлял себя с героем героической комедии, поскольку был влюблен в певицу Люси Арбель, исполнившую на премьере роль Дульсинеи.
А партия Дон Кихота была написана специально для Федора Шаляпина, с которым у композитора сложились дружеские отношения.
О работе над оперой рассказывает худрук Башкирского театра, он же режиссер постановки, он же Рыцарь печального образа Аскар АБДРАЗАКОВ.

Каждый имеет право на своего Дон Кихота

— Аскар Амирович, вы неоднократно говорили о том, что это одна из ваших самых любимых опер. Почему она?
— Я считаю, что всегда, а в нынешние дни особенно, людям была дорога тема любви, романтизма. Именно она звучит в музыке Массне. Всем уже надоело насилие и в кино, и на телевидении, и в жизни. Да и Россия недаром всегда считалась страной, где преобладало духовное начало, и именно любовь воспевали художники, поэты, композиторы — каждый по-своему. Вот ее сейчас как раз не хватает.
— Музыканты нередко уходят в дирижеры, а актеры — в режиссеры. Есть такая тенденция, а почему?
— Наверное, потому, что каждому хочется рано или поздно выразить свое мироощущение. А у меня к тому же и предпосылки были: я помню, как следил за работой отца (Амир Абдразаков — известный башкирский кинорежиссер. — Авт.), как интересно он это делал. Мне нравилось, как он разговаривал с артистами — всегда уважительно, внимательно выслушивая. Поэтому, когда я уже сам поработал с хорошими режиссерами, мне стало любопытно, как это получится у меня. Это уже не просто петь на сцене: у режиссера за процесс должны отвечать и сердце, и разум. Нужно объяснить артисту, что не следует никого копировать, а играть только то, что ты сам чувствуешь нутром. Каждый имеет право на своего Дон Кихота, свою Дульсинею и имеет право подарить их зрителям. Мы дарим красивую классическую постановку, хотим отвлечь людей от быта. Понятно, что в нынешних условиях создавать красоту тяжело, но мы с художником Иваном Складчиковым постараемся устроить зрителям праздник, причем с того момента, как только они войдут в театр. Прекрасная сказка любви начнется уже в фойе: мы развесим флаги, напоминающие о средневековье, обязательно будет фотозона, хотим привлечь наших молодых солистов, чтобы они пели испанские песни, чтобы каждый уголочек театра был Испанией.

Вдохновлённые легендой

— Башопера последнее время радует яркими премьерами, небесспорными, но очень интересными. Вы практически ответили на вопрос, чем побалует «Дон Кихот» — обращением к вечной сказке любви и к красоте.
— Да, и тем более, эта музыка никогда не звучала на сцене нашего театра, и вообще опера «Дон Кихот» редко ставится в мире. Это своего рода раритет. Есть такая поговорка у режиссеров: в репертуаре три спектакля в году — для зрителей, один для себя. Я считаю, что все постановки должны быть для зрителей и для себя. В этом есть момент воспитания.
Да, опера идет на французском языке, но есть перевод, а вообще, как худрук я хотел бы перед каждым спектаклем делать небольшие вводные беседы. Ведь даже история создания «Дон Кихота» очень интересна — это настоящая легенда.
Кстати, ученик Массне Жак Ибер, вдохновленный сюжетом, сочинил оперу «Странствующий рыцарь», а кроме того, создал «Четыре песни Дон Кихота» для фильма Пабста: музыка звучала на радио по случаю 400-летия со дня рождения Сервантеса, и сарабанду Дульсинеи.
— Опера достаточно длинная — пять актов. И три из них — это дуэты Дон Кихота и Санчо Пансы. Насколько сложно такое непрерывное пребывание на сцене?
— Для меня сложность — это не затрата физических усилий, а правильное распределение интеллектуальных сил, эмоций. Мне хочется донести до зрителя такой образ Дон Кихота, чтобы было и смешно, и жалко, но и было чем гордиться. Дать понять, как менялся характер моего героя на протяжении спектакля: от ярости к унынию, к счастью, к страданию и печальному концу. Надо ухватить основную эмоциональную силу, войти с ней в образ и нести ее до конца так, чтобы тебя полюбил зал. Вообще, когда человек живет творчеством, не рассчитывая на награду, — это ли не донкихотство?
— К вопросу о либретто: есть роман Сервантеса и есть поэт Лоррен и либреттист Анри Кэн. Как думаете, почему бы не поставить именно Сервантеса?
— Роман длинный, а в спектакле нужно было обратить внимание на три ключевых образа: Дон Кихота, Дульсинеи и Санчо Пансы, а не распыляться на интриги испанского двора. И Дульсинея в опере — не простая служанка, а роскошная дама: чтобы не сводилось все к походу безумного старичка, а делалось ради любви. Это должен быть образ человека возвышенного в противоположность Санчо Пансе, любителю земных радостей.

Когда льётся музыка чувств

— Шаляпин в свое время писал Горькому: «Если бог умудрит меня и на этот раз, то я думаю хорошо сыграть «тебя» и немножко «себя», мой дорогой Максимыч». А что в Дон Кихоте от вас?
— Не прожив, не пережив часть своей жизни, не поняв, что такое любовь, сложно воплотить какие-то чувства на сцене. Нужно перестрадать. Раньше я слышал иногда: «Аскар, у тебя один недостаток — ты слишком молод». Сейчас за плечами солидный багаж пережитого, и можно, и удается показать чувства, эмоции, красоту. Тут душа — как гармошка: раскрывается — и льется музыка чувств.
— По воспоминаниям современников, Шаляпин буквально «заболел» этим образом, читал и перечитывал роман, без конца думал о своем персонаже, изучал многочисленные иллюстрации, советовался с друзьями. Художника Александра Бенуа, как великого знатока эпохи, попросил обрисовать внешний облик и костюм рыцаря. Как готовились вы?
— Тоже долго подбирал все составляющие, чтобы было правдоподобно и комфортно. Для печали и радости на сцене многое имеет значение: брови, например. Если подчерню скулы, буду худым, подбелю — потолстею. Даже шея и пальцы имеют значение для создания образа. Глаза, поворот головы, руки — все.
— Чем будет отличаться наш «Дон Кихот» от постановки Мариинки?
— У нас прекрасный художник — Иван Складчиков. Понятно, что сами костюмы и декорации уже будут предполагать другой подход к постановке, к видению спектакля. Самый непритязательный костюм, к слову, у самого Дон Кихота. А вот хор меняет костюмы три раза за спектакль. Это будет очень красивая постановка, и я хотел бы возить ее как по стране, так и по миру. Нам есть что показать: у нас замечательные солисты, хор. Что касается ключевых образов, каждый исполнитель должен сам найти свой образ, я даю им эту возможность. Но при этом я категорически против штампов — их в нашей постановке не будет.
— Итак, вы примерили на себя роль режиссера. Она показалась вам сложной?
— И да и нет. У меня уже была заготовка, я прописал постановку для себя вплоть до мельчайших подробностей — это интересная работа. Сейчас буду заниматься с каждым солистом. Для меня важен момент, когда они уже отрываются от клавира и текста и думают об образе. Им не нужно уже говорить, куда пойти и что делать. Их самих поведет. Нужно будет только поработать над произношением, глазами, руками. А собрать все это воедино — уже не такая сложная задача: у меня очень хорошие помощники. У нас в театре суперпрофессиональная команда — искать кого-то на стороне не приходилось.
— Вы диктатор или сочетаете суровость с папиным уважением к артисту?
— Все зависит от харизмы режиссера: как он умеет воздействовать на актера. Конечно, когда что-то не нравится, приходится проявлять характер. Я должен понимать, что я хочу получить от каждого. Криком ничего не добьешься. Мне нравится после репетиций собирать команду и проводить «разбор полетов».

В человеке должен быть секрет

— Последнее время режиссеры ставят провокационные спектакли. Решитесь ли вы на подобную постановку? Где лежит предел, за который опере лучше не выходить?
— Нет. Может, я еще и не дорос до экспериментальной постановки — ментально молод. Вообще, все возможно, если режиссер представляет себе, что он делает, и действие не состоит из отдельных фрагментов: кадр и кадр, а между ними-то что? Картинки могут быть красивыми, а смысла нет никакого. И я никогда бы не перешагнул в экспериментаторстве во что-то вульгарное, связанное, например, с частями тела. В человеке должен быть какой-то секрет.
— Опера — все же элитарное искусство?
— Всегда была. Но куда она движется сейчас, не совсем понятно. Хотя, строго говоря, всегда были те, кому нравилось это искусство, и те, кто его не воспринимал. И многое зависело от того, какое отношение к нему преобладало в семье. Ребенок вырастал душевно. Даже если впоследствии не связывал свою жизнь с музыкой.
— Вопрос, быть может, не относящийся к «Дон Кихоту»: как худрук, не планируете ли вы фестиваль, подобный уличному петербуржскому «Опера — всем»?
— У нас есть фестивали, посвященные Нурееву, Шаляпину, замечательный фестиваль «Сердце Евразии», в программу которого входит «Симфоническая ночь». Но можно подумать над программой какого-то своего формата: у нас ведь и место прекрасное есть — уфимский амфитеатр.

Фото Вячеслава СТРИЖЕВСКОГО.
Читайте нас: