Все новости
Культура
11 Октября , 22:15

Мы любим город на семи холмах

В Петербурге отметили юбилей Уфы

предоставлено организатором концерта Аллой ЗУЕВОЙ Ансамбль «Ирендык» — украшение башкирской культурной диаспоры Петербурга.
Ансамбль «Ирендык» — украшение башкирской культурной диаспоры Петербурга.Фото:предоставлено организатором концерта Аллой ЗУЕВОЙ

На набережной реки Фонтанки между мостами Аничковым и Ломоносова находится особняк, известный как Дом Кочневой. Это одно из немногих исторических зданий в Санкт-Петербурге, сохранившее свои изысканные интерьеры до наших дней практически в первозданном виде.

Замершие в задумчивом молчании кариатиды, прислушивающиеся к шороху столетий, пролетающих над дивным городом, кудрявая лепнина под потолками… Зеркала, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, хранят в серебристой глубине мимолетные отражения тех, что жили здесь когда-то, смеялись, грустили, — и нынешних посетителей, что приходят сюда слушать музыку разных эпох, стилей, направлений. За двести с лишним лет менялись хозяева и, конечно, гости, но вдохновенный дух этого дома никуда не исчезал — сейчас здесь находится «Петербург-концерт».

На излете сентября много видавшие стены концертного зала были, должно быть, немало удивлены: звуки курая еще никогда не нарушали трепетную тишину старинного дома: в Петербурге отметили 450-летие башкирской столицы.

Стоит отметить, насколько грамотно и профессионально был составлен репертуар концерта, позволивший уложить в часовую программу самые разнообразные номера, давшие возможность слушателям, даже не очень знакомым с культурой Башкортостана, составить представление о ее музыкальном богатстве. Так случилось благодаря заслуженному работнику культуры РФ, педагогу по классу специального фортепиано в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова Алле Зуевой: именно она стала организатором и вдохновителем мероприятия.

— Меня попросил организовать концерт комитет по культуре Санкт-Петербурга: там знали, что я из Башкирии, — рассказала Алла Федоровна. — Я знаю фортепианную музыку и все произведения, вошедшие в программу концерта. А вокальные подбирала лектор Гульназ Галина, моя первая выпускница в Уфе, музыковед, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ.

Возможно, любовь Аллы Федоровны к фортепиано стала причиной того, что немалую часть программы составляли пьесы, написанные именно для этого инструмента, и, право же, республике есть чем гордиться: башкирские композиторы, несомненно, не только профессионально следовали и следуют традициям, заложенным мастерами, но и добавляют в нее национальный колорит и собственное мировоззрение и видение. Как, например, можно было обойтись без наигрышей для фортепиано Наримана Сабитова? Выросший в семье драматического артиста, воспитанный на прослушивании пластинок с записями опер русских и зарубежных композиторов, с шести лет начавший постигать искусство игры на фортепиано, с семи утра и до позднего вечера пропадающий в Большом зале Московской консерватории, он не чуждался «лабораторных опытов», свидетельствовавших о поисках точек соприкосновения национальной традиции и европейской профессиональной музыки.

Конечно, не обошлось без произведений Халика Заимова: на концерте были исполнены две его прелюдии для фортепиано. Заимов — пример того, что дремлющая искорка вдохновения может пробудиться в любом человеке, поцелованном капризной музой. Сын крестьянина, очарованный нежными звуками скрипки, на которой он впоследствии научится играть, Халик Заимов стал автором первой героико-эпической оперы в истории музыкального театра республики «Акбузат» (в содружестве с московским композитором Антонио Спадавеккиа), а его фортепианные сочинения, по мнению знатоков, отличаются необыкновенным изяществом мелодики и запоминающимся гармоническим языком.

Имя Загира Исмагилова носит Уфимский государственный институт искусств, а памятник ему очень уместно прописался в Театральном сквере возле оперного театра.

Дирижер, автор опер «Салават Юлаев», «Кахым-Туря», «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Акмулла» и балета «Журавлиная песнь», на которых взросло не одно поколение меломанов, известен и любим и как композитор, сочиняющий необыкновенно проникновенные, романтичные произведения для фортепиано. Впрочем, за них красноречиво говорят названия: «Лунная ночь» (исполнено на концерте) или «Ноктюрн».

А вот невероятно — и заслуженно — популярный и ныне здравствующий Рим Хасанов обижается, если его называют и знают только как композитора-песенника. К слову, продолживший традиции своего учителя, Загира Исмагилова, он столь же профессионален и мастит в сочинении произведений вдумчивых и философских — таких, как симфоническая поэма «Прометей», сюита «Сибай», кантата «Башкортостан», или легких и изящных пьес для фортепиано «Цветы», «Ветер», прозвучавших на концерте.

Впрочем, все равно не обошлось и без песен, а их в копилке у Рима Махмудовича более четырехсот. Необыкновенно лиричная — «Уфимские липы» — на стихи Назара Наджми стала одним из завершающих концерт номеров. Как вспоминал в свое время журналист Шамиль Валеев, «Уфа для меня началась с песни Рима Хасанова «Уфимские липы». Я думал, что это гимн. Деревенский трех-четырехлетний малай, оставленный на попечение бабушки и дедушки в чекмагушевском нефтяном Калмаше, напевал вслед за радиоточкой, Ильфаком Смаковым и особенно за Фиданом Гафаровым, не понимая и половины слов, не думая, на каком языке она поется»…

Впрочем, негласным гимном города, тоже прозвучавшим на концерте, стала другая песня — вальсовая «Уфа — прекрасная столица» Хусаина Ахметова на стихи Рагиды Янбулатовой. Много лет она являлась позывными Башкирского радио и исполнялась курантами на Советской площади Уфы, а теперь она же звучит на площади Ленина, сопровождая танец фонтана. Говорят, что мелодию выбрали сами рабочие, монтировавшие куранты на главной площади башкирской столицы.

— В концерте приняли участие мои ученики — бывшие и настоящие, причем по национальности мы очень разные: узбечка, казашка, еврейка, русские — интернационал!

— отмечает Алла Федоровна. — Россия — страна многонациональная, однако все этнокультуры все же аккумулируются там, где они существуют, там, где они зародились.

За пределы этих мест они выходят очень редко. Сейчас идет огромный поток информации, и когда я готовлю своих учеников к конкурсу, на выбор они возьмут классику либо Запада, либо России. Да, сейчас в фаворе этнофестивали, но они интересны людям в «готовом виде»: пришли, послушали, посмотрели и ушли. В каждой этнокультуре есть свои перлы, свои талантливые исполнители и композиторы, но их немного, и массового интереса они не вызывают. Так что когда проводятся такие концерты, как наш, фестивали, форумы — это замечательно! Придут люди — получат удовольствие, если не знают нашу культуру — то познакомятся, услышат, что-то им понравится, может быть, заинтересуются в дальнейшем.

…Когда-то уроженец Уфы, появившийся на свет накануне самого цветущего месяца года — мая и навсегда очарованный тихой прелестью этих краев, Сергей Тимофеевич Аксаков писал: «Что за угодья, что за приволье было тогда на этих берегах! Вода такая чистая, что даже в омутах, сажени в две глубиною, можно было видеть на дне брошенную медную денежку! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек; местами росла тучная высокая трава с бесчисленным множеством цветков, над которыми возносили верхи свои душистая кашка, татарское мыло, скорлазубец и кошачья трава. Воздух оглашался другими особенными свистами и голосами; там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кречетки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов»…

Возможно, именно эту красоту смогли услышать, прочувствовать и принять слушатели, в дождливую, сумрачную погоду пришедшие вспомнить места, где родились они или давным-давно жили и любили их предки.

Автор:Елена ШАРОВА
Читайте нас: