Все новости
Культура
20 Июня , 22:15

Лучший снимок ещё впереди

Год за годом, кадр за кадром постигал фотохудожник азы мастерства

Лучший снимок ещё впереди
Лучший снимок ещё впереди

В Национальном музее Башкортостана открылась выставка нашего коллеги — фотокорреспондента газеты «Башкортостан», лауреата премии имени Шагита Худайбердина Айрата Нурмухаметова. Экспозиция приурочена к 40-летию его творческой деятельности.

Свой профессиональный путь Айрат Билалович начинал в одной из районных газет Костромской области, а в марте 1985 года он влился в коллектив газеты «Башкортостан», где работает по сей день. Год за годом, кадр за кадром Нурмухаметов постигал тайны фотографического мастерства, учился у признанных коллег по цеху. Своими учителями он считает известных фотохудожников Анатолия Виноградова, Владимира Фомина, Раифа Бадыкова, Наиля Акмеева.

Особенность чуткого глаза фотографа — увидеть красоту в повседневной жизни. Айрат Нурмухаметов умеет создать непринужденную атмосферу и найти контакт с героями своих съемок. Запечатлевая простые моменты, автор превращает их в произведения искусства.

— Впервые я взял в руки фотоаппарат классе в шестом, — говорит Айрат Билалович. — Это была полуформатная «Чайка». Камеру дал мне брат, и он же вводил меня в курс дела — показывал, как проявлять пленку и печатать снимки.

Особенность аппарата в том, что он позволял делать 72 кадра на одной пленке вместо 36. Это была большая экономия, хотя и в ущерб качеству.

В первых работах юного фотографа запечатлена его родная деревня Старокулево Нуримановского района. Эти кадры заложили основу его фотографического мировоззрения.

— Мне все было интересно, — вспоминает мастер объектива. — Речка, озеро, гуси, утки не ускользали от моего внимания. Или, например, два мощных дерева — так и просятся на пленку. Они, кстати, до сих пор еще там растут.

Потом была и продолжается по сей день работа в газете. А здесь совсем другой подход. Репортажная съемка требует выхватывать нужный момент с минимальным количеством дублей. Ради удачного ракурса нашему собеседнику куда только не приходилось забираться.

В «пленочную» эру у фотографов не было права на ошибку. Выстраивать кадр, учитывать светочувствительность пленки, погодные условия — все это приходилось делать на глаз. И лишь после проявки негатива было видно, получился снимок или нет. Сегодня, в эпоху цифрового фото, можно делать бесконечное количество кадров, пока не добьешься желаемого результата. Но даже с современной камерой Айрат Нурмухаметов использует наработанные с годами навыки.

— Это позволяет беречь ресурс затвора, — говорит он. — Бывает, сделаю пару кадров, и этого достаточно, в то время как рядом фотокоры щелкают, как будто из автомата стреляют.

Лучшие фотоработы Айрата Нурмухаметова можно увидеть на выставке в Нацмузее. Автор отбирал их лично из бесконечного множества портретов, пейзажей, зарисовок из жизни нашей республики.

— А какое фото вы считаете самым лучшим? — спросили мы Айрата Билаловича.

— Не знаю, наверное, мой лучший снимок еще впереди.

Фото Альберта ЗАГИРОВА и Айрата НУРМУХАМЕТОВА.

Лучший снимок ещё впереди
Лучший снимок ещё впереди
Лучший снимок ещё впереди
Лучший снимок ещё впереди
Лучший снимок ещё впереди
Автор:Евгений СОКОЛОВ
Читайте нас: