Все новости
Культура
7 Июня , 13:15

Малые не значит провинциальные

Театр в глубинке вышел на профессиональный уровень

Альберт ЗАГИРОВ  Участники фестиваля оставили афиши конкурсных спектаклей в волшебном сундуке.
Участники фестиваля оставили афиши конкурсных спектаклей в волшебном сундуке. Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Со 2 по 9 июня столица Башкирии впервые принимает XXI Фестиваль театров малых городов России. Событие стало подарком к 450-летию Уфы — одним из череды не менее значимых и масштабных. Культурный бум, который обрушился на город в конце весны — начале лета, радует жителей и поднимает планку для всех творческих коллективов республики.

Вообще-то по традиции фестиваль театров малых городов России принято и проводить в малых городах. Исключениями стали Москва, где фестиваль зародился и его провели впервые, и вот теперь Уфа. Так организаторы решили поздравить город с юбилеем, а также отдать дань уважения театральной истории башкирской столицы. Как заметил на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, замглавы администрации города Денис Ганиев, именно у нас состоялось первое профессиональное выступление Федора Шаляпина и начинал творческий путь Рудольф Нуриев.

Но главными действующими лицами на открытии стали, конечно, организаторы: народный артист РФ, художественный руководитель Государственного театра наций и самого фестиваля Евгений Миронов и принимающая сторона — министр культуры РБ Амина Шафикова.

— Несмотря на то, что событийная афиша в Уфе в мае и июне «зашкаливает», мы с радостью приняли у себя фестиваль театров малых городов России, — отметила Амина Ивниевна. — Со стороны дирекции фестиваля все было четко организовано, у нас было полное взаимопонимание. Мы приветствуем вас в Уфе и надеемся, что она оставит теплые впечатления в ваших сердцах! А для нас это много вечеров, которые подарят жителям незабываемые впечатления.

Причины, по которым для Евгения Миронова в свое время стало так важно уделять пристальное внимание театрам малых городов, кроются, как оказалось, в его детстве.

— Я родом из очень маленького — на 15 тысяч жителей — поселка Татищево-5 Саратовской области, — рассказал он участникам конференции. — Его центром был Дом культуры, где отмечались все праздники. Весь городок ждал этих событий, чтобы посмотреть на своих соседей, коллег, которые разыгрывали драматические сценки, пели, танцевали. Это потрясающе, что наши малые города, в первую очередь люди, в постсоветский период сохранили театры — точки притяжения и просвещения жителей.

Евгений Витальевич отметил, что последние несколько лет на государственном уровне действует серьезная программа поддержки театров в малых городах. Благодаря этому многие из них смогли обновить техническое оборудование и расширить творческие задачи. Преобразился и тот самый Дом культуры, куда бегал ребенком будущий знаменитый актер.

Фестиваль театров малых городов России, организованный Театром наций при поддержке минкультуры РФ, благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы» и коммерческих партнеров, стал огромным шагом в этом направлении.

— Сам фестиваль не единичное событие, — пояснил Евгений Миронов. — Вместе с коллегами мы работаем в течение всего года: проводим творческие лаборатории по заявкам театров, к ним приезжают с образовательными программами режиссеры. Потом из эскизов, созданных на таких встречах, вырастают профессиональные спектакли, которые участвуют в нашем фестивале. Это целая цепочка, за которой стоит много прекрасных, талантливых людей. Я им безумно благодарен, потому что они держат уровень фестиваля. А он в последние годы невероятно вырос.

Народный артист добавил, что результатом ежегодной работы фестиваля стало открытие новых режиссеров: после того как они сверкнули на региональной сцене, их приглашают ставить спектакли в Москву и Санкт-Петербург, в том числе и в Театре наций.

— Очень приятно, что в Уфе мы оказались ко двору, особенно в юбилейный для вас год! — резюмировал Евгений Миронов. — В период проведения фестиваля город, который нас принимает, становится театральной столицей России.

География фестиваля театров малых городов в Уфе оказалась достаточно обширной. Впрочем, это вообще его характерная черта. В столицу Башкирии приехали 16 творческих коллективов из Татарстана, Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа, Пермского, Красноярского краев, Псковской, Кемеровской, Свердловской и Иркутской областей. А нашу республику представляют два стерлитамакских коллектива: Государственный русский драматический театр и Башкирский драматический театр имени И. Юмагулова.

Жюри возглавил режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Адольф Шапиро, а кроме него спектакли оценивают народная артистка РФ Ольга Остроумова и ведущие театральные критики страны. По итогам конкурсной программы они выберут победителей в номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и приз «Надежда». Лауреаты первых двух номинаций представят свои работы в Москве на сцене Театра наций.

Все дни фестиваля коллективы-участники смотрят и анализируют спектакли коллег, участвуют в мастер-классах. А день открытия фестиваля — 3 июня — стал праздником и для горожан: на торжественной церемонии, прошедшей на площади перед ГКЗ «Башкортостан», артисты уфимских коллективов показали театрализованное представление и концертную программу.

Увы, попасть на конкурсные спектакли жителям города было очень не просто. На этот момент справедливо обратили внимание во время пресс-конференции журналисты. Организаторы объяснили это тем, что фестиваль этот профессиональный, внутрицеховой. Его смотрят, в первую очередь, члены жюри и коллеги-участники. Тем не менее часть билетов театральные площадки Уфы, принимающие фестиваль, получили для распространения среди зрителей.

К слову, в Башкирском драмтеатре, который в день открытия принимал гостевой (то есть не участвующий в конкурсной программе) спектакль «Мертвые души» в исполнении актеров новосибирского театра «Красный факел», на свободные места пускали жителей, пришедших сюда в надежде попасть на постановку. А для одной из поклонниц Мельпомены, стоящей у входа с тросточкой, Евгений Миронов, торопившийся в зал, попросил обязательно найти место.

Сам спектакль, поставленный по мотивам поэмы Гоголя режиссером Андреем Прикотенко, вызвал восторг зрителей необычностью прочтения, потрясающей актерской игрой, музыкальным оформлением и мастерской сценографией.

— Театр в нашей стране всегда был больше, чем развлечением, — объяснил такое внимание к сценическому искусству Евгений Миронов. — Он задает вопросы и отвечает на них, заставляет задуматься. Ему до сих пор доверяют благодаря искренности, правде, идущей со сцены. И мы очень за это доверие ответственны.

КСТАТИ

В дни фестиваля театров малых городов России в Уфе глава Башкирии Радий Хабиров присвоил Евгению Миронову звание народного артиста РБ. А сам артист успел познакомиться с Уфой и в частности высоко оценил новый музей музыки имени Ф. И. Шаляпина. «Это просто прекрасно! Шкатулочка, маленькая, интерактивная, современная, — просто прелесть! Сходите обязательно!» — призвал он всех гостей башкирской столицы.

Альберт ЗАГИРОВ  Сувенирные монетки на память об Уфе.
Сувенирные монетки на память об Уфе.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Евгений Миронов собственной персоной.
Евгений Миронов собственной персоной.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: