Все новости
Культура
21 Мая , 20:15

Восемь юрт «Туганлыка»

В Уфе проходит международный фестиваль национальных театров

Альберт ЗАГИРОВ  Открылся фестиваль на площадке перед Башдрамой в Уфе.
Открылся фестиваль на площадке перед Башдрамой в Уфе.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

После долгого перерыва в пять лет он вернулся на театральные подмостки столицы республики. В этом году культурный форум проводится в восьмой раз, но теперь в новом, расширенном формате: если раньше это был фестиваль тюркоязычных театров, то с нынешнего года «Туганлык» — форум театров национальных, что, бесспорно, делает его палитру намного богаче.

В программе фестиваля, который продлится восемь дней, 14 конкурсных спектаклей и два внеконкурсных — Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури и Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина — филиала Национального драматического театра России — Александринского театра, который приглашен в качестве специального гостя. В фестивале участвуют театры из Абхазии, Казахстана, Кыргызстана, Марий Эл, Чувашии, Калмыкии, Тувы, Татарстана, Северной Осетии — Алании, Дагестана. Коллективы с Кавказа приехали впервые. Спектакли проходят на сценах Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури, Уфимского государственного татарского театра «Нур» и Национального молодежного театра РБ имени Мустая Карима.

Театральный праздник в Уфе открылся на площадке перед Башдрамой красочным представлением, подготовленным участниками, а первым спектаклем стал «Красный паша» Баш­драмы. Почему именно он открыл программу фестиваля, рассказала министр культуры РБ Амина Шафикова:

— В сегодняшней непростой ситуации мы должны быть вместе, ценить те духовные нити, которые нас объединяют. Театральное искусство не имеет границ и является этим объединяющим фактором. Герой постановки известный дипломат Карим Хакимов был человеком, который выстраивал мосты дружбы. Это, по сути, символ дипломатии, символ силы, которая может спасти землю, сотворив на ней мир. Очень символично, что «Туганлык» начинается с такой объединяющей темы.

Именно эта идея изначально была заложена в основу фестиваля, стартовавшего в республике в 1991 году, идейным вдохновителем которого стал народный артист РФ, лауреат премии имени Салавата Юлаева режиссер Рифкат Исрафилов.

После того как с распадом СССР взаимные гастроли тюркоязычных театров прекратились, этот фестиваль был призван сохранить театральное братство, общение, традиции. Поэтому он и получил название «Туганлык» (родство, братство).

Особенностью этого года стало отсутствие в конкурсе традиционной номинации «Лучший спектакль». Эта формулировка подразумевает наличие лучшей и уступающих ей постановок, а таких в программе «Туганлыка» в этом году нет априори, считают организаторы: все участники прошли строгий отбор экспертов, таким образом, зритель знакомится с лучшими спектаклями российских регионов и трех стран ближнего зарубежья.

— Участники прошлых фестивалей принадлежали к одной языковой подгруппе, но мы развиваемся, и у нас появилась потребность выйти за ее пределы. Ведь мы братья не только по языку: в нашей республике и стране в дружбе живут десятки народов: башкиры, русские, финно-угры, немцы… Расширение формата форума позволило нам поднять его уровень и показать самые сильные спектакли, многие из них наш программный директор видел вживую на фестивалях, либо мы отбирали их по видеозаписям. Территория национальных театров специфична: спектакли создаются исходя из менталитета и играются на родом языке, поэтому оценочно сравнивать их трудно, ведь каждый делается в своем особенном ключе, — рассказал художественный руководитель фестиваля, главный режиссер Башдрамы, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной премии имени С. Юлаева Айрат Абушахманов.

В экспертный совет международного фестиваля, который он возглавил, вошли крупные театральные деятели и критики: театровед, театральный критик, доцент кафедры истории театра России ГИТИСа, член жюри национальной премии и фестиваля «Золотая маска» (Москва) Анна Степанова; театровед, профессор Уфимского института искусств Галина Вербицкая; доцент ГИТИСа, эксперт премии и фестиваля «Золотая маска» Екатерина Морозова; арт-директор Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина — филиала Александринского театра Андрей Пронин; программный директор фестиваля, завкафедрой теории и истории искусства УГИИ, лауреат Всероссийской премии в области литературы о театре «Театральный роман» Айсылу Сагитова; основатель и художественный руководитель театра «Жастан театры» города Астана, актер, режиссер, педагог, профессор Казахской академии искусств имени Т. Жургенова Нурканат Жакыпбай.

— Впервые я стал участником фестиваля «Туганлык» в 2019 году, привез сюда свой молодой театр со спектаклем «Ревизор». А вообще, это мой третий «заход» в Уфу: когда я был молодым преподавателем нашей театральной академии, привозил сюда студентов. Очень рад вновь побывать на родине Мустая Карима. Я соприкоснулся с его творчеством, будучи режиссером: в 1986 году поставил его пьесу «Не бросай огонь, Прометей!», — говорит Нурканат Жакыпбай. — Когда в этот раз летел в Уфу, вспомнил еще один спектакль, который посмотрел еще в студенческие годы, — «Не забывай меня, солнце» народного писателя Башкортостана Азата Абдуллина. Столько лет прошло, но постановка произвела на меня такое сильное впечатление, что до сих пор не могу ее забыть. Когда-нибудь поставлю спектакль по этому произведению.

Я прилетел в Уфу в пять утра и сразу пошел прогуляться в парковую зону возле Башдрамы. Как же меняется город! Я много ездил, но такую красоту встречаешь далеко не везде.

Режиссер рассказал, что две постановки национальных классиков, которые представил на фестивале Казахстан, отличаются сильной режиссурой.

— Режиссеры молодые, но уже обладатели наград разных конкурсов, и я рад, что молодая режиссура идет за нами и опережает нас, это здорово. Что касается программных спектаклей «Туганлыка», думаю, пригласим некоторые из них на наши фестивали, которых у нас немало. Мы тесно общаемся с театральным миром Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, и то, что программа «Туганлыка» расширилась, это очень здорово, — отметил Нурканат Жакыпбай.

По итогам конкурсной программы эксперты определят победителей в восьми номинациях: «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа сценографа», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая работа хореографа», «Приз зрительских симпатий». Призом победителя фестиваля в каждой номинации станет керамическая юрта с надписью «Туганлык». Автор — главный художник Башдрамы Альберт Нестеров. Приз символизирует дом-юрту как пространство, где царит братство, семья, уют. Восемь юрт разъедутся по России и, возможно, по зарубежным странам-участницам. Помимо главных призов каждый участник получит на память сувенирную тарелку фестиваля.

В рамках «Туганлыка» проходит образовательная программа для актеров от Национального драматического театра России (Александринского театра). Этот коллектив, по сути, является первым русским национальным театром. В качестве специального гостя его псковский филиал показал внеконкурсный спектакль (обладатель двух «Золотых масок») «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова. Уфимский зритель принял спектакль с восторгом: новое прочтение классики поражает оригинальностью режиссерских решений, сценографии и мастерством актеров. Психоделические фантазии, театр марионеток, герои-двойники, волчьи головы и детские лошадки-качалки — среди всей этой феерии они не скрывают, а, наоборот, каким-то непостижимым образом передают дух Булгакова. После спектакля зрители оживленно обсуждают режиссерские находки и фаворитов конкурсной программы.

— Я посмотрела три спектакля, — рассказывает одна из зрительниц. — Пока мой фаворит — «Дом Бернарды Альбы» Тувинского национального музыкально-драматического театра, но я планирую посмотреть еще несколько спектаклей, так что это еще не окончательный выбор.

— Как арт-директор псковского театра я благодарен за возможность участвовать в фестивале в качестве специального гостя и показать наш «Морфий», который отчасти и ваш (режиссер Антон Федоров, поставивший спектакль, наш земляк из Стерлитамака. — Авт.). Антон не только один из самых модных, но, пожалуй, один из самых одаренных режиссеров среднего поколения в России. Я помню его еще по первому спектаклю «Земляки» по Мустаю Кариму в Салаватском театре. Уже тогда родилась идея сотрудничать с ним, — рассказал ответственный секретарь ассоциации Национальных театров России Андрей Пронин. — «Морфий» родился как часть нашего проекта, который реализуется в рамках Ассоциации национальных театров России и Национального драматического театра. Проект называется «Режиссеры национальных театров РФ в Пскове». Башкортостан, в отличие от других регионов, участвовал в нем сразу двумя спектаклями. Он открылся постановкой «Пленные духи» Айрата Абушахманова и Альберта Нестерова по пьесе братьев Пресняковых. Спектакль до сих пор успешно идет на сцене.

Андрей Пронин отметил, что миссия Ассоциации национальных театров РФ совпадает с целями фестиваля «Туганлык» — это взаимодействие и культурный обмен, и очень здорово, что фестиваль собрал такой представительный состав театров, в том числе и членов ассоциации, что дает возможность коллегам из разных регионов пообщаться лично. В этом году у гостей из разных республик и стран также появилась возможность пообщаться с земляками, живущими в Башкирии, — перед спектаклями в театрах проходят встречи с национальными диаспорами республики.

До четверга уфимский зритель может посмотреть спектакли приезжих театров, а 23 мая на торжественной церемонии закрытия фестиваля мы узнаем, куда отправятся восемь юрт «Туганлыка».

Альберт ЗАГИРОВ  Дружба народов — это не только языковая общность.
Дружба народов — это не только языковая общность.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Один из ярких образов спектакля тувинского театра «Дом Бернарды Альбы».
Один из ярких образов спектакля тувинского театра «Дом Бернарды Альбы».Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Альберт ЗАГИРОВ  Театр — это искусство без границ, считают участники фестиваля.
Театр — это искусство без границ, считают участники фестиваля.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: