Все новости
Культура
15 Апреля , 11:36

Александринка ещё вернётся

В Уфе прошли «Большие гастроли» Национального драматического театра России (Александринского театра)

Александринка ещё вернётся
Александринка ещё вернётся

Старейший профессиональный театр России, основанный в Санкт-Петербурге в 1756 году указом императрицы Елизаветы, в последний раз был в Уфе почти 20 лет назад. Тогда александринцы показали здесь один из самых знаковых своих спектаклей — «Ревизор». На этот раз уфимцам тоже представили постановку, которую в театре считают одной из самых лучших и важных в репертуаре, — «Литургия «Zero» по роману Достоевского «Игрок». Спектакль, поставленный художественным руководителем театра народным артистом РФ Валерием Фокиным, с аншлагом идет в театре уже более десяти лет. В Уфе масштабную постановку, «привыкшую» к большой сцене Александринки, смогла вместить только сцена Башоперы. Еще один спектакль — моноспектакль «Записки нервного капельдинера» был показан в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури, с которым питерцев давно связывают творческие и дружеские связи.

Как рассказал главный режиссер театра Никита Кобелев, именно спектакль «Литургия «Zero» позволяет зрителю прикоснуться к александринскому стилю, базису театра, работа труппы которого традиционно строится на творческом содружестве молодых актеров и корифеев, которые делятся с ними опытом. В спектакле заняты три народных артиста, корифея александринской труппы: Игорь Волков, Сергей Паршин, Эра Зиганшина и молодые актеры Виктор Шуралев и Анастасия Нефедова. Никита Кобелев отметил, что театр гордится своей более чем 300-летней историей, но при этом он лишен консерватизма. Сегодня он транслирует новый взгляд на классические произведения, и настоящими событиями для зрителя становятся именно яркие новаторские постановки. В связи с этим напрашиваются вопросы: есть ли предел режиссерской фантазии и можно и нужно ли шокировать публику?

— Если это убедительно, то это имеет место быть, — считает режиссер. — Шокировать публику? Смотря чем: одного может шокировать то, на что другой вообще не отреагирует, да это и не цель. Главная задача — увидеть актуальное в классическом произведении и сделать так, чтобы и зрители это почувствовали, разглядели, что это не просто XIX век — это и про нас с вами. Достоевский, как никто, исследовал бездны русского сознания: от способности русского человека отдать последнее до самых негативных его проявлений. «Игрок» — история о страсти, из-за которой в погоне за эфемерным человек оставляет позади то, что важно. Потом оглядывается: а где любовь, где он сам? Почему спектакль называется «Литургия «Zero» — потому что он — о погоне за пустотой.

Рулетка, которой болен главный герой спектакля, символизирует любую зависимость, соблазны, которыми современный человек окружен со всех сторон. И как легко им поддаться, если даже бабуля — тертый калач с легкостью поддается пагубной страсти. Эра Зиганшина, сыгравшая бабушку, награждена за эту роль национальной театральной премией «Золотая маска», и каждый зритель в зале, без сомнения, вручил бы ей награду от себя лично. Мощнейшая актриса закружила настоящий энергетический вихрь на сцене, и зрители воочию увидели лицо игромании. Молодые актеры также показали накал страстей, мучений, в которые веришь и все глубже погружаешься в пространство Достоевского. В которое очень по-современному, но как-то органично и не пошло вписываются и откровенные жесты французской соблазнительницы, и сцена, когда Полина в истерическом состоянии срывает с себя одежду и на секунду остается обнаженной перед зрителем, и момент, когда солидный дядя снимает на сотовый телефон абсолютно потерянного главного героя…

Возможность увидеть прекрасный спектакль уфимцы получили благодаря федеральной программе «Большие гастроли». Но, как сообщил директор Александринского театра Сергей Емельянов, творческий зачин для сотрудничества был сделан еще год назад, когда в Башкирии провели национальную театральную школу для артистов и продюсеров.

— Показывать свои спектакли и делиться своим опытом — важная миссия нашего театра. Но мы не ограничиваемся только показами спектаклей, а предлагаем еще и интенсивную познавательную программу, — говорит Емельянов.

Так в рамках гастролей театра в Школе креативных индустрий в Уфе прошла творческая встреча с народным артистом России Сергеем Паршиным и лекция об истории русского театра от известного петербургского театроведа. О главных художественных образах спектаклей театра за всю его историю рассказала выставка в Башопере.

Театр более чем с 300-летней историей славится своими традициями. В его основном здании на площади Островского находится крупнейший театральный музей внутри театра, которым александринцы очень гордятся, при этом подчеркивая, что, несмотря на долгую историю, театр сегодня абсолютно живой, открытый и разнообразный с точки зрения вкуса. Помимо чисто творческих традиций в коллективе есть и другие традиции, которые бережно сохраняются годами. Например, каждый год 30 августа, в день основания театра, проходит сбор труппы, и артисты едут в Петропавловскую крепость возложить цветы на могилу императрицы Елизаветы и Александры, жены Николая I, в честь которой и был назван театр. Эта еще дореволюционная традиция, забытая после 1917 года, была восстановлена худруком театра Валерием Фокиным. Директор театра рассказал и о бытующей в коллективе примете: не гулять в «Катькином саду» перед Александринским театром — ролей не будет.

— Я всегда внутренне улыбаюсь, когда рассказываю эту историю чиновникам, которые тоже потом не ходят в этот сад. Наверное, боятся, что и у них ролей не будет, — шутит директор театра.

В рамках гастролей минкультуры РБ в лице министра культуры республики Амины Шафиковой и Александринский театр в лице Сергея Емельянова подписали соглашение о сотрудничестве. С 17 по 23 мая в Уфе пройдет международый фестиваль национальных театров «Туганлык», на который приедет и Александринский театр. Как сообщила Амина Шафикова, петербургский театр, выпустивший множество книг, также примет участие в международной книжной ярмарке «Китап-байрам», которая пройдет в Уфе в конце мая.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА
Читайте нас: