Все новости
Культура
14 Апреля , 20:15

Сибирский Достоевский на сломе эпох

В Уфе состоялась премьера спектакля «Деньги для Марии» по повести Валентина Распутина

Булат ГАЙНЕТДИНОВ  Режиссер спектакля Станислав Мальцев.
Режиссер спектакля Станислав Мальцев.Фото:Булат ГАЙНЕТДИНОВ

Повесть увидела свет в 1967 году и не раз была поставлена на отечественной сцене. Постановку в Уфе осуществил режиссер из Иркутска Станислав Мальцев. Осенние листья, ветер, ставший одним из действующих лиц пьесы, уносит со сцены уже «не нужных» людей, главный герой, стоящий у станционной будки, в финале превращающейся в вагон поезда… Что ждет его в городе, куда он отправился, чтобы спасти жену?

Что вообще ждет его и его Марию? Что ждет всех нас? На некоторые из этих вопросов ответил перед премьерой режиссер Станислав Мальцев.

— Станислав Валерьевич, вы уже работали с нашим театром?

— Нет, это моя первая работа с уфимским Русским драмтеатром и сразу такая сложная. Но тем интереснее! Я очень долго, почти год делал инсценировку, потому что переводить прозу на язык драматургии всегда непросто: это предполагает внедрение в авторский текст, и именно поэтому, опять же, интересно. За основу я взял инсценировку 70-х годов самого Валентина Григорьевича.

— Это не первый ваш спектакль по Распутину?

— В нашем театре в Иркутске в прошлом году вышел спектакль по замечательной, по-моему, очень актуальной повести Распутина «Живи и помни», тоже в моей инсценировке.

— Чем вас зацепила повесть «Деньги для Марии»?

— Ее современностью. Темы, которые Валентин Распутин поднимал в 60-х годах, именно сейчас звучат очень актуально: мы для денег или деньги для нас? Это очень пронзительное произведение. Прошло всего 20 лет после войны, когда люди как нация были объединены, как вдруг началось это размежевание, как мы говорим, обозначился разный уровень жизни, а главное — смена ценностей. Автор все время возвращает нас в своих произведениях к главному вопросу: что главное для нас, живущих на этой земле, что главное в общечеловеческом плане? Возвращает нас к корням. Проверка, которую проходит деревня, люди, которые в ней живут, — это метафора проверки всего человечества. И если мы ее не пройдем, то это катастрофа.

— Валентина Распутина называли ярким представителем деревенской прозы. Как вы считаете, общечеловеческие проблемы, раскрытые именно на деревенской почве, рождают у читателя, зрителя более глубокий отклик?

— Валентин Григорьевич писал о деревенских людях, потому что он их хорошо знал, как и другой его земляк Владимир Гуркин, автор книги «Любовь и голуби». Я не люблю термин писатели-деревенщики, это все равно, что сказать писатели-шахтеры или писатели-железнодорожники. Мы все вышли из деревни, там наши корни. Копни немного — и у каждого в памяти всплывут рассказы бабушки или прабабушки, это возникнет как будто из ниоткуда. В деревне дольше сохранялся изначальный уклад, когда люди помогали друг другу, та самая соборность, о которой мы все мечтаем. Именно к этому нас возвращает Распутин, к этому нас призывает. Ведь если уж и к любимым его людям, деревенским, приходит этот морок под названием деньги, обособленность, непримиримость с самыми близкими людьми, то как тогда быть... Глядя на все это, ты задумываешься: какой смысл жить, если нет в твоей жизни главного? Финальный монолог главного героя Кузьмы как раз об этом.

— Как шла работа над спектаклем, как выбирали актеров?

— Тут было очень важно не ошибиться. Как говорили мои учителя, распределение ролей — это решение спектакля. Я посмотрел в этом театре много спектаклей. Думаю, что распределение ролей было удачным. Хотя не все артисты, как и спортсмены, могут держать длинные дистанции, но, слава Богу, такие артисты тут есть, и их не два и не три. Еще очень важно, когда постановочная группа объединяется вокруг главного.

У нас в Иркутске до недавнего времени Распутин был представлен в репертуаре несколькими спектаклями, как и наш земляк Вампилов. Но в Русдраме его не ставили очень давно, и никто из нынешних артистов театра с ним не работал. Я уверен, что современные театры вернутся к Распутину. Его называют сибирским Достоевским, потому что это автор, который заглядывает в апокалиптические вещи, происходящие с человечеством. Это особенно важно сейчас, на сломе эпох, поэтому он становится так актуален. Причем, поднимая апокалиптические темы, он продолжает любить человека. Человек для него — самое главное. Не просто увидеть в человеке темное, но пытаться его спасти — такая у него позиция.

Кстати, самому автору, по произведениям которого при его жизни было поставлено много спектаклей, далеко не все из них нравились. И это понятно, потому что, когда автор пишет произведение, то он «видит» конкретных героев. Распутин был человеком закрытым, немногословным, великим молчуном, и по тому, насколько эмоциональны и темпераментны ситуации и герои в его произведениях, можно понять, насколько глубоко он сам проживал то, о чем писал. Он часто бывал в Иркутском театре, ему очень нравился спектакль «Последний срок», и дело, конечно, не только в эстетике, а в том, насколько глубоко театр пытался погрузиться в него. А это очень непростой путь, потому что здесь не сыграешь, тут надо попытаться жить, дышать сердцем, чтобы между актером и образом нельзя было иголку воткнуть. То есть когда ты не понимаешь, где заканчивается артист и начинается его герой. Это и есть то самое слияние с образом, тот самый русский психологический театр-переживание, как его еще называют. Валентин Григорьевич, конечно, любил такой театр, и на него он отзывался сердцем.

— В вашей инсценировке остался тот же открытый финал, что и у Распутина...

— Да, но там есть луч света в темном царстве, свет в конце тоннеля. Распутин оставляет финал открытым не потому, что хочет сказать: «Ребята, все, как в сказке, кончится хорошо», но потому что у нас, несмотря ни на что, есть надежда. Кто-то сказал, что писатели не врачи, они не лечат, они — сама боль. Они пропускают эту боль через себя и показывают ее нам, а наше дело — задуматься и не дойти до пропасти.

ПЕРСОНА

Станислав Мальцев в 1992 году окончил актерский факультет Дальневосточного государственного института искусств, в 2000-м — Российскую академию театральных искусств (ГИТИС). Был главным режиссером в Драматическом театре Тихоокеанского флота во Владивостоке, позже — в Уссурийском драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Сейчас — главный режиссер Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова.

КОРОТКО

В магазине крупная недостача. Продавщица Мария, вставшая за прилавок по просьбе сельчан, по простоте душевной да по неумению «недоторговала» на огромную по тем временам сумму — тысячу рублей. Глядя на малолетних ребятишек горе-продавщицы, ревизор предложил единственный выход избежать суда: срочно вернуть недостачу в кассу. К кому бежать, где взять деньги?! Муж Марии, Кузьма, пытается одолжить их у односельчан. На спасение жены у него всего пять дней…

Булат ГАЙНЕТДИНОВ  Финал истории Марии и Кузьмы остается открытым.
Финал истории Марии и Кузьмы остается открытым. Фото:Булат ГАЙНЕТДИНОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: