Все новости
Культура
27 Марта , 21:15

«Буря», скоро грянет «Буря»!

Когда лишний билетик перед спектаклем уже не купишь

Булат ГАЙНЕТДИНОВ  Великосветский бал из «Горя от ума» Русдрамы.
Великосветский бал из «Горя от ума» Русдрамы.Фото:Булат ГАЙНЕТДИНОВ

Несмотря на то, что в каждом театре есть звезды и исполнители ролей второго плана, по большому счету, в этом виде искусства нет второстепенных ролей и профессий: на то, чтобы спектакль увидели зрители, работает весь коллектив. Поэтому в этот день поздравления принимают актеры, режиссеры, светотехники, продюсеры, монтировщики, звукоинженеры, билетеры и гардеробщики.

Они работают для того, чтобы зритель не просто «посмотрел и забыл», а впечатлился, стал размышлять и снова пришел в театр.

И, как свидетельствуют аншлаги, с которыми проходит большинство постановок уфимских театров, их коллективам это удается: попасть на спектакль, купив билет за пару дней, как раньше, в последнее время практически невозможно. Поход в театр стал событием, к которому надо готовиться. Например, на новогодние спектакли Башоперы билеты начинают разбирать за несколько месяцев, намного загодя распродаются и билеты на премьеры Русдрамы и Башкирского академического театра драмы. Билеты во дворец, в который превратился после глобальной реконструкции Уфимский театр кукол, тоже нужно отслеживать.

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», — говаривал Константин Станиславский. Театральные уфимские премьеры этого сезона показывают эту жизнь посредством лирической комедии, мелодрамы, эпопеи, трагикомедии на материале классики и современных авторов. Каждый зритель найдет что-то свое. Какие-то постановки заставили о себе говорить еще задолго до и сразу после премьеры. Таким неоднозначным спектаклем, например, стало неожиданное прочтение знаменитой пьесы Грибоедова «Горе от ума», которой открыл сезон Русский драматический театр. Вместо классической постановки в спектакле питерского режиссера Игоря Селина смешались фарс, буффонада, стихи Пушкина и Пастернака, современная музыка и русский фольклор, романтичные зонтики и спортивные тренажеры. Кто-то не увидел за зрелищем «хлеба», а для кого-то смысл остался важнее картинки — спектакль не обязан быть однозначным, тем и прекрасен театр.

А Башкирский академический драмтеатр имени Мажита Гафури открыл сезон постановкой в жанре мелодрамы по повести Загиды Мусиной «Килен» («Сноха») режиссера Фиргата Гарипова. Необычная мелодрама превратилась скорее в повествование-притчу от имени молодой женщины, которая сумела найти свою формулу счастья. Долгожданной была еще одна премьера Башдрамы — спектакль по культовому башкирскому роману-эпопее «Буренушка». Разговоры о создании спектакля по произведению народного писателя РБ Тансулпан Гариповой, ставшему классикой при жизни автора, велись несколько лет. После «Буренушки. Часть I» в Башдраме взялись за «Буренушку. Часть I. Часть II» по мотивам двух первых частей романа, постановка главного режиссера театра Айрата Абушахманова.

О том, насколько активна театральная жизнь, пожалуй, можно узнать, просто заглянув в афишу выходного дня. Уфу без преувеличения можно назвать театральным городом. Зрителю есть из чего выбрать, а театральным журналистам часто приходится разрываться между интересными событиями.

Благодаря Пушкинской карте в театры все активнее ходит молодежь. И пусть для кого-то это что-то сродни «великосветской тусовке», фото которой можно выложить в сети «по приколу», но то, что подобные фото в моде, уже хорошо, да и вообще театральная «тусовка» — это такое дело, в которое можно втянуться!

До конца театрального сезона осталось около трех месяцев. Но череда премьер не окончена. Например, Русдрама готовит спектакль «Звездопад». Это воспоминание о любви в одном действии, которое выйдет в начале апреля, театр посвятит 100-летнему юбилею Виктора Астафьева. А в конце мая зрителя ждет «Буря» — пьеса, которую называют завещанием Шекспира, вероятно, самая музыкальная и гармоничная из шекспировских пьес.

Ну и, конечно, какая же театральная жизнь без гастролей? В этом году в рамках программы «Большие гастроли» уфимцы получили уникальную возможность посмотреть спектакли МХТ имени Чехова, не выезжая в Москву, а для актеров и тех, кто только собирается ими стать, событием стала возможность на мастер-классах лично задать вопросы худруку МХТ Константину Хабенскому и ректору легендарной Школы-студии МХАТ Игорю Золотовицкому.

Что делать, если актера не устраивает реакция зрителя, задал вопрос актер уфимского театра Константину Хабенскому. На это известный артист сказал:

— Я вам отвечу очень просто: зритель всегда прав. Он голосует рублем. Наша профессия — окунуть человека в нашу историю, аккуратно заставить его поверить в то, что происходит на протяжении спектакля, что эта история заслуживает внимания. Если этого не происходит, значит, нужно покопаться в себе, возможно, неправильно выбран драматург или режиссер. Валить на зрителя — последнее дело. Любите зрителей, потому что мы работаем для них.

Национального молодежного театра РБ Спектакль «Людоедик».
Спектакль «Людоедик». Фото:Национального молодежного театра РБ
Александр ДАНИЛОВ  Самая громкая премьера прошлого сезона «Садко» Башоперы.
Самая громкая премьера прошлого сезона «Садко» Башоперы.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: