Все новости
Культура
24 Марта , 20:15

Гончарный круг вращает историю ремесла

В Бирске сделан шаг на пути развития креативной экономики

автора  Основатель мастерской «Четыре стихии», гончар Евгения Шипилина.
Основатель мастерской «Четыре стихии», гончар Евгения Шипилина.Фото:автора

«Музей-мастерская керамики и гончарного дела» — так называется проект, который стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив-2024.

Родился проект в Бирске. В этом нет ничего случайного, ниже объясним, почему. Размер гранта — 2 млн 942 тыс. рублей, сумма софинансирования — 3 млн 456 тыс. рублей.

Идея родилась у команды арт-пространства «Чирковъ», созданного по типу «Арт-Квадрата» в Уфе. Музей-мастерская призван объединить ремесленников и гостей Бирска, стать точкой креативной экономики малого города, драйвером территории. Открытие его запланировано на конец года. Расположится мастерская по соседству с керамической мастерской «Четыре стихии». Вот что рассказали газете авторы проекта.

Индивидуальный предприниматель, сооснователь арт-пространства «Чирковъ» Максим Шипилин:

— Бирск — туристический город. Открыв пространство «Чирковъ», мы едва ли не каждый день видим среди наших посетителей гостей из других городов. Они говорят, что им здесь очень интересно, но пока в городе не так много мест, где туристы могли бы обменять свои деньги на интересные впечатления.

Однажды наша единомышленница из Благовещенска Людмила Путилова, которая продвигает промышленный туризм в своем городе и возит школьников к нам в мастерскую, высказала идею, что нам было бы неплохо открыть музей гончарного ремесла. Но не в классическом его понимании, а современный, интерактивный: чтобы знакомство с историей ремесла проходило через руки, через работу с глиной. И чтобы в нем можно было не только посмотреть и полепить, а провести день рождения, вечеринку, приобрести сувениры.

Идея нас вдохновила. Евгения, моя супруга и гончар, уже несколько лет самозабвенно увлечена керамикой, глиной. Александр Старков, наш партнер и сооснователь «Чиркова», занимается социокультурными исследованиями. А я как предприниматель ищу новые бизнес-модели в области творческой экономики. Несколько месяцев обсуждали, как такой музей может выглядеть, что нужно сделать, чтобы его создать. А когда понимание пришло, решили представить проект на конкурс Фонда культурных инициатив. В августе написали заявку, и вот в конце декабря узнали, что выиграли!

Идеолог развития территорий, сооснователь и креативный директор пространства «Чирковъ», руководитель проекта Александр Старков:

— В любом учебнике по брендингу территории на первой странице сказано: «Если у вас в городе нет ничего интересного, придумайте!» К счастью, в Бирске такой проблемы не существует. Здесь уже все есть, просто об этом мало кто знает.

История города чрезвычайно богата и интересна, но в народном сознании она ограничивается несколькими базовыми фактами, датами, именами. А за пределами республики о Бирске мало кто знает.

Мы уже несколько лет ищем ответы на вопрос: «А про что вообще Бирск? Чем он крут?» Все началось в 2021 году, когда мы провели проектно-исследовательский семинар по экономике наследия. Постарались выяснить: может ли Бирск зарабатывать на своем прошлом? Могут ли история и культура города быть ресурсами для его развития? Оказалось, что да, могут! Но для этого Бирск должен научиться рассказывать о себе как об уникальном и интересном месте, в котором необходимо побывать.

Причем рассказывать самые разные истории: про стрелецкую крепость, про купечество, про ремесла. Можно даже продвигать его как образовательный центр, город-университет: ведь местный вуз своего рода градообразующее предприятие, а по соотношению количества студентов и количества жителей Бирск примерно соответствует Оксфорду.

Еще Бирск известен как город ремесленников. Но и с этим есть проблемы. Во-первых, приехав сюда, турист должен здорово попотеть, чтобы этих ремесленников найти. Да, теперь можно прийти в «Арт-крыло на Троицкой», в музей «ЛАПА», на субботнюю ярмарку в «Чирковъ», но этого мало!

Во-вторых, чтобы рассказывать о ремесленном Бирске, нужно искать корни в прошлом и укоренять то, что мы делаем сейчас, в истории, причем не только Бирска, а древней истории бирской земли. Ведь одно дело, когда мы говорим:

«Приглашаем вас в керамическую студию «Четыре стихии», где создаются прекрасные вещи из глины», и совсем другое, когда заявляем: «Наша мастерская продолжает древнюю традицию керамического ремесла, которая бытует на этой земле три тысячи лет». Чувствуете разницу?

В-третьих, важно дать человеку прочувствовать историю, пережить ее на эмоциональном уровне. Для этого прекрасно подходит работа с глиной. Участвуя в мастер-классе, человек будет не просто лепить фигурку или крутить горшок на гончарном круге, а с трепетом прикасаться к чему-то древнему, священному, сакральной практике. А это совсем другое впечатление!

Создать историю о ремесленном Бирске, то, что на профессиональном языке называется «городской нарратив», — это и есть задача музея.

Чтобы управлять развитием туризма, нужно делать это вместе всем участникам индустрии — и творческим людям, и предпринимателям, и администрации города. Мы в полной мере это осознали, когда в марте прошлого года в Бирск приезжал Геннадий Шаталов, эксперт по туризму, настоящий гуру. За два дня работы с ним в «Умникуме» мы многое узнали о том, как развивать туризм в городе, и о том, что мы делаем не так.

Например, если мы хотим, чтобы в Бирск приезжали туристы, недостаточно показывать им красивые старинные дома и водить в парк Соколок. Им нужно чем-то себя занимать, переживать эмоции от бирской истории. И при этом чувствовать себя хорошо, иметь возможность переночевать в комфорте, вкусно поесть.

Поэтому одной рукой нам нужно строить гостиницы, номерной фонд открывать, туалеты по городу расставить, а другой — создавать поводы для приезда в Бирск: интересные места, так называемые объекты показа, тематические маршруты, туристические события. Чтобы, побывав здесь один раз, человек захотел приехать снова.

КСТАТИ

— После фестиваля «Бирские пельмени» глава республики Радий Хабиров предложил восстановить Бирскую швейную фабрику, — добавляет Максим Шипилин. — А давайте вспомним, сколько подобных предприятий у нас было. Швейная и художественная фабрики, пимокатные цеха, овощесушильный завод — это все было, но закончилось. Это ведь и была креативная экономика. А керамика осталась и начинает возрождаться.

автора  Глина — лучший материал для любой посуды.
Глина — лучший материал для любой посуды.Фото:автора
автора  Глина — лучший материал для любой посуды.
Глина — лучший материал для любой посуды.Фото:автора
Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: