Все новости
Культура
23 Марта , 13:15

И вновь Нуреевский

На одной академической сцене уживаются и классика, и современный танец

Александр ДАНИЛОВ  Балет «Дон Кихот».
Балет «Дон Кихот».Фото:Александр ДАНИЛОВ

17 марта, в день рождения легенды мирового балета Рудольфа Нуреева, в Башопере открылся XXIV Международный фестиваль балетного искусства его имени.

Дух великого артиста царил в театре

Фестиваль проходит в Уфе с 1993 года. В этот год, когда не стало Рудольфа Нуреева, Юрий Григорович, будучи со своим коллективом на гастролях в Уфе, предложил организовать фестиваль на сцене Башкирского театра оперы и балета, где наш знаменитый земляк сделал первые шаги в творчестве. Фестиваль стал одним из самых долгосрочных и авторитетных балетных форумов, привлекающих звездных танцовщиков и известных критиков, и, конечно же, большим праздником для любителей балета: все концерты и спектакли проходят с неизменным аншлагом.

В программе форума два гала-концерта с участием солистов Большого театра России, Мариинского и Михайловского театров, Татарского и Самарского театров оперы и балета, Театра «Кремлевский балет», а также Астана-оперы. Как сообщила художественный руководитель фестиваля, главный балетмейстер БГТОиБ Леонора Куватова, он отличается от предыдущих тем, что раньше для участия в нем приглашались только пары, но в этом году произошли изменения:

— Я немного нарушила условия, потому что замечательные артисты театра, наши премьеры тоже хотят танцевать. В программе фестиваля наша Ирина Сапожникова танцует с Бахтияром Адамжаном из Казахстана, Валерия Исаева — с Денисом Захаровым из Большого театра и так далее. На мой взгляд, это очень интересно и говорит об уровне мастерства танцовщиков. Артисты — очень занятые люди и не могут приехать за неделю до выступления, поэтому стыковка пары происходит буквально за день, иногда и за пару часов. Это дорогого стоит.

Фестиваль открылся гала-концертом «Его зовут Рудольф Нуреев». В нем приняли участие заслуженный артист РФ Олег Габышев, Мария Буланова (Мариинский театр), Артур Мкртчан (МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Ильнур Гайфуллин (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля) и артисты балетной труппы имени Р. Нуреева: Сергей Бикбулатов, Рустам Исхаков, Валерия Исаева, Гульсина Мавлюкасова, Ирина Сапожникова, Амина Мухаметова, Софья Саитова.

Известный танцовщик, лауреат премии «Золотая маска» и «Золотой софит» Олег Габышев в прошлом году стал хореографом-постановщиком балета «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» на уфимской сцене. В Нуреевском фестивале он также участвует не впервые. На этот раз не только танцует, он еще поставил номер специально для фестиваля. Габышев рассказал журналистам, что связал историю своей миниатюры с творчеством Рудольфа Нуреева, в частности, с восхищающим артиста фильмом-балетом «Ромео и Джульетта», в котором Нуреев был хореографом и исполнителем партии Ромео. Танцовщик также отметил, что в башкирском театре чувствуется дух Нуреева, который будто помогал ему в работе над спектаклем «Рахманинов».

В программу фестиваля вошли башкирский балет «Журавлиная песнь» Льва Степанова и Загира Исмагилова и балет «Дон Кихот» Минкуса, главные партии исполняют Ирина Сапожникова и Иван Михалев (МАМТ имени К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко) и Полина Долгалева (Большой театр). 21 марта уфимцы увидели балет «Сильфида» Левенскольда. В главных партиях — солисты Большого театра Елизавета Кокорева и Денис Захаров. 22 марта в программе — «Лебединое озеро» Чайковского. Солируют Ольга Марченкова, Дмитрий Выскубенко, Иван Сорокин (Большой театр), а также Ильнур Гайфуллин и Салават Булатов (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля). 23 марта фестиваль завершится гала-концертом «Легенда балета», в котором выступят солисты Баш­оперы, а также Надежда Иванова (Московский театр балета классической хореографии «La classique»), Ильнур Гайфуллин (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля), Ольга Марченкова, Дмитрий Выскубенко, Денис Захаров, Евгения Образцова, Денис Родькин (Большой театр), Сергей Купцов (Самарский театр оперы и балета), Бахтияр Адамжан и Айдан Калжан (Астана-опера, Казахстан).

Снегурочка: как вырастала русская душа

А прямо накануне этого апофеоза классического танца в Башопере состоялось еще одно значимое событие: премьера одноактных балетов, поставленных молодыми хореографами современного танца (контемпорари) по мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка». Проект осуществлен лабораторией «Тело в главной роли» международного фестиваля современного танца «DanceInversion». Художественный руководитель проекта, который проводится совместно с Большим театром России, — заслуженный работник культуры РФ Ирина Черномурова.

По ее мнению, современный танец быстро откликается на жизнь, на «улицу», и словарь классического балета многое из него впитывает.

— Мы привыкли относиться к современному танцу как к эксперименту, но ему уже 120 лет. Студии контемпорари времен Айседоры Дункан исчезли к 30-м годам прошлого века, когда для танца была закреплена форма театра оперы и балета и контемпорари просто негде было жить. А в подвале не научишься владеть большой сценой, танец любит воздух. Определенные события отрезали нас сейчас от международных фестивалей, но надо жить дальше. И не только на Восток смотреть, как сейчас говорят, хотя мы привозили современную хореографию из Ливана, и это была изумительная вещь — отклик хореографа на уничтожение культурных ценностей на Ближнем Востоке в результате военных действий. В этом спектакле был задействован дрон как знаковое явление современности. Когда в 2021 году организовывалась творческая лаборатория «Тело в главной роли», мир еще был открыт, но интуиция подсказывала: надо работать с российскими молодыми хореографами, композиторами, художниками, «вынуть их из угла» и начать работать на большого зрителя, а не на уровне самодеятельности, учитывая, что это люди с профессиональным, в том числе академическим образованием. Это вопрос нашего дальнейшего развития.

Премьера двух балетов на тему «Снегурочки» уже состоялась в Красноярске. В одном из них современные берендеи практически сводят Ярилу с ума, и он обращается за помощью к психотерапевту, в другой пьесе романтический герой Лель превращается в эгоистичного художника, а мать-Весна не хочет отпускать Снегурочку к людям. В уфимской хореографической саге о Снегурочке, представленной одноактными балетами «Сажень» и «Триггер» хореографов Марии Ряполовой и Павла Рябова на музыку Константина Чистякова и Ольги Шайдуллиной, нет ни елки, ни Деда Мороза, ни Снегурочки в традиционном голубом. И вообще, Снегурочка — очень современная девочка. В спектаклях соединяется танец, оперный жанр и цирковые элементы. И эмоции, эмоции, эмоции — на сцене просто клокочет энергия. Молодые хореографы размышляют о судьбе Снегурочки и ее взаимодействии с внешним миром, говоря со зрителем на современном языке, открывая новые грани сказочного образа. Но почему именно «Снегурочка»?

— Почитайте книгу профессора Нины Шалимовой, ведущего исследователя творчества Островского, где она представляет все его пьесы как сагу о русском мире. «Снегурочка», стоящая в этом ряду, является лирико-эпическим прологом к русскому миру. Счастливая идея — взять именно этот феноменальный текст, историю о том, как рождалась, вырастала русская душа. Пьеса Островского — безгранична, — говорит искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Коробков. — Главное в том, что встречается два вида танца — танец классический и танец контемпорари. Одна из основных идей этого соприкосновения состоит в том, что современный танец врастает в классику, а классика влияет на него.

Собственно, и творчество Рудольфа Нуреева подтверждает правильность этих выводов на практике, потому что в нем сочетались и классический балет, и соседняя территория современного танца.

предоставлено Башоперой Такой экспрессивной Снегурочки вы еще не видели.
Такой экспрессивной Снегурочки вы еще не видели.Фото:предоставлено Башоперой
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: