Все новости
Культура
14 Сентября , 22:15

Кто увидит — будет счастлив

В галерее «Мирас» открылся выставочный сезон

Лариса ШЕПЕЛЕВА  Натюрморт Сергея Игнатенко — это целая Вселенная.
Натюрморт Сергея Игнатенко — это целая Вселенная.Фото:Лариса ШЕПЕЛЕВА

«Михаил Назаров и его ученики» — третья в череде юбилейных выставок, посвященных 95-летию со дня рождения заслуженного художника РБ, живописца Михаила Назарова. Михаил Алексеевич ушел из жизни три года назад, вслед за ним — одна из его любимых учениц, известный в Башкирии скульптор и художник Ляля Галеева. Но их творчество продолжает жить. «Чем художники отличаются от обычных людей? Тем, что не умирают. Никогда.

Их душа, чувства — в их картинах», — сказала искусствовед Светлана Игнатенко на открытии выставки. А мне вспомнились строчки из песни «Сансара» — «Учитель продолжается в своем ученике...». Очевидно, что участники выставки, ученики Назарова-педагога заслуженный художник России и РБ Сергей Игнатенко, Ляля Галеева, Александр Соболев и Ольга Цимболенко переняли от учителя если не стилистику, то особенности художественного мировосприятия.

— Мне посчастливилось жить рядом с художником 16 лет, — говорит муж Ляли Галеевой, создатель этнических музыкальных инструментов Иван Нараяну. — Я видел, кем для Ляли был ее учитель: Михаил Алексеевич давал ученикам понимание, как видеть свет — я имею в виду свет человеческой души и те знания, с помощью которых художники врываются в потусторонние пространства, воспринимают их, переносят на свои полотна и с помощью своих знаков и символов дают возможность обычным людям их считывать.

Михаил Назаров — художник со сложным, многим непонятным мироощущением. Но, как сказал его ученик Сергей Игнатенко, чтобы полюбить — нужно понять.

— О нем можно сказать: художник для художников. Он относится к той категории художников, которые пробивают головой стену, а осколки этого взрыва вдохновляют еще несколько поколений, — говорит Сергей Игнатенко. — Михаил Алексеевич пришел к нам на курс в конце второго семестра. Преподаватели у нас тогда все время менялись и не особенно интересовались студентами. И вот Михаил Алексеевич обошел нас всех и остановился около меня. А я до этого целый месяц делал академическую постановку, карандашом. И вот он говорит: «Сережа, можно?» Берет у меня резинку и начинает стирать изображение мужчины на моей работе. Когда он стер голову, я взволновался, когда фигура была стерта по пояс, я понял, что волноваться уже бесполезно. В итоге он стер все, отошел и говорит: «Сережа, посмотри, лучше же стало?» Я посмотрел: на рисунке оставались еще какие-то линии, продавленности. Но главное, ушел слащавый академизм и появилась конструкция. Если бы мне два часа объясняли, как это сделать, я бы не понял, а вот таким наглядным примером он до меня донес то, что нужно. До поры до времени я не видел его работ, но какими-то способами он смог привить мне свое видение, так что в моих работах читался его ученик. И привычка обращаться к студентам на «вы» у меня от него: это некая дистанция и дань уважения.

— Ученики Михаила Алексеевича все разные, и по возрасту, и по стилю, но они взяли от него правильное отношение к предмету отображения. Им не нужен пленэр: то мощное, что позволяет создавать уникальное, есть у них в душах, в каждом из них есть назаровское начало. Искусство Назарова во многом религиозно и очень поэтично. Он настоящий лирик, — считает Светлана Игнатенко. — Но его картины не для каждого. Вот, например, дом — кажется, что это какая-то детская картинка.

А ты попробуй пойми, что происходит в этом доме, — увидеть это сможет не каждый, но тот, кто увидит, — будет счастлив.

Что ждет гостей галереи «Мирас» в новом выставочном сезоне

Ольга РАМАЗАНОВА, совладелица галереи:

— В октябре мы проведем юбилейную выставку скульптуры Фирданта Нуриахметова. В Уфе скульптуру показывают редко, поэтому для нас это очень интересный проект.

В ноябре планируется «женский проект» двух художниц. Будет много текстиля и интересный перформанс.

Для нас каждая выставка — это всегда решение новых, необычных задач. Нам хочется привозить новых авторов, использовать новые медиа. Жизнь не стоит на месте, и искусство тоже, оно развивается, рефлексирует, высказывается о том, что происходит вокруг, уже другими способами. Чем больше мы будем показывать новое искусство, тем больше у наших художников будет желания продвигаться, использовать новые технологии. Творческую среду нужно формировать и подпитывать.

Лариса ШЕПЕЛЕВА  Михаил Назаров. «Пейзаж с красной горой».
Михаил Назаров. «Пейзаж с красной горой».Фото:Лариса ШЕПЕЛЕВА
Лариса ШЕПЕЛЕВА  Михаил Назаров. «Гора Масим».
Михаил Назаров. «Гора Масим».Фото:Лариса ШЕПЕЛЕВА
Лариса ШЕПЕЛЕВА  Ляля Галеева. «Синяя птица».
Ляля Галеева. «Синяя птица».Фото:Лариса ШЕПЕЛЕВА
Лариса ШЕПЕЛЕВА  Ольга Цимболенко. «Секретный кот».
Ольга Цимболенко. «Секретный кот».Фото:Лариса ШЕПЕЛЕВА
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас в