В свои 13 лет Гордей Тиглев — уже звезда.
Он с легкостью побеждает на отечественных и зарубежных состязаниях, где свои работы выставляют лучшие мастера. Последний его триумф — Гран-при британского конкурса талантов за картину «Мужчина со шкурой», эта сенсационная новость облетела страну в феврале. Сам же Гордей искренне убежден: как мастер он еще далек от совершенства. «У меня пока нет собственного стиля, он только формируется», — скромно признается семиклассник из Туймазов.
По большому счету успех туймазинского паренька выстраивался по формуле «талантливый ребенок плюс мудрые родители». Отдельными переменными в ней — ряд иногда случайных, иногда спланированных факторов, которые также повлияли на конечный результат.
— Наш сын с раннего детства был самодостаточным ребенком и умел себя занять, — говорит его мама Наталья Леонидовна. — Когда он пошел в детский сад, попал к воспитателю Ирине Аральбаевой. Как мы поняли позднее, для нас это было большим везением. В ее группе всегда царил, скажем так, упорядоченный творческий хаос. При этом она сразу поняла, что Гордею не нужна компания, ему интереснее что-то самостоятельно созидать. Наверное, этот период жизни стал первой ступенькой на пути к успеху.
А вот первый год учебы в школе, по словам мамы, давался мальчику нелегко. Он просто не хотел «маршировать в общем строю». Чтобы быть рядом, она устроилась сюда на работу. И затем то и дело слышала от педагогов: «Пока мы учимся писать и считать, Тиглев занят своими делами», «Все дети выполняют задания — Гордей рисует». Впрочем, рисовал он и во втором, и в третьем, и в пятом классах. Однако родители ситуацию предпочитали не педалировать. И старательно поддерживали другие его увлечения: робототехникой, компьютерной анимацией, созданием сайтов, шахматами… Даже когда директор школы, где учится мальчик, предложил организовать выставку его работ, они поначалу отнекивались. И только после долгих размышлений отправились в близлежащий магазин, где скупили все рамки для достойного оформления картин.
— Признаться, в тот момент — а это случилось год назад — мы не были уверены, что в сыне есть искра художественного таланта, — продолжает мама Гордея. — Ведь практически в то же время он регулярно уходил в парк рисовать и возвращался домой, опустив голову: «У меня опять ничего не получается». Глядя на изрисованные тетради, блокноты и альбомные листы, мы его успокаивали: «Сегодня ничего не удается, значит, получится завтра». Но сами уже были готовы к тому, что совсем скоро одним увлечением в жизни сына станет меньше.
Однако при этом родители продолжали делать все, чтобы развить в ребенке дар художника. В том числе выезжали с ним в Санкт-Петербург и Москву, где посещали музеи и творческие галереи, водили на мастер-классы, где дети разрисовывали кружки и футболки. Ну и, конечно, знакомили с мастерами, которые преподают изобразительное искусство в чистом виде. Так в жизни Гордея появился наставник Айнур Тимергалеев, который руководит арт-студией TimART. Он не только учил своих подопечных тонкостям художественного ремесла, но и в онлайн- и офлайн-форматах организовывал для них встречи с действующими космонавтами, отечественными и зарубежными актерами. Ребята даже общались с российской оперной певицей! Все это не могло не привести к какому-то результату. И вскоре мальчуган буквально «выстрелил».
За сравнительно короткий промежуток времени он заставил о себе говорить: победил во Всемирном конкурсе «Дорогой первых», занял третье место в творческом состязании, организованном Евразийским союзом художников, а затем стал обладателем Гран-при международного конкурса Golden time talent.
Что важно — обрушившаяся на него слава не снесла голову юному дарованию. По словам друзей и знакомых, он остался тем же спокойным и добрым мальчуганом. Нас же поразила его способность вести вдумчивый, на равных, диалог.
— Гордей, какого направления в изобразительном искусстве ты придерживаешься?
— Мне нравится портретный жанр. Именно в нем наиболее полно проявляется умение человека рисовать. Еще люблю писать натюрморты. Но к сложным вещам душа не лежит. Пока я больше сторонник минимализма.
— И сколько времени обычно проводишь у мольберта?
— Если рядом преподаватель, около трех часов. Если я один — час-два, не больше. Вот этих снегирей и вовсе нарисовал за двадцать минут.
— Среди твоих работ есть портреты генерала Шаймуратова, Анджелины Джоли, Леонардо ди Каприо. Поделись секретом, как удачно перенести на бумагу или холст лицо известного человека?
— У каждого художника свой подход. Я в таких случаях ставлю перед собой две задачи — сохранить узнаваемость и при этом передать его эмоции.
— Лица нарисованных тобой персонажей словно живые. В этом весь секрет?
— Не только. Все эмоции идут от глаз. Они — самое главное в портрете. Им толковый художник уделяет самое большое внимание.
— Есть мастера, на которых стараешься равняться?
— Чьих-то имен не назову. Мне нравятся не художники, а какие-то конкретные работы. В первую очередь это Ван Гог, Пикассо, Сальвадор Дали.
— Скажи, для кого в первую очередь ты рисуешь — для себя или для людей?
— И то, и другое. Для меня занятия изобразительным искусством — это одновременно и желание изменить мир в лучшую сторону, и сильнейшая потребность души. Однако некоторые картины давались мне нелегко. Стоило большого труда заставить себя писать их дальше. Например, портрет Гагарина, который принес мне победу на Всемирной выставке «Время первых», я переписывал пять раз. И до сих пор считаю его не самой лучшей своей работой.
— Мы понимаем, что достичь аналогичного успеха в других видах деятельности Гордею будет сложно. Но наша задача — и дальше развивать его в самых разных направлениях, — продолжает Наталья Леонидовна. — Скажу больше: мы не ставим целью вырастить из сына профессионального художника. Планируем, что после девятого класса он получит «земную» профессию. Например, веб-дизайнера.
— Но главным делом для меня все равно останется рисование, — уточняет Гордей. — Поэтому после получения специальности на малой родине собираюсь учиться живописи в одном из вузов страны.
К досаде семьи Тиглевых, творческий подъем Гордея пришелся не на самый удачный временной период. Вход на различные творческие состязания мирового масштаба для мальчика оказался закрыт. Просто потому, что он из России. А в последнее время, участвуя в различных международных конкурсах онлайн, он и вовсе стал получать угрозы от анонимных недоброжелателей. Его родители даже были вынуждены на время закрыть некоторые его аккаунты в соцсетях. Но они не унывают, заявляя: санкции их не пугают. «Закроют для нас Европу, останутся Азия и Африка. Прорвемся…» — говорят в один голос мама и сын.