Великолепные костюмы, пуанты и божественная музыка… До того как старшая сестра повела девятилетнюю Эмму в кинотеатр на фильм о балете, девочка не имела ни малейшего представления об этом искусстве.
Она вышла из кино под огромным впечатлением и с мыслью: «Буду балериной!» Но сестра сказала, что в Уфе балету не учат, и повела расстроенную Эмму домой. Проходя мимо оперного театра, они увидели большой щит с информацией о наборе детей в ленинградское хореографическое училище...
«Объявляю голодовку!» — заявила Эмма родителям, которые отказались вести ее на просмотр в театр, и действительно перестала есть.
Девочка и без того была очень миниатюрная, худенькая, и любящим родителям пришлось согласиться, а потом и смириться с тем, что дочка прошла отбор в училище и едет одна в далекий Ленинград. Но Эмма Тимиргазина уже тогда была решительной и целеустремленной.
Она стала балериной и создала на сцене проникновенные, яркие образы: Китри в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса, Маши в «Щелкунчике» и Авроры в «Спящей красавице» Петра Чайковского, Марии в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева и Жизели в одноименном балете Адольфа Адана, Анель в «Голубом Дунае» на музыку Иоганна Штрауса и многие другие.
Сейчас, в свои восемьдесят с хвостиком, Эмма Тимиргазина преподает классический танец в Уфимском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева, нашего легендарного земляка, с которым она когда-то училась в Ленинграде.
Недавно в Башкирском театре оперы и балета прошел творческий вечер «Время танца — всегда», посвященный 65-летию (!) ее творческой деятельности. Сцена театра собрала в этот день ведущих артистов труппы Башоперы, в числе которых были ученики Эммы Мухаметовны. В программу вошли знаменитые хореографические номера и фрагменты из спектаклей, в которых блистала балерина. В концерте приняли участие и учащиеся хореографического колледжа, в которых она сегодня воспитывает любовь к искусству балета.
Хороший учитель в любом деле — большая удача, а в балете это, можно сказать, будущая творческая судьба ученика. На Эмму Тимиргазину большое впечатление произвела Агриппина Ваганова. Знаменитая балерина, основательница русской балетной школы ХХ века курировала класс, в котором училась Эмма Тимиргазина.
— Она частенько к нам заходила, присутствовала на экзаменах. Была очень строгой, с пронизывающим взглядом, говорила тихо и всегда добивалась, чтобы все было сделано идеально, — рассказывает Эмма Тимиргазина. — Был один случай, связанный с Вагановой. Я хорошо училась, но во втором классе много болела. Благодаря вмешательству Вагановой мне не стали в конце года снижать балл и перевели в третий класс без аттестации. После этого я решила, что мне все можно, и разленилась. Думала, что к экзамену соберусь и смогу сдать хорошо, но если мышцы ослабли, это сразу видно: я поднимаю ногу, а она трясется! Мне поставили тройку. Я плачу. Подходит Ваганова, тычет длиннющим ногтем в грудь и говорит:
«Деточка, запомни, если хочешь быть настоящей балериной, никогда не расслабляйся! Наша профессия не прощает лени, умей себя заставлять, брать в руки». Повернулась и ушла. Я на какое-то время остолбенела: никто мне подобного раньше не говорил. И вдруг до меня дошло, и эти слова я запомнила на всю жизнь.
Строгость и требовательность Вагановой стали для Эммы Тимиргазиной образцом и в педагогической деятельности.
— С девочками я мягче, а мальчиков держу в ежовых рукавицах. Потому что девочки обычно приходят уже с желанием быть балеринами, а мальчики — потому что родители привели, и моментально расслабляются. К тому же девочки развиваются раньше и они более ответственные. К мальчикам осознанность приходит позже. Но всегда есть исключения.
Эмма Тимиргазина и Рудольф Нуреев познакомились в училище в 1955 году. Они были одного возраста, но Эмма уже училась в выпускном классе, а Рудольф только поступил, его взяли в седьмой класс к великолепному педагогу Александру Пушкину. Как рассказывает Эмма Мухаметовна, Нурееву недоставало подготовки, поэтому некоторые ребята над ним посмеивались. А он на это отвечал: «Вы обо мне еще услышите!»
— Знаете, что меня поражало? Он использовал для занятий каждую свободную минуту, был бы хоть небольшой пятачок, на котором можно вертеть пируэты, или пространство для прыжка. Все время работал: поставил себе цель стать великим танцовщиком и стал им. Ему даже в виде исключения разрешили приходить вечером, чтобы дополнительно заниматься в зале. Он изучал английский, французский, учился играть на фортепиано. Он знал, что будет делать в будущем. Думаю, что его по-своему мотивировала балерина из Петербурга, которая занималась с ним в Уфе до училища. Сейчас я постоянно привожу детям в пример Рудольфа Нуреева. А тогда нам было странно наблюдать, как он работал над собой, сам с собой, — рассказывает Эмма Тимиргазина.
Иногда целеустремленность помогает превзойти даже собственную физику. Люди со слабыми балетными данными могут танцевать ведущие партии. У Эммы Тимиргазиной были прекрасные физические данные, но ее всегда восхищали танцовщики, которые, не имея таковых, добиваются высот.
— Без физических данных работать, конечно, трудно, но главное в этом процессе, как говорили у нас в Ленинграде, голова. Я как-то спросила своего педагога, почему некоторые великолепные, способные балерины, которых я видела в спектаклях, танцуют в кардебалете, а не в главных партиях? Педагог ответил, что они не отдавали все, на что были способны, и не включали голову, поэтому всегда будут в корде, — добавляет артистка.
— Очень важно слышать музыку, потому что без музыки нет танца. Нужно иметь и развивать музыкальную и мышечную память. Я не танцую с 1977 года, но когда играет музыка из балета, сразу вспоминаю все движения. Я когда-то танцевала Китри в балете «Дон Кихот», а потом меня попросили поставить этот спектакль. И я вспомнила все партии, и женские, и мужские! На премьере сама себе удивлялась: неужели этот спектакль поставила я? — вспоминает артистка.
Именно спектаклем «Дон Кихот» в 39 лет Эмма Тимиргазина завершила свою танцевальную карьеру. Как и мечтала — в прекрасной танцевальной форме. Ушла из-за проблем с глазами. Тогда ей казалось, что жизнь кончена. Три месяца проплакала. Но балетмейстер театра сказал, что не отпустит ее и будет учить работе педагога-репетитора. В течение полугода он встречал ее у входа в театр, вел за ручку и заставлял смотреть, как ведет уроки...
Эмма Мухаметовна проработала педагогом-репетитором в родном театре 15 лет. Потом десять — в Челябинском театре оперы и балета, где поставила балет «Чипполино» на музыку Хачатуряна и балет Минкуса «Дон Кихот». А в 2002 году приехала в отпуск в Уфу и увидела, что у подросшего внука есть данные, чтобы продолжить балетную династию. Но мальчик заявил, что будет поступать в хореографическое училище только при условии, что бабушка вернется в Уфу. Хотя в Челябинске предлагали квартиру и звание, бабушка не смогла отказать любимому внуку и вернулась в Уфу. Сразу стала преподавать в хореографическом училище, но с собственным внуком начала заниматься, только когда он был уже в выпускном классе — решила, что так будет правильнее. Когда через три года работы артистом балета Данила заявил, что больше не хочет танцевать, Эмма Мухаметовна переживала, но молча: это должно было быть только его решением. И какова же была радость, когда через полтора года Данила Алексеев вернулся в театр. И это тоже было его собственным решением.
— Он танцует игровые партии, не ведущие, но чувство танца в нем есть, и это самое главное! — говорит артистка.
О закулисье балетной жизни ходят легенды. Зависть, скандалы и даже членовредительство — время от времени некоторые представители высокого искусства выкладывают на публику нелицеприятные подробности балетных будней. В основном это те, кто уже не танцует...
— Возможно, это больше касается мировых столиц. Когда я танцевала, скандалов и склок в театре не было, да и сейчас о подобном не слышу, — комментирует Тимиргазина. — Единственное, был такой случай: прихожу на спектакль, делаю грим, прическу, время надевать костюм, а его нет! Стали с директором искать. Оказалось, что балерина, которая тоже танцевала эту партию, унесла костюм домой. Конечно, сразу поехали к ней, забрали.
Волочкова время от времени любит рассказать какие-то скандальные истории. Я уверена: их сразу можно делить на два. Настоящие артисты заняты своим делом, они думают, как выйти на сцену и понравиться зрителю. Бывало, я, обдумывая партию, пропускала свою остановку и уезжала на другой конец города… Что дружбы в балете не существует — тоже неправда. Да, когда артисты танцуют одни и те же партии, между ними начинается соревнование. Но это нормально. И я учу своих девочек соревноваться, стараться быть лучше, но при этом уважать друг друга и помогать.
Волочкова прекрасно сложена и в молодости была великолепной балериной. А сейчас... Как говорила моя знакомая: что бы обо мне ни говорили, лишь бы говорили!
Эмме Мухаметовне 84 года. Некоторые ждут не дождутся выхода на пенсию, а для нее работа — это жизнь, да и коллеги не хотят отпускать на заслуженный отдых педагога с таким огромным опытом. В прошлом году, когда она задумалась, что пора и отдохнуть, ей предложили взять сразу два класса. И она решила: «Пока нужна и могу — буду!» Артистка с улыбкой вспоминает, как, ставя спектакль в челябинском театре, провертела до дыр подошву на туфельке, показывая, как делать пируэты. Ей тогда уже было 60. Сейчас она в основном показывает движения руками. И движения ног в ее «ручном» исполнении выглядят так же технично.
Педагог настолько привыкла жить работой, что даже в отпуске та не отпускает. Рука сама тянется к учебнику по классическому танцу, в голове рождаются новые комбинации, которые не терпится показать ученикам.
Беседуя с этой хрупкой, но внутренне сильной женщиной с веселой улыбкой, со вкусом одетой и не забывшей о макияже, я ловила себя на мысли: чего-то не хватает в истории известной артистки, которая, кажется, добилась в жизни всего, чего хотела. Потом поняла — не хватает истории любви: не к балету, не к зрителю — любви женщины и мужчины, которая для кого-то становится залогом жизненного успеха.
— С мужем я разошлась, когда дочке не было и пяти, и больше замуж не выходила. Потому что поняла, что у меня не получится быть хорошей женой, — говорит артистка. — Чтобы сохранять семейный очаг, женщина должна уметь уступать мужу. А я никогда не могла уступать! Я всегда делала так, как я хочу. Понимала, что не права, но не могла через себя переступить — характер такой. Может, поэтому я и смогла настойчиво добиваться всего в жизни сама.
Больше я замуж не захотела. А мне и не до этого было. Работала, растила дочь. А любовь во всем. Вот мы репетируем спектакль с народным артистом РСФСР Халяфом Сайфуллиным. Партнер говорит: «Смотри мне в глаза!» А я стесняюсь: ведь он намного старше меня, народный артист. Начинается спектакль, я поднимаю на него глаза и не могу отвести: столько в его взгляде любви! И у меня было ощущение, что тоже безумно его люблю. Потом он шутил, мол, не смотрела, а посмотрела — оторваться не смогла. После смерти Халяфа я танцевала эту партию с другим партнером, и когда взглянула на него в той же сцене, заплакала — пустые, ничего не выражающие глаза. Хороший, работящий артист, но глаза пустые — так бывает...
Я очень довольна своей жизнью. Счастлива, что работаю, что меня уважают и благодарят за учеников. Очень приятно, когда коллеги говорят, что берут с меня пример — всегда подтянутая, с макияжем и улыбкой. Каждое утро я говорю себе: солнышко встало, жизнь прекрасна! Нужно самой себя настраивать, поддерживать. Тем более что я иду к детям, поэтому всегда должна быть в хорошем настроении.
Блиц-интервью
— Ваша любимая роль?
— Китри в «Дон Кихоте». Я еще в Ленинграде, когда увидела этот спектакль, сказала, что хочу танцевать Китри. И станцевала. Обожаю «Жизель», «Голубой Дунай» на прекрасную музыку Штрауса. Да все балеты люблю, кроме партии Марии в «Бахчисарайском фонтане». Она там все время плачет. А это не про меня.
— Что помогает вам сохранять физическую форму?
— Я ежедневно с утра занимаюсь гимнастикой по 30 — 40 минут, начинаю делать упражнения, прямо не вставая с постели. Смотрела много видеоуроков, в итоге составила комплекс, который подходит именно мне.
Диету никогда не соблюдала. Только когда после родов прибавила 20 килограммов, на какое-то время исключила хлеб, сахар, выпечку. Это первое, что надо убрать, когда начинаешь поправляться.
— У вас есть хобби?
— Обожаю кроссворды, канал «Культура», люблю смотреть балетные номера по интернету.
— О чем вы жалеете?
— О том, что была так занята работой, что проглядела собственную дочь — не увидела в ней способностей к танцу. Мне казалось, что у нее неподходящие пропорции, да и она никогда не выражала желания пойти в этом направлении. Но когда я увидела, как танцевала на концерте в педагогическом училище, где она училась на педагога-психолога и руководителя художественной самодеятельности, заплакала — такая она музыкальная, выразительная. В ней это есть! Потом она уже сама готовила концерты, ставила танцы с воспитанниками, и я опять плакала и ругала себя. Балериной она бы не стала, но могла бы быть характерной танцовщицей.
— Как вы считаете, мечты сбываются?
— У меня сбылись, и я считаю себя счастливым человеком. Я мечтала стать балериной и стала. Как педагог мечтала стать хорошим преподавателем, и считаю, что мне это удалось. У меня великолепные дочь и внук, и это очень важно.