Все новости
Культура
16 Сентября 2021, 09:15

Планета по имени Юрий Ракша

Один из немногих, художник показывал духовно богатых, думающих, красивых людей

Планета по имени Юрий Ракша
Планета по имени Юрий Ракша

Вдова живописца передала в дар Башкирскому государственному художественному музею имени Нестерова около двухсот работ нашего знаменитого земляка.

Строчки из биографии

- В 1978 году Институт астрономии Российской академии наук вновь открытую планету солнечной системы № 3332 (между Марсом и Юпитером) наименовал «Ракша» — в честь выдающегося русского живописца и художника кино.

- Родился Юрий на окраине Уфы в семье рабочих. Случайно узнав о существовании в уфимском Доме культуры имени Калинина изостудии, он стал исправно посещать ее. А в 1954 году, после окончания восьмого класса, даже поехал учиться в Москву. Однако на экзамены в художественной школе опоздал. Спас счастливый случай. В столице жил брат отца, работавший полотером. Как-то раз, натирая паркет в одной из квартир, он показал работы племянника хозяину. Это был действительный член Академии художеств, дважды лауреат Сталинской премии Дмитрий Налбандян. Знаменитый живописец сам отвез рисунки Юрия в художественную школу при Институте имени В. И. Сурикова. Талантливый юноша без колебаний был зачислен сразу в пятый класс. Окончив школу с серебряной медалью, Юрий поступил затем во ВГИК — на факультет художников кино.

- В известном триптихе «Поле Куликово» Ракша изобразил некоторых своих современников. С Шукшина, к примеру, написал племянника Дмитрия Донского Бренка. А свою причастность к тому времени выразил в пронзительной дневниковой записи: «Если бы я родился шестьсот лет назад, то погиб бы там, защищая князя со спины». Так он и изобразил себя — воином, прикрывающим Дмитрия Донского.

«Картины, которые я не смог написать, уйдут навсегда со мной вместе. Их уже никто никогда не напишет...» Юрий Ракша сказал это незадолго до смерти от острого лейкоза. Диагноз был поставлен вскоре после гибели съемочной группы Ларисы Шепитько, которая значила для него куда больше, чем просто режиссер. «Она всегда волновалась, была открыта и беззащитна, — писал о ней в своем дневнике Юрий. — Она несла в себе и сообщала духовность...» Именно Лариса дала художнику повесть Быкова, умоляя только прочитать. К утру Ракша написал портрет Сотникова. Он и определил всю стилистику легендарного теперь фильма «Восхождение». Известно, что режиссер просила гримировать и «разрисовывать» лицо актера Плотникова самого Ракшу…

Супруга художника вспоминает, что за свою главную работу «Поле Куликово» Юрий взялся вскоре после гибели друзей-кинематографистов. Уже были сделаны первые эскизы, привезены с «Мосфильма» кое-какие костюмы и материалы, разложены на полу и прибиты по стенам портреты будущих персонажей, прорисовались и были готовы взглянуть на мир мудрые глаза Сергия Радонежского, монаха Пересвета и Андрея Рублева, когда в мастерской раздался телефонный звонок.

Участковый врач из поликлиники пригласил Ирину для конфиденциальной беседы. Он-то и сказал тогда, что, судя по анализам, мужу ее осталось жить чуть больше месяца… Страшный удар усугублялся еще и тем, что для завершения так нужной Юрию работы требовался как минимум год! «И этот год был дарован ему судьбой и врачами, — писала позднее Ирина. — Он боролся со смертью стоически, мужественно, стараясь скрыть муки. Работал до изнеможения. Он торопился, держался за кисть, как за спасательный круг. Однажды сказал: «У каждого из нас должно быть свое Поле Куликово, — а потом записал эти слова в дневнике. — Как жаль, что бессмертный дух наш привязан к бренному телу. Но даже в пределах тела можно успеть очень многое». И он успел. Последний мазок в своей самой главной работе, посвященной шестисотлетию Куликовской битвы, превозмогая боль и обмороки, Юрий сделал за три дня до смерти. Любопытный факт: в день похорон ныне знаменитый триптих художника из-за того, что не входил в лифт, с семнадцатого этажа спускало на веревках по лестничному проему множество людей. А потом он плыл над Москвой, как символ победы жизни над смертью.

Эта уникальная картина с такой необычной и даже мистической судьбой находится ныне в Третьяковской галерее.

Ракша признавался: «Я никогда никуда не ездил «за картиной». Сначала она создавалась внутри меня (в результате пережитого), а уже потом, нащупав, сочинив ее, я ехал за тем, чего недоставало — героя ли, заката, рисунка, трав или цветов...» Но перед тем как написать триптих, художник ездил на место грандиозной битвы, ночевал там, чтобы услышать звон металла и голоса воинов. Многих персонажей для своей работы находил потом на улице — буквально выхватывая взглядом из толпы...

«Все хорошее в нас от Бога. Все дурное от себя», — писал художник жене. Это был критерий, с которым он подходил прежде всего к своей личности. Знаменитый на весь мир кинорежиссер Акира Куросава, приступая к работе над фильмом «Дерсу Узала», за который впоследствии Юрий получил вместе с ним премию «Оскар», искал Ракшу, небольшую картину которого увидел в каталоге российских мастеров кисти. Аргумент был весомый: «Этот художник один из немногих, кто показывает духовно богатых, думающих, красивых людей…»

Очень теплое эссе написал в свое время о нашем земляке народный поэт Башкортостана Мустай Карим, работать над портретом которого Юрий принимался не один раз: «У них был открытый и светлый дом. Угощать считали за радость. И я, и Расул (Гамзатов), и Кайсын (Кулиев) любили бывать там... Рядом с Юрой и мы, старшие, становились моложе, лучше, чище... Его талант — высочайшей пробы. Он пришел в мир много позже меня и ушел так рано. Но был всегда со мной. И будет до конца. Он не вспышка, а озарение, которое через настоящее устремлено в будущее. Можно забыть его лицо, глаза, руки. Но тепло, которым наделила тебя его душа, будет всегда с тобой. В тебе... Его дар был таков, что все ему было по плечу».

Недавно Ирина Ракша передала в дар землякам мужа около двухсот его работ, и теперь в Башкирском государственном художественном музее имени Нестерова, где главным хранителем много лет работает младшая сестра мастера — Валентина Мефодьевна Сорокина, открылась выставка произведений Юрия Ракши, который давно уже стал классиком. И не только мастерство определило высоту такой планки. «Талант — это сострадание, — написал когда-то художник. — Талантливого человека от обычного и отличает степень сострадания...» Среди подаренных работ выделяется эскиз к автобиографической картине, которую художник хотел написать после «Поля Куликова», — «Крест за картошку». В детских воспоминаниях сохранилось, как пленный немец готов был обменять свою награду на какую-нибудь еду. Там не было торжества победителей — простые люди одинаково переживали горе, каждый со своей стороны...

Он был таким настоящим, чистым, чутким, красивым, умеющим очень сильно любить — страну, людей, своих близких... Приехавшая на открытие выставки в Уфу внучка Юрия Михайловича — художник кино Маша Ракша — сполна прочувствовала, что любовь эта взаимна. Вместе с сестрой своего знаменитого деда она с удовольствием подписывала каталог работ Юрия Ракши, специально изданный музеем и спонсорами в честь столь уникального события. Преподающие в вузах художники обещали приводить сюда своих учеников — чтобы они изучали работы и учились мастерству у Юрия Ракши, поскольку рисовальщиком он был, по их словам, просто непревзойденным...

Фото автора.

Планета по имени Юрий Ракша
Планета по имени Юрий Ракша
Планета по имени Юрий Ракша
Планета по имени Юрий Ракша
Планета по имени Юрий Ракша
Планета по имени Юрий Ракша
Автор:Галина КАРПУСЬ
Читайте нас: