Приезд Юрия Шевчука в Уфу — всегда событие особое. Стыдливо умалчивая о некоторых неприятных страницах его уфимского периода, мы горделиво встречаем народного артиста Башкортостана: «Наш!» Впрочем, сам Юрий Юлианович, родившийся, кстати, в Магаданской области, зла не помня, всегда охотно общается с журналистами и добром поминает, по его словам, «безумное детство», проведенное в Уфе. В отличие от уроженки столицы Земфиры, запретившей ко всеобщему недоумению не только видео-, но и фотосъемку, не подозревает наших фотографов в непрофессионализме, охотно позволяя им выполнять свою работу. И интеллигентно извиняется за свое опоздание на краткую пресс-конференцию, объясняя его тем, что задержался у мамы, пил чай и вспоминал Уфу.
— Как возникла идея совместного с Земфирой концерта?
— Это подарок к Дню города. Организаторы предложили нам осуществить этот проект, мы встретились, нам такая мысль очень понравилась. Хотелось бы еще пригласить группу «Люмен» — на мой взгляд, это хорошая команда, надеюсь, сыграем с ней в следующий раз.
— Не думали как-нибудь спеть с Земфирой дуэтом?
— Думали. Но не в этот раз. Она очень тщательно и трепетно относится к аранжировкам. Я уж себя считаю перфекционистом, но она вообще беспощадна и к себе, и к группе, к тому, что она делает. И это правильно. Есть у поэтессы Елены Воробей замечательная строчка: «Всем спасибо, я свободна». Земфира такая и есть, всегда решает сама, что ей делать, чего не делать, никто не способен ее заставить пойти против себя.
— Ваши музыканты рассказывали, что по окончании гастролей вы уходите в творческий отпуск, записывать новый альбом. Будут ли новые песни объединены какой-либо концепцией? Что сейчас особенно волнует группу «ДДТ» и ее лидера?
— Какой-то принципиально новой концепции не будет. А волнует все — жизнь, одним словом. Почему дети плачут, когда рождаются? Потому что сразу тонны атмосфер давят на ребенка, который выплывает из космического лона матери, и это давление его просто плющит. Тут мы орать начинаем и орем всю жизнь. Да и жизнь давит, молотит — со всех сторон. Живем — выживаем. Я в последнее время считаю: важно просто быть людьми, а быть человеком очень сложно, трудно по-человечески реагировать на происходящие события. Нужно быть гражданином, которого все волнует — не только его огород, его семья и он сам, но и все, что делается в стране. Если ты считаешь себя личностью, значит, должен быть готов в любую секунду бытия достойно отвечать на все, что делается вокруг, а не так, как придется. Все просто — и сложно.
— Некоторые эксперты считают, что современный рок уже не так популярен в России, как раньше.
— Уж не знаю — только что прошел фестиваль «Рок над Волгой». Народу пришло около 800 тысяч — бесплатно. Непопулярно стало платить за концерты.
— В связи с этим как вы относитесь к пиратству?
— И к пиратству, и к халяве отношусь философски. Как к дождю, который я не могу остановить. С другой стороны, я говорил о том, что нужно вести себя по-человечески. Мы в интернете выкладываем свои песни. Человек может их скачать, а может заплатить. И, кстати, многие платят, помогают группе. Каждый из нас решает сам для себя, как поступить. И каждый про себя все знает.
— А рок и наркотики, как в старые времена, все-таки вместе?
— Во времена моей молодости выпивали много, это да. Кстати, неплохое было вино. А вообще мешает завязать с дурными привычками несколько вещей: молодость, здоровье и безумный тотальный оптимизм. В юности мы просто не думаем о будущем. Про нашу группу могу сказать: мы ведем достаточно суровый образ жизни, потому что кайф ловим на концертах. Жизнь — прекрасная вещь. Хорошее утро лучше портвейна, звездная ночь лучше наркотиков. Каждую секунду бытия с незамутненным сознанием можно жить и радоваться этому дару Господнему. У человека все есть, чтобы испытывать чувство эйфории, восторженности, обострение всех чувств. Самый главный наркотик — это любовь. Я от этого когда-то просто летал, чего и вам желаю.
— Уфа для вас не просто еще один город, где проходят ваши гастроли. Что изменилось, что осталось в ней с точки зрения уфимца?
— Чуть-чуть недотягивает до Арабских Эмиратов. А если серьезно, раньше это был город с нежнейшими, таинственными, наполненными сиренью дворами, центр Уфы был очень романтичным, живописным, полным старых строений. Каждый из этих домов был полон тайн. А сейчас много стекла и бетона, которые не греют. Воюйте за каждый дом — это та история, которая оставлена нам предками, которая и воспитывает чувство патриотизма. Когда живешь среди квадратов — голова становится квадратной.
— Вы говорите о патриотизме, гражданственности. А как вы себя позиционируете по отношению к миру?
— Вы же знаете, мне многое не нравится в политике нашего государства. Мне не нравится система, которая выстроена в стране: она бесчеловечна, она очень феодальна. Есть класс начальников, господ, есть электорат. На поверхность вылезло «паркетное» начальство, которое аплодирует вождю, а само ворует. Оно полно амбиций, «самости», величия, вваливается в культуру, религию, бегая там с топором. Кто-то один за нас решает, куда Россия пойдет. Одному такое доверять нельзя. Сам я в политику никогда не совался, в свое время меня выгнали из комсомола, и с тех пор ни в какой партии я не состоял и не состою. Я — гражданин, и это немало.
Тем не менее нет одной линии фронта: в Вологде, например, очень хороший губернатор, помогавший нам всем, что в его силах, а в Брянске, кажется, сделали все, чтобы выступление не состоялось. У нас был концерт в Германии, меня все пытали журналисты, спрашивали… Я им говорю: «Да что у вас… У вас можно поунывать: жизнь тихая, зарплаты хорошие. А у нас в России нужно жить на тотальном оптимизме, иначе съедят: бюрократы, ЖКХ, политики, коррупция». И хватит о политике — к вам приехал музыкант Юра Шевчук.
— А вы не забываете при таком плотном графике о своей профессии — художника?
— Нет. Она мне снится. Рисую, но мало — я руку «потерял» уже. Это ж надо каждый день иметь время упражняться, а у нас: день — концерт, день — переезд…
- Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Галича и русских поэтов Серебряного века Осипа Мандельштама, Сергея Есенина.
- Вопрос о творчестве был задан неслучайно: рисунки Юры Шевчука, занимавшегося в детстве во Дворце пионеров, неоднократно получали награды на различных конкурсах.
- В 8-м классе Шевчук нарисовал на своей футболке распятие и написал: «Иисус был хиппи». За хождение в этой футболке по городу его задержала милиция.
- В 1993 году, в честь дня рождения Санкт-Петербурга, группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тыс. человек.
- Выступая в Чечне, Шевчук сделал видеосъемку, где попросил солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на пленке, с войны вернулся только один.
- В 2007 году Шевчук стал лауреатом российской премии «Триумф» за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Все полученные от награды средства он пожертвовал военнослужащим, пострадавшим в ходе чеченских войн.
- В 2004 году был снят 10-серийный фильм об истории Русской православной церкви «Земное и небесное». Ведущим 7-го фильма «Без Патриарха» стал Юрий Шевчук.
- В 2007 году Юрий Шевчук озвучил все серии проекта «История государства Российского».