Что за судьба такая у нашего «Чингисхана»? Разлетелись члены этой знаковой группы по всему миру, будто стрелы выпустили из колчана. Во Франции, в Австрии, а теперь и в Канаде прочно обосновались художники из Уфы, до сих пор крепко связанные между собой братством творческого объединения «Чингисхан».
Сколько помню, заслуженный художник Башкортостана Ринат Харисов среди коллег всегда держался очень скромно. Да и в картинах своих был уравновешенным, спокойным, разве что цветом, иногда более ярким, чем содержание, выдавал гнездящиеся внутри страсти. Может быть, благодаря этому внешнему умиротворению ему очень идет преподавать: с 1996 года Ринат Зуфарович — доцент кафедры изобразительного искусства БГПУ имени Акмуллы. Кажется, что вокруг него всегда все само собой приходит в норму, обретает порядок, а он лишь смотрит сверху и играет на каком-то своем любимом инструменте — выдувает, точно стеклодув прозрачную посуду, необыкновенно тонкие, нежные картины...
Я грущу, потому что Ринат Харисов вот уже три года как уехал жить в Торонто. Почему-то показалось ему, что так будет лучше, что творческому человеку необходимо порой окунаться в совершенно иное пространство.
— Перемена места жительства очень важна для художника, — сказал он в одном из своих интервью. — Приехав в Канаду, я решил писать все, что вижу. Очень жалею, что не поступил так, когда жил в свое время в Австрии.
Говорит, что творит на канадской земле в свое удовольствие — мол, может позволить себе это, как и жить так, как считает нужным — ни с кем не соприкасаясь, ни на кого не оглядываясь. Добиться большого признания в чужой пока стране не стремится. Находит много радостей в быту — полгода как Ринат Зуфарович стал дедушкой. Но, кажется, художник лукавит: у настоящего мастера обычного жизненного пространства как такового просто не существует.
Все, с чем соприкасается он каждую минуту, с примерным усердием перерабатывает сепаратор его души в то самое искусство, которым наш земляк порадовал недавно уфимскую публику в галерее «Мирас».
— Мы очень ждали эту выставку, и вот, наконец, автору удалось привезти свои работы из Канады, — говорит арт-директор галереи Ольга Рамазанова. — Экспозиция «Красный клен» — это своего рода «заметки с натуры», период адаптации на новом месте.
Так что же ищет замечательный мастер «в стране далекой», что «кинул он в краю родном»? Наверное, просто «обновляет кровь», чтобы по-новому, другими глазами посмотреть потом на родную землю, на близких по духу людей и сказать себе раз и навсегда: «Я здесь, даже если там!». Оно уже и чувствуется — как обойтись без «Ностальгии»? В экспозиции есть картина с таким названием.
«Поначалу все ему в другой стране казалось странным, — написал о Харисове критик Хайдар Кульбарисов. — Каждая деталь и сам масштаб городского пространства напоминали о том, что он чужак. Но постепенно привык к домам, выкрашенным в черный цвет, к Хэллоуину с тыквой и к океанскому бризу, сопровождающему его во время прогулок. Куда бы ни шел, повсюду заново открывает мир и по-новому этому миру являет себя. Кем назовут его завтра? Кто знает...».