Все новости
Культура
19 Мая 2012, 04:05

Вначале была... глаголица

Об имени изобретателя славянской письменности до сих пор спорят учёные

Книга — сущность человеческой души. И это знали в незапамятном прошлом братья Кирилл и Мефодий.
Книга — сущность человеческой души. И это знали в незапамятном прошлом братья Кирилл и Мефодий.
«Великая ведь бывает польза от учения книжного. Это ведь реки, наполняющие Вселенную, это источники мудрости» — так в летописи «Повесть временных лет», составленной Нестором в начале XII века, определяется ценность печатного слова. День славянской письменности и культуры считается также и днем почитания святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, с именами которых связано появление на Руси «чистейшей сущности человеческой души» — книги, как писал Томас Карлейль, английский критик, романист, философ, историк и публицист.
Солунские братья

Заглянем в глубь веков, полных неразгаданных тайн, смутных догадок и волнующих предположений. Во времена незапамятные в византийском городе Фессалоники (по-славянски — Солунь) в «хорошем и богатом» роде офицера с грозным именем Лев народилось аж семеро сыновей: старшего назвали Михаилом, а младшего — Константином. За право же считать создателей славянской азбуки «своими» до сих пор спорят греки и болгары. Михаил пошел по стопам отца и немало в том преуспел, став стратегом (военачальником, полководцем) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.

Константин был, как сейчас бы сказали, человеком интеллигентным, очень образованным для своего времени. Лучшие учителя Константинополя вразумляли юношу по части философии, диалектики, геометрии, арифметики, риторики, астрономии, разных языков. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета (чиновника высокого ранга), Константин принял сан иерея и поступил на службу «хранителем библиотеки», что в те времена приравнивалось к званию сегодняшнего академика, при соборе Святой Софии в Константинополе. Однако презрев выгоды своего положения, он удалился в один из монастырей на Черноморском побережье. Однако такими разносторонне образованными людьми власти тогда не разбрасывались. И молодой человек почти насильно был возвращен в Константинополь и определен преподавать философию в том же Манаврском университете, где недавно учился сам.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками пришел в монастырь, где был настоятелем его брат Михаил, к тому времени постригшийся в монахи и принявший привычное нам имя Мефодий. В этом монастыре и зародилась мысль о создании славянской азбуки, появление на свет которой можно отнести к 863 году по Рождестве Христовом.

Недолог был после этого земной путь Константина: он тяжело заболел, находясь в Риме, в начале февраля 869 года окончательно слег, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл и через 50 дней скончался. Кирилл был похоронен в Риме в церкви Святого Климента, успев сказать брату перед смертью: «Мы с тобой как два вола: от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Путь Мефодия длился до 885 года, когда и он тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 19 апреля, в Вербное воскресенье, он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь и в тот же день скончался. Отпевание Мефодия проходило на трех языках — славянском, греческом и латинском.

Тайны письменности

Казалось бы, все понятно, ан нет! Как ни странно, почти все, что мы знаем о славянах и об их письменности, крайне загадочно. Каждый русский знает, что мы пишем письмом, которое в древности называлось кириллицей, что и означает: этот тип письма создал Кирилл. Так в чем же загадка? А в том, что, по мнению лингвистов, азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 году, была глаголица. В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения Василия Истрина, согласно которой кириллица была создана учеником святых братьев Климентом Охридским, опиравшимся на работу, проделанную Кириллом и Мефодием.

Оставим желание найти разгадку для людей дотошных и мужей ученых. И будем благодарны братьям за то, что, пользуясь созданной азбукой, они выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда бесценных богослужебных книг.

Адреса праздника

Празднование Дней славянской письменности и культуры в Башкортостане, где проживает более 100 национальностей, приобретает особое значение, поэтому проведение их в нашей республике стало поистине народным.

В этом году Дни славянской письменности и культуры начались с Дней польской культуры в БашГУ. Торжества посвящены 15-летию Центра польской культуры и просвещения РБ и Году Януша Корчака в Польше и пройдут в Уфе, Бирске, Нефтекамске, Благовещенском и Уфимском районах Башкортостана. Программа нынешнего праздника обширна и разнообразна. В ней принимают участие Республиканский национально-культурный центр украинцев «Кобзарь», центр национальных культур «Урал-Батыр», белорусский историко-культурный центр «Балтика» Иглинского района. Гостей праздника встретят песнями и театрализованными представлениями в селе Николо-Березовка Краснокамского района, в Белебее, в селах Архангельское, Усень-Ивановское, Красный Яр.

В рамках Дней славянской культуры пройдут всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык, история и культура», VI международные Кирилло-Мефодиевские чтения и IX научная студенческая конференция «Мы в славянском мире». Завершатся торжества 29 мая в Уфе городской краеведческой конференцией, посвященной 150-летию со дня рождения Михаила Нестерова.
Кстати
Это интересно
  • Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии.
  • В России День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла официально отмечается с 1991 года. Его можно назвать единственным в стране церковно-государственным праздником.
  • В 860 году Константина направили с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно «Житию», посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык и самаритянское письмо. Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию», кончился победой Константина, однако каган веру не поменял.
  • Среди богословов западной церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии на славянском языке, были восприняты как еретики и вызваны в Рим, где были оправданы.
  • В Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия.
Читайте нас: