Все новости
Культура
11 Апреля 2012, 04:37

Танцуют все!

Один из ведущих хореографов мира Филипп Алмейда дал в Уфе мастер-класс

Мы говорим на разных языках, но общаемся на одном — языке танца.
Мы говорим на разных языках, но общаемся на одном — языке танца.
Новое перспективное направление искусства танца или очередной всплеск андеграунда с неясным будущим и спорным настоящим? Очень важно, когда танцовщик или танцовщица, выходя на сцену, не просто танцует, а разговаривает со зрителем с помощью движений, — так считает одна из руководительниц студии современного танца.

Это, безусловно, предполагает некую импровизацию, подобно джазу, долгое время тоже находившемуся на положении изгоя в России (помните: «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст»?). Свобода самовыражения при помощи искусства танца зародилась за океаном и уже оттуда перекочевала в старушку-Европу. При слове «хип-хоп» у большинства людей возникают стандартные ассоциации, связанные скорее с фильмами, повествующими о заокеанских перипетиях жизни подростков: афроамериканцы в широких штанах, шагающие где-нибудь в нью-йоркском Бруклине с массивным магнитофоном наперевес. «Это постановочный, коммерческий танец, рассчитанный на возникновение у зрителя некоего стереотипа, — считают знатоки современного танца. — А Филипп Алмейда — это мастер высокого стиля, основанного на экспромте: минимум заготовок и чистый полет танца».

Уличная хореография подняла проблему противостояния общества и внутреннего мира маленького человека, боящегося быть причисленным к безликому миру массовой культуры. Чтобы представить себе значимость «уличной музыки» в современном искусстве, достаточно было увидеть на престижном Дублинском фестивале выступление японского танцора Хироаки Умеда «Адаптация для искажения». При помощи световой инсталляции, делящей пространство сцены и зала на электронные квадраты, Умеда переносит зрителей в сердце процессора, ритмично отсчитывающего компьютерный код. Перформанс Умеды больше похож на сеанс гипноза, зрительный зал неотделим от танцора, а ритм непрерывен во времени и пространстве.

Филипп Алмейда — французский танцор и хореограф современных стилей, яркий представитель французского танцевального андеграунда. Победитель и призер множества танцевальных «поединков», постановщик перформансов, поднявший культуру улиц до статуса современного искусства.

«Когда я вижу танцующего человека, — рассказывает Филипп, — я сначала обращаю внимание на его танец в целом, на музыкальность, эмоциональность, а уже потом на технику. Хотя, с другой стороны, конечно, без технических основ в танце далеко не уйдешь.
Не зная техники, человек просто не может знать возможностей своего тела. Сам я тренируюсь по 2 — 3 часа в день. Но все остальное время продолжаю танцевать мысленно, у себя в голове. Я люблю наблюдать за людьми в течение дня, за тем, как они двигаются. Это помогает мне придумывать новые движения. Когда я слышу музыку, абсолютно не важно, какого она стиля, я автоматически представляю себе, как бы я двигался под нее.

Люблю участвовать в соревнованиях — это полезно для любого танцора. Когда ты выходишь на «битву», то в первую очередь оказываешься лицом к лицу с самим собой. Чтобы победить в танце кого бы то ни было, ты сначала должен победить себя и только потом нести свой посыл зрителям, противнику.

Первое и самое главное для начала — научиться слышать музыку. Во-вторых, не нужно бояться оценивать собственный танец. Нужно быть готовым к огромному количеству ошибок и неудач — от них никто не застрахован. Это нормально. Ваш танец, подобно младенцу, должен повзрослеть, стать чем-то действительно стоящим. И, наконец, чтобы импровизировать, нужно иметь что сказать. Если нечего — лучше промолчать. Не бывает плохой или хорошей импровизации. Вопрос в том, о чем вы хотите сказать, что хотите выразить своим телом в конкретный момент».

В Уфе на современное развитие хореографии смотрят несколько под иным углом: «Мы создаем качественную сферу досуга для молодежи», — считает директор центра танцевального искусства Артем Боев. И, похоже, центр успешно движется к достижению своей цели. За четыре года существования хип-хопная «лихорадка» охватила уже около тысячи человек, от трех до 30 лет, работают 47 преподавателей в семи залах: в этом отношении Уфа не уступает Первопрестольной. А сам стиль помогает раскрыться не только молодежи, желающей заявить о своей индивидуальности миру, но и подросткам с ограниченными возможностями. «Были у нас такие случаи: приходили дети, приводили преподавателей в чувство некоторого замешательства — их (педагогов) ведь не учили, как работать с такими детьми. Но и те и другие привыкали довольно быстро, и дети... начинали танцевать. Причем с еще большим азартом, нежели обычные посетители. В общем, в нашу студию люди ходят не только потанцевать, а, скорее, пообщаться. Девушки, увлекающиеся «go-go», повышают посредством танца уверенность в своей неотразимости. Словом, наш стиль — это то, что идет изнутри, это только ваши эмоции».
Кстати
  • Филипп начал танцевать с 11 лет, копируя движения старшего брата. Потом увлекся брейк-дансом — целыми днями пропадал с друзьями во дворе, отрабатывая разные трюки.
  • Алмейда работал с Мэраей Керри, Томом Джонсом, звездами французского шоу-бизнеса.
  • Его стиль вдохновляет людей по всему миру — хип-хоп вернулся за океан уже в измененном виде и используется в балетах американских хореографов.
  • Танцует Алмейда везде, где только можно: на улице, на автобусной остановке. Даже жена просит его хоть иногда остановиться.
Читайте нас: