Японцы любят русскую музыку, литературу, но, как выяснилось в процессе общения, особенно чтят русский балет. В столицу нашей республики участники первого российско-японского молодежного конгресса хореографического искусства прибыли не случайно — ведь именно Уфа является родиной Рудольфа Нуреева, непревзойденного кумира артистов балета всего мира.
В Башкирском хореографическом колледже имени прославленного танцора одиннадцать юных японских артистов, ставших лауреатами балетных конкурсов у себя на родине, побывали на серии мастер-классов наших ведущих педагогов.
— Японская и русская балетные школы очень отличаются. Разница в том, как артисты выражают свои эмоции. Сдержанность — характерная черта любого японца, мы даже во время разговора до сих пор смотрим вниз, по древней самурайской традиции. Вы же смотрите в глаза друг другу, а на сцене открыто и ярко показываете характер, чувства. Именно актерскому мастерству следует поучиться нашим танцорам, — сказал директор всеяпонского конкурса «The Balletcom» Азаки Акихико.
По его словам, в силу своей стеснительности юноши Страны восходящего солнца редко посвящают жизнь балету. Неудивительно, что среди японской делегации юных танцоров был только один мальчик — 13-летний Могами Нана. Он занимается хореографией с шести лет. В этом еще одно принципиальное отличие классической русской и японской балетных школ:
— В России обучение хореографическому искусству начинается с 10 лет, когда у ребенка уже сформирована костная система. В Японии нет четкой программы действий: дети могут начать учиться в любом возрасте, образование — в основном частное, — пояснила ведущий педагог Кремлевского балета заслуженная артистка России Жанна Богородицкая.
— У них вообще отсутствует выстроенная ступенчатая система обучения, как в нашей стране: музыкальная школа — училище искусств — консерватория или хореографический колледж — академия.
По заявлению организатора конгресса (им выступил ведущий солист Кремлевского балета заслуженный артист России генеральный директор компании Globex Promotions LTD Айдар Шайдуллин), программа мероприятия «направлена на укрепление сотрудничества в области культуры, которое будет выражено в двустороннем обмене опытом преподавательских кадров и лучшими учащимися». Однако в беседе с представителями делегации не раз подчеркивалось, что русская школа балета остается непревзойденной, к тому же японская по возрасту годится ей разве что в праправнуки — ей всего около ста лет.
Из всего вышесказанного можно было сделать вывод, что наш опыт в данном случае для японских танцоров более ценен. Тем не менее, по задумке организаторов, планируется, что учащиеся Башкирского хореографического колледжа также навестят Страну восходящего солнца.
Свои профессиональные навыки юные японские артисты продемонстрировали во время гала-концерта, прошедшего на сцене Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Следующим пунктом совершенствования их мастерства стала Йошкар-Ола с ее государственным колледжем культуры и искусства.