Все новости
Экономика
25 Октября , 11:15

Продуктовый напор

Почти на треть нарастили производство предприятия пищевой промышленности за пятилетку

Ринат РАЗАПОВ  Работница колбасного цеха «Урал-тау» Альфия Хайбуллина замечает, что спрос на колбасы увеличивается летом и снижается к зиме.
Работница колбасного цеха «Урал-тау» Альфия Хайбуллина замечает, что спрос на колбасы увеличивается летом и снижается к зиме.Фото:Ринат РАЗАПОВ

С начала года количество посетителей заведений общественного питания в российских регионах заметно выросло, сообщили информационные каналы.

Башкирия также не осталась в стороне от этой тенденции: за последние пять лет оборот рынка общественного питания увеличился на 40 процентов, проинформировал исполняющий обязанности министра торговли и услуг Башкортостана Алексей Гусев. В денежном выражении с 28,8 млрд рублей в 2018 году он вырос до 42,2 млрд рублей в прошлом.

По словам министра, только за первые семь месяцев текущего года оборот общественного питания в республике уже составил 28,5 млрд рублей — на четверть больше, чем годом ранее. Наметилось расширение сети ресторанов и кафе.

— Новые заведения общественного питания — это еще и поддержка местных производителей: заведения используют в своих блюдах местные продукты, что повышает их привлекательность, — добавил Алексей Гусев.

На этом фоне нельзя не отметить и набирающее темп увеличение объемов переработки аграрной продукции пищевой промышленностью Башкирии. В пресс-службе минсельхоза республики «РБ» рассказали, что за последнюю пятилетку они выросли почти на треть, а индекс за прошлый год к 2022 году составил 111 процентов. В чем секрет такого тренда?

Наш собеседник в минсельхозе считает, что это результат поддержки государством глубокой переработки выращенной селянами продукции на мес­тах. С 2022 года в рамках реализации Концепции развития пищевой и перерабатывающей промышленности РБ производители продуктов питания получили возможность компенсировать 40 процентов затрат на приобретение нового оборудования и техники, но не более 5 млн рублей на одно предприятие в год. Предприятия, включенные в перечень приоритетных проектов с 2023 года, могут рассчитывать уже на сумму в три раза больше — максимум на 15 млн рублей.

Исполняющий обязанности вице-премьера — министра сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов на прошедшем в Москве аграрном форуме «Золотая осень» отметил, что по поручению главы республики Радия Хабирова в регионе реализуется программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности. По ней за два года на обновление мощностей предприятий уже направлено 150 млн рублей, модернизировано более 100 пищевых и перерабатывающих производств.

— Мы ежегодно наращиваем выпуск пищевой продукции, — подчеркнул в беседе с «РБ» начальник отдела по работе с инвесторами и внешним связям минсельхоза РБ Алмаз Галимов. — У нас за пять лет производство пищевых продуктов выросло на 29 процентов, а производство напитков — на 12 процентов. То есть мы едим в основном уже собственные продукты. За эти годы у нас более чем в 3,2 раза увеличилось производство мяса (и это без птицы), в 2,5 раза — мясных полуфабрикатов, в 2,3 раза — круп, нарастили производство растительных масел (142 процента), сахара (108,9 процента) и сыров (106,6 процента), а также безалкогольных напитков (в 1,6 раза) и воды минеральной (в 1,3 раза).

Действительно, если еще в начале 2000-х частенько говорили о том, что в башкирских магазинах редко встретишь местные продукты, то теперь так сказать уже нельзя. Конечно, всегда остается свобода выбора, да и южные фрукты и экзотические напитки у нас не производятся, но основные закуски на праздничный (да и не только) стол поставить вполне можно. Мало того, увеличиваются поставки по России башкирских сыров, деликатесов из конины, индейки и прочего.

Теперь продукты и напитки из Башкирии в магазинах других регионов не редкость.

Кроме насыщения внутреннего рынка пищевая промышленность служит еще и драйвером экспортного направления аграрного сектора республики. Если долгое время пальму первенства в продажах сельскохозяйственной продукции за рубеж удерживало зерно, то за несколько последних лет на первое место вышла масложировая продукция. В основном это растительные масла. Их доля в аграрном экспорте республики превысила две трети всего объема.

Ильшат Фазрахманов на пленарной части «Золотой осени» сказал, что, по данным на конец сентября, Башкирия экспортировала более 450 тыс. тонн продукции АПК, или на 218 млн долларов. По его словам, республика обладает достаточным экспортным потенциалом, в том числе через увеличение продажи за рубеж зерна до одного миллиона тонн, масложировой продукции — до 150 тыс. тонн, сахара — до 150 тыс. тонн, сгущенного молока — до одного миллиона банок, кондитерских изделий — до одной тысячи тонн, меда — до 100 тонн, инкубационного яйца — до 4 млн штук, сухого молока — до 5 тыс. тонн. Как видим, переработанная аграрная продукция в этом списке занимает большую часть.

— Сегодня башкирские аграрии поставляют свою продукцию в 44 страны мира, и перед нами стоит цель — к 2030 году увеличить экспорт до 651,2 млн долларов, то есть в два раза к 2021 году, — сказал Ильшат Фазрахманов.

Собственно продукция пищевой промышленности в статистике агроэкспорта занимает 14 процентов. Однако вместе с мас­ложировой продукцией, которая, по сути, тоже продукт переработки, — уже 80 процентов. А добавив сюда молочную продукцию, спирты и другие продукты, — и все 90 процентов. И это очень важно, так как переработанная продукция имеет добавленную стоимость, а значит, и денег выручают за нее больше. Кроме того, отправляя сырье на переработку, производители поддерживают рабочие места, расположенные, главным образом, в сельской же местности.

В Башкортостанстате подсчитали, что в организациях сельского хозяйства республики занято 24,6 тыс. человек. При этом подавляющая часть (19 тыс. человек) — в пищевой промышленности, которая включает более 900 производств — как крупные предприятия, так и субъекты малого и среднего бизнеса. За восемь месяцев года больше всего ими отгружено молочной продукции (более четверти от общего объема), мясной (27,2 процента), растительных и животных масел (27,4 процента). Кроме традиционных продуктов республика выпускает национальную башкирскую продукцию: кумыс, казылык, кондитерские изделия, продукты пчеловодства.

Большую роль в насыщении рынка продуктами питания занимают и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, считают в региональном аграрном ведомстве. На сегодня их в республике 445, из которых 259 занимаются переработкой сельхозпродукции. Общая сумма выручки кооперативов достигла 3 млрд рублей с объемом переработки сырья 110 тыс. тонн в год.

Потребительским кооперативам, как и крупным переработчикам, также предоставляются субсидии на закуп сырья у пайщиков. К примеру, за семь месяцев текущего года из бюджета перечислили порядка 19  млн рублей десяти кооперативам.

Всего же с 2021 года на поддержку развития переработки в сельскохозяйственных кооперативах направлено более 187 млн рублей.

Как отмечают эксперты продовольственного рынка, покупательские предпочтения сейчас направлены как раз на приобретение продукции местных производителей. А ведь мы еще помним, как лет 20 назад люди покупали импортное продовольствие только потому, что оно упаковано в яркую, привлекающую внимание упаковку. Отечественное качественное продовольствие уступало в этой маркетинговой борьбе из-за своей невзрачности на полках магазинов.

Времена изменились, как и предпочтения: покупатели раскусили, что не все то золото, что блестит. Впрочем, и сбрасывать со счетов внешние аспекты продаж никто не собирается. Потому-то и появились сравнительно новые для нас профессии — маркетолог и мерчендайзер.

Между тем упаковка хотя и важный для продажи элемент, но качество главнее. Об этом нам рассказывают и сами переработчики продукции.

— На рынке сейчас большая конкуренция, идет борьба за потребителя, — оценила нынешнее состояние отрасли заместитель генерального директора предприятия «Урал-тау» Дуванского района Зухра Зарипова. — Поэтому в нашем деле важны любые мелочи. Но главное все же — качество продукта. Добиваться признания покупателей можно годами, а утратить доверие — буквально за неделю.

Предприятие примечательно тем, что ведет хозяйство практически замкнутого цикла: собственное полеводство, животноводство, есть убойный цех и цех переработки мяса, магазины. А с недавних пор оно выкупило молочный завод в соседней Челябинской области.

Продавать выращенное сырьем здесь посчитали невыгодным еще лет 20 назад, с тех пор и поставляют на местные рынки северо-востока Башкирии, а также в городские магазины челябинского «приграничья» и самого областного центра башкирские продукты питания. При этом нам признались, что переработанную «молочку» поставляют и в детские учреждения, которых уже более ста в обоих регионах.

По мнению Зухры Зариповой, покупательские предпочтения имеют свойство меняться. В последние годы, к примеру, наметилась тенденция к увеличению продаж мясных полуфабрикатов.

— А вот спрос на колбасные изделия очень изменчив, — говорит она. — Они пользуются популярностью летом. Видимо, из-за наступления туристичес­кого сезона, когда в ходу бутерброды, которые берут с собой в дорогу. Осенью же люди собирают урожай с огородов и едят картошку с мясом. Продажи колбасы снижаются. И нам необходимо отслеживать эти колебания.

На предприятии считают, что можно еще больше увеличить долю местных продуктов на полках магазинов, для этого есть все условия. А еще отметили, что пользуются доступными мерами поддержки государства. Для этого в офисе есть даже специалист, который и отвечает за это направление.

Ринат РАЗАПОВ  Развитие пищевой промышленности предоставляет потребителям возможность выбора новых для себя продуктов на рынке.
Развитие пищевой промышленности предоставляет потребителям возможность выбора новых для себя продуктов на рынке.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас: