Все новости
Экономика
6 Сентября , 11:15

Торг уместен

В республике прибавится магазинов и других продовольственных объектов шаговой доступности

Александр ДАНИЛОВ  Кто-то любит закупаться в моллах, а кто-то — в ближайшем магазине.
Кто-то любит закупаться в моллах, а кто-то — в ближайшем магазине.Фото:Александр ДАНИЛОВ

На первый взгляд, гипермаркетов раскрученных российских брендов становится в городах и крупных селах Башкирии все больше. Некоторые специалисты даже предрекали, что они постепенно и неотвратимо вытеснят в регионе всю остальную торговлю. Жизнь такие прогнозы не подтверждает.

Да, «шаговые» магазинчики и киоски не так бросаются в глаза и не занимают место на красной линии населенных пунктов. Но они как те самые грибы после дождя — стоит чуть углубиться с главных улиц в жилую застройку, как сразу обнаружишь нужные людям точки.

Свой формат

У специалистов есть такое понятие — малоформатная торговля. Куда входят не только мелкие магазины, но и создающиеся везде торговые прилавки для садоводов, ярмарки выходного дня. Все вместе они называются нестационарные торговые объекты (НТО). Интересно, что в последнее время к таким объектам собираются причислить даже модульные автозаправочные станции. Видимо, для улучшения показателей. Хотя и конкуренция со всеми известными брендами тоже, конечно, не помешает.

У подобных точечных объектов есть преимущества, которые никуда не денутся и помогают им конкурировать с сетями. Например, близость к дому. Что важно не только для пожилых людей, но и для тех, кто после работы не хочет тратить время на стояние в очередях у касс в супермаркетах. А еще конкурентоспособные цены: большим магазинам даже за счет опта далеко не всегда удается компенсировать проблемы с логистикой. Ну и, конечно, чуть ли не личное знакомство покупателя с продавцом, гарантирующее надежность покупки, — особенно это работает в сельской местности.

Поэтому выбор в пользу «малышей» люди делают вполне осознанно, что подтверждают и в профильном ведомстве.

— На 1 июля в Башкирии насчитывается 7 548 единиц нестационарных торговых объектов. Перед нами стоит задача довести обеспеченность населения НТО до планового значения в 24 объекта на десять тысяч человек. Сейчас в целом по республике этот показатель выполняется на 77% и составляет 17 объектов на названное количество населения. При этом федеральный норматив установлен на уровне шести объектов на десять тысяч населения, — поясняет министр торговли и услуг РБ Алексей Гусев.

Он, кстати, выделил отдельные муниципалитеты, в которых уже достигнуто оптимальное значение, — это Архангельский, Белорецкий, Бирский, Дюртюлинский, Кигинский, Нуримановский, Туймазинский, Уфимский, Хайбуллинский районы, Агидель, Межгорье, Нефтекамск, Салават, Сибай. Но главное, как считает Гусев, налицо положительная динамика: за три года количество нестационарных торговых объектов выросло в регионе на 15 процентов.

Этой ярмарки краски…

Особую популярность приобретают в республике в последнее время ярмарки. О них, организуемых в выходные дни, сегодня знают, наверное, все. Как жители городов, имеющие шанс без лишних хлопот запастись всем необходимым на зиму, так и сельчане — ведь здесь можно без лишней волокиты продать выращенное в своем фермерском или личном хозяйстве.

Особый лоск и даже всероссийскую известность придают региону набравшие силу «фирменные» ярмарки. Такие как «Клубничный край» в Шаранском районе, «Бирское яблоко», стерлитамакский «Купец 2.0». Этот список все больше пополняется этногастрономическими и медовыми ярмарками, на которые фантазии и мастерства кулинарам хватает. Как и возможности продемонстрировать свое умение — по количеству торговых мест на таких «смотрах» продукции республика сегодня уверенно занимает первое место в ПФО.

Впрочем, такие мероприятия имеют и другую сторону, не менее положительную. Ведь развитие данного формата позволяет наращивать объемы производства местным товаропроизводителям и создавать небольшие производства в муниципалитетах, тем самым повышая уровень занятости на селе. В районах республики уже не первый год, кстати, работает такая форма поддержки, как «предпринимательский час». Именно оттуда берут начало многие начинания и в части открытия новых торговых точек, и в части появления там дешевых и востребованных людьми товаров.

— «Предпринимательские часы» позволяют предпринимателям обсудить с муниципальными органами власти актуальные вопросы, касающиеся их деятельности, и получить ценные рекомендации и достоверную информацию о государственной поддержке. Этот инструмент способствует созданию благоприятной предпринимательской среды, — отмечает в связи с этим министр предпринимательства и туризма РБ Зухра Гордиенко.

Перспективный прилавок

И, конечно, очень позитивно теми же садоводами, грибниками, да и просто любителями природы воспринимается начинание по созданию торговых мест для жителей, реализующих излишки из личных подсобных хозяйств. В текущем году для них на бесплатной основе предоставлено более четырех тысяч таких мест на 334 площадках.

Не остаются без внимания и самые отдаленные села, здесь появляется все больше автолавок. А если вспомнить еще и набирающий силу придорожный сервис со своей сетью продаж, то будущее у «малой» торговли вырисовывается вполне позитивное.

— В целом в Башкирии оборот розничной торговли за первое полугодие вырос на 11,4%, тогда как в регионах ПФО — на 9,4%. Да, здесь надо признать влияние и инфляционного фактора. Но одновременно статистика свидетельствует, что реальный рост продаж происходит вследствие повышения покупательской способности населения на фоне роста заработных плат и доходов, — видит перспективы в этой сфере и доктор экономических наук Рустем Ахунов.

Безусловно, проблем еще хватает.

— Нам необходимо укреплять и наращивать взаимодействие с локальными производителями, а также внедрять маркетинговые стратегии для повышения узнаваемости, привлечения покупателей, охвата торговым обслуживанием отдаленных и малочисленных населенных пунктов, — говорит Алексей Гусев.

Многие признают, что создать с нуля успешную сеть магазинов небольшой площади очень сложно. Для этого необходимо четко понимать профиль покупателей, выбирать правильное позиционирование, формировать нестандартный и востребованный ассортимент. В Башкирии, тем не менее, такие вопросы решаются. Что говорит не только о высоком уровне и даже сообразительности продающей стороны, но и о грамотном покупателе, который прекрасно знает, что такое быстрее, дешевле и надежнее. А на такие аргументы попробуй возрази.

Александр ДАНИЛОВ  Ярмарка — это и торговля, и общение.
Ярмарка — это и торговля, и общение.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: