Все новости
Экономика
25 Марта , 11:15

Скажи мне цену, маркетплейс

Интернет-шопинг всё активнее завоёвывает сердца и кошельки россиян

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

В преддверии любого крупного праздника, будь то Новый год или 8 Марта, в пунктах выдачи заказов популярных маркетплейсов наблюдаются очереди. Статистика подтверждает: с каждым годом этот вид покупок становится все более популярным у любых категорий сограждан, от школьников до пенсионеров. Главное — не слишком им увлекаться, а не то оглянуться не успеешь, как впадешь в зависимость.

Полным-полна коробушка

Психологи уверяют, что шопинг чрезвычайно полезен для женской психики и может приносить прекрасному полу даже больше удовольствия, чем секс. А благодаря распространению таких удобных инструментов онлайн-торговли, как маркетплейсы, предлагающие товары на любой вкус и кошелек от сотен производителей, процесс приобретения становится еще более приятным и комфортным. Причем не только для женщин.

— Это же совсем другой уровень шопинга, — восторгалась еще несколько лет назад подруга. — Вот понадобилось мне, допустим, красное платье — представляешь, сколько магазинов нужно обойти, сколько времени потратить, чтобы найти подходящее? А здесь я просто, сидя дома с чашкой чая, зайду в раздел «платья», отмечу нужный цвет, размер, фасон, и останется только выбирать из предложенного списка.

И то верно: просмотреть вожделенные вещички и закинуть их в корзину можно в любое время суток и практически в любых условиях — в постели перед сном, в обеденный перерыв, в автобусе по дороге с работы. Никаких тебе навязчивых продавцов с их фирменным вопросом «Ищете что-то конкретное?» и подозрительными взглядами, если ты слишком долго перебираешь вещи на вешалках. Можешь рассматривать вещь хоть неделями, прежде чем решишься ее заказать, никто и слова не скажет. Отзывы десятков покупателей расскажут обо всех достоинствах и недостатках желанной вещи — хоть и не всегда правду.

Еще несколько лет назад у таких покупок хватало и минусов. Заказывать товар с популярных в те времена иностранных торговых площадок было тем еще квестом. Срок доставки непредсказуем — порой, получив заказанную вещь через месяц-другой, уже и вспомнить не можешь, зачем вообще она тебе понадобилась. С соответствием приехавшего товара его изображению на сайте и обещанному качеству тоже далеко не всегда везло, а вернуть вещь и получить свои деньги обратно было хлопотно и опять-таки долго. Известные отечественные маркетплейсы таких недостатков и рисков лишены: все приходит быстро, пункты выдачи заказов с примерочными на каждом шагу. Да еще и заплатить за товар есть возможность не сразу, а только после получения.

Словом, идеальный шопинг? Увы, ничего идеального не существует.

Меня засосала опасная трясина…

Клинический психолог Станислав Самбурский в интервью Life сравнил зависимость россиян от шопинга в интернете с наркоманией. Ему приходилось иметь дело с людьми, которых увлечение покупками на электронных платформах привело к серьезным финансовым проблемам. Люди порой спускали на неудержимое приобретение все новых товаров отложенные на отпуск или крупные покупки семейные деньги, влезали в долги и кредиты.

— Проблема в том, что тратить виртуальные деньги гораздо легче с эмоциональной точки зрения. Деньги физически не проходят через руки, и человек не всегда может осознать, сколько потратил, — объяснил психолог.

Можно обнаружить и другие свидетельства распространения нового «заболевания». Прошлым летом в соцсетях разошелся видеоролик, в котором девушка просит признать популярный маркетплейс игровой компанией и наложить ограничения на оплату покупок. Героиня рассказывала, что спускала на торговой площадке огромное количество денег из семейного бюджета, будучи не в силах остановиться, и в итоге от нее ушел муж.

А в конце прошлого года Telegram-канал «SHOT Проверка», занятый разоблачениями недобросовестных продавцов, выложил историю о жителе Подмосковья. Мужчина так устал от бесконечных покупок своей супруги на маркетплейсах, что задумался о создании центра реабилитации для тех, кто впал в зависимость от онлайн-магазинов. Он даже придумал несколько шуточных методик — обряды изгнания «маркет-демона» и сжигания нераспечатанных посылок на костре, и написал об этом на своем сайте. Но неожиданно ему стало писать множество людей, нуждающихся в подобном лечении своих близких.

Психологи уверяют: опасность интернет-шопинга заключается в том, что, по сути, человек покупает не товар, а эмоции, которые вызывает изображение предлагаемого продукта, красивая картинка в интернете. Такого шопоголика больше увлекает сам процесс выбора, чем обладание всеми этими вещами.

— Я иногда отказываюсь от уже пришедших вещей не потому, что они мне не подошли — просто понимаю, что нахапала лишнего сгоряча или денег уже впритык осталось, — признается подруга.

А в интернете предлагается такой рецепт борьбы с зависимостью: положить понравившуюся вещь в корзину, не оплачивая, и каждый день рассматривать ее, радуясь, как будто уже купил и ожидаешь доставки. Через неделю 90% таких отложенных вещей или разонравится, или нужный цвет и размер уже раскупят, уверяет автор идеи. А если не разонравится — значит, стоящая вещь, надо брать, дополнили читатели.

А их всё больше

Тем временем российский рынок электронной коммерции переживает бурный рост, который стартовал после начала пандемии, когда электронные покупки резко стали доступнее и безопаснее привычных. В 2020 году оборот этого рынка вырос на 57% к предыдущему году и составил 2,7 трлн рублей. В 2021 году — еще на 51 процент, в 2022 году — на 46 процентов, в 2024-м — еще на 43 процента. Когда этот процесс остановится, неизвестно. Кстати, развивающиеся отечественные платформы быстро оставили некогда очень популярный «Алиэкспресс» далеко позади, особенно после 2022 года, когда усложнилась система оплаты и логистики для заграничных магазинов.

На начало 2024 года пятерка самых популярных в России маркетплейсов выглядит так. Лидер — «Озон»: он получает 34,8 процента всего интернет-трафика покупателей. Почти не отстает от него «Вайлдберриз» — 34,4 процента. Третье место занимает «Яндекс-маркет» с долей 16,2 процента, далее идут «Мегамаркет» и «Алиэкспресс». А всего россияне заглядывают в эти магазины около 1,26 млрд раз в месяц.

Изучены и клиенты: «женской» площадкой считается «Вайлдберриз», женщины пользуются им на треть чаще мужчин. Сильный пол предпочитает «Алиэкспресс» и «Яндекс-маркет», а вот «Озон» одинаково нравится всем. Подавляющее большинство покупателей интернет-площадок живут в городах — 96%.

Кстати, Уфа в прошлом году заняла пятое место среди городов-миллионников по росту суммы покупок на маркетплейсах.

Именем закона

Между тем в российском законодательстве официального термина «маркетплейс», как и документа, который регламентировал бы работу таких площадок, пока нет. Торговые онлайн-площадки подпадают под закон «О защите прав потребителей» и рассматриваются как агрегаторы товаров, которые выступают посредниками между продавцами и покупателями, но не являются онлайн-магазинами.

В сентябре 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», которые должны закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность за недостоверную информацию на таких площадках и некачественный товар. Сейчас этот документ находится на доработке. Кроме того, правительство РФ предложило придумать альтернативу слову «маркетплейс» — возможны варианты «виртуальная торговая площадка» или «виртуальный торговый посредник».

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

С отечественными маркетплейсами в последнее время связано не меньше скандалов, чем со звездами шоу-бизнеса. То они вводят незаконные доплаты и комиссии, то сотрудники протесты устраивают. Бывают и вовсе курьезные случаи.

Осенью 2023 года продавцы популярной электронной торговой площадки лишились двадцати миллионов рублей из-за новой мошеннической схемы. Как сообщил телеграм-канал «112», злоумышленники взломали аккаунты предпринимателей и уменьшили цены на все товары в каталогах. Люди их активно заказывали, а продавцам пришлось платить штрафы за массовые отказы продавать свой товар за копейки. В чем смысл этой махинации, пока не установлено — возможно, в конкурентной борьбе продавцов.

В июне 2023 года сотрудники российского маркетплейса страдали от запахов органического удобрения. Покупатели массово заказывали куриный, коровий или конский навоз, а в результате
посылки с ним хранились в пунктах выдачи заказов по несколько дней, «благоухая» и распугивая клиентов. Продавцы обратились к руководству с просьбой отказаться от данного товара, те обещали принять необходимые меры, сообщило издание «Подъем» со ссылкой на пресс-службу маркетплейса.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: