Все новости
Экономика
20 Сентября , 11:15

Потенциал есть. Как запустить его в дело?

Сегодня в Уфе начинается деловая часть Международного конгресса «Транспорт и строительство»

О необходимости структурной перестройки российской экономики говорят на всех уровнях, представители всех ее отраслей. И не только специалисты и ученые, но и высшие чиновники, что очень обнадеживает — видимо, настолько назрела необходимость.

При этом доминирует мнение, что реализация экономического потенциала страны невозможна без роста уровня жизни населения. По словам члена правления Вольного экономического общества РФ, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, «большая часть расходов домашних хозяйств — это продукты питания и обязательные платежи, что связано со сложившимся уровнем цен и базовым низким уровнем доходов». Об этом же свидетельствует картина на рынке жилья в Башкирии: несмотря на потуги центральных властей и банков по снижению ипотеки, многим она по-прежнему не по карману. Даже если будет сведена на ноль процентов, как говорят специалисты, вряд ли 80-тысячная очередь нуждающихся в жилье убавится. Чтобы решить накопившиеся в строительной отрасли проблемы, нужен целый комплекс мер, ведь мы обязаны к 2030-му сдавать в год не три миллиона «квадратов», как сейчас, а четыре.

Как нарастить объемы вводимого жилья, как повысить его качество и сделать более доступным? На эти вопросы будут искать ответы участники конгресса.

Транспорт — отрасль очень разветвленная: наземный, подземный, водный, воздушный. Причем в каждой ветке свои деления: грузовой, пассажирский, железнодорожный, авто. Каждое ведомство со своим «суверенитетом» и «конституцией».

Но, несмотря на конкуренцию, надо слаживаться. Взять хотя бы такой факт. В минувшее воскресенье в рамках конгресса стартовал российский конкурс профессионального мастерства водителей грузовиков. А конкурс водителей автобусов? А такси?

Тем более сегодня с таксистами полная неразбериха: они кочуют от одной «крыши» к другой, захотят приедут на вызов, не захотят — нет. Если заказ невыгоден, ссылаются на технический сбой связи.

Россия — самая большая в мире страна, а транспорт, дороги не отвечают ее размерам. Хорошо, что наконец-то взялись за прокладку скоростной автомагистрали на восток Москва — Казань — Екатеринбург. Приятное событие — закладку камня в Илишевском районе, возвещающую о начале строительства, — приурочили к конгрессу. Правда, одна такая торжественная закладка 30 лет назад, в честь начала проходки уфимского метрополитена, оказалась холостым выстрелом. Хотя, кто знает, может, еще не настало время? Может, жизнь заставит вернуться к идее уфимской подземки? По примеру других развивающихся мегаполисов. Возможно, на конгрессе о том камне тоже вспомнят.

Такие форумы нужны, особенно в периоды политической и экономической напряженности. Для выяснения взглядов, перспектив. У нашей экономики большой потенциал, но и в отставании в некоторых отраслях уже признались публично. Тут хочется сослаться на книгу «После юбилея» известного в стране и мире, и особенно в Башкирии, транспортника-трубопроводчика, заслуженного строителя РФ, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора Олега Иванцова, в которой он написал с долей юмора: «Говорят, американцы думают стоя, англичане — сидя, французы — лежа, а русские — после. Поистине после осознаем — не ведая, что творим». Вот и сегодня у нас вдруг как будто открылись глаза на серьезные упущения и ошибки. Что же, нам не привыкать догонять и перегонять.

Мы попросили высказаться о форуме известных строителей и транспортников. Что они ждут от него?

Рашит МАМЛЕЕВ, председатель Совета ассоциации «Союз строителей РБ»:

— Радует, что у конгресса статус международного и будет много круглых столов по разным темам. Это не просто очередная выставка, как было традиционно: тут и транспорт, и строительство жилья, и жилищно-коммунальное хозяйство. В строительной отрасли накопилось много проблем. Одна из острейших — нехватка кадров. Например, каменщиков. Как лето — так их не найти для строек. Если и найдешь, то они заламывают такие цены! Остро не хватает отделочников — маляров, штукатуров, плиточников. У нас в союзе около 700 организаций, они на 25 — 30 процентов недоукомплектованы рабочими. Мы ежегодно проводим конкурсы профессионального мастерства с целью пропаганды строительных специальностей. Конечно, лучшая пропаганда — высокая зарплата, к сожалению, она в среднем составляет 43 — 44 тысячи рублей. Это очень мало для такой тяжелой работы, требующей и мастерства, и образования. Я уже лет десять настаиваю на том, чтобы профессиональные училища передали из министерства образования в министерство строительства. Это будет логично.

О доступности жилья. Надо вернуть крупнопанельное индустриальное домостроение. Для этого должна быть разработана государственная политика, чтобы индустриальное домостроение, а оно может быть только поточным, конвейерным, получило на годы вперед земельные участки, проектную документацию, чтобы без остановки вести монтаж. Тогда квартиры станут намного дешевле. Частный застройщик никогда не решит проблему очередников, так как он нацелен только на коммерческое жилье.

Руслан ГАРИПОВ, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РБ:

— Прежде мы ежегодно проводили форум «Транспорт Урала», нынче решили сделать его более масштабным. Приезжают министры федерального уровня, руководители госкорпораций, министры из семи соседних регионов. В рамках доклада о концепции развития федеральных дорог состоится знаменательное событие — закладка камня в Илишевском районе в честь начала строительства на территории республики дороги М-7, которая идет в составе новой скоростной федеральной магистрали М-12. Участники конгресса услышат интересные доклады о новых технологиях строительства, которые позволят увеличить сроки службы дорог, повысить их качество.

В железнодорожном транспорте нам предстоит развивать сеть дорог, обновлять подвижной состав. Планируем пополнить парк востребованными у населения «Ласточками» и «Орланами», открыть новые направления.

Ознакомим потенциальных инвесторов с планами по открытию на реке Белой туристических маршрутов до Бирска, Дюртюлей, Агидели. Пока у нас существует только прогулочный маршрут вдоль набережной в Уфе. Нам предстоит построить причалы, чтобы принимать пассажирские суда из других регионов. Для этого ищем инвесторов, конгресс — удобная площадка для этого.

Предлагаем развитие малой авиации общего назначения. Для этого намечено возрождение аэропортов в Стерлитамаке, Сибае, Нефтекамске и строительство новых за счет инвесторов. Рассматриваются также варианты строительства вертолетных площадок на локальных туристических точках.

Халит БИКМУХАМЕТОВ, генеральный директор АО «Востокнефтезавод-монтаж»:

— Международный конгресс — редкая возможность обсудить наболевшие проблемы отрасли и даже конкретных компаний с руководителями высокого ранга. К сожалению, почему-то представители сферы промышленного строительства на него не приглашены. Конечно, в последнее время, я считаю, многое сделано и делается руководителями страны по поддержке жилищного строительства. У организаций же, занятых промышленным строительством, сложилось просто катастрофическое положение. Сегодня делается попытка им помочь через мораторий на банкротство, который ввели на полгода. Этого явно недостаточно. То, что мораторий был предложен на полгода, позволило не «пустить под нож» целые коллективы, но не выправить ситуацию. Мы очень надеемся, что он будет продлен на год-полтора, потому что для восстановления платежеспособности предприятия и численности нужен именно такой срок.

Сегодня наблюдается большой спрос у крупных, да и у мелких организаций на новые объекты, в то время как в некоторых регионах озвучивается предложение, что надо приглашать на наши стройки корейцев и других иностранцев. В то же время существующие отечественные компании исчезают одна за другой. Это очень серьезный вопрос. Да, к нашим строителям есть претензии по части организации труда, квалификации, но они устранимы.

Огромный вопрос к заказчикам по документации — ее расплодилось немерено. Затраты на содержание специалистов для ведения документации выросли, что не дает возможности поднять оплату труда рабочих. Если прежде специалистов «по бумаге» на участке было один — полтора человека, то теперь их четыре-пять, а то и восемь. Эта тема должна стать заботой обеих сторон — и заказчиков, и строителей, чтобы деньги не распылять, а квалифицированный рабочий, который сегодня в дефиците, получал бы достойную зарплату.

Сергей ПАСКИН, заместитель генерального директора ГУП «Башавтотранс»:

— Наше предприятие выступает и как партнер, и как участник конгресса. На нас возложено обслуживание: будем перевозить гостей, для этого подготовили 14 автобусов. Ответственность большая, но опыт у коллектива есть: в прошлом году мы перевозили участников Всемирной фольклориады и финала национального чемпионата «Молодые профессионалы».

За последние четыре года благодаря помощи региональной власти обновили более половины парка техники. На конгрессе представим два новых автобуса, оснащенных цифровыми технологиями. В частности, в них есть система информирования пассажиров, ГЛОНАСС, кондиционеры, для водителя так называемое устройство «Антисон». Кондукторы у нас остались только в автобусах с тремя дверьми. Кстати, мы единственное предприятие в стране, организующее конкурс профмастерства для кондукторов. К нам обращаются из других регионов за опытом. Коллектив трудится под девизом «Качество и культура транспортного обслуживания. Внимание каждому пассажиру». У нас полный соцпакет, белая зарплата. На конгрессе покажем все свои достижения и заодно поучимся у других.

Павел ЮРЧЕНКО, директор судостроительного завода «Агидель»:

— Все жалуются на обмеление Белой, при этом никто не обращает внимание на типы грузовых судов. У нас в стране внутренние водные пути устроены так (по велению Сталина), чтобы враг на крупных судах ни с Черного, ни с Балтийского, ни с Белого морей не прошел в Волгу. Теперь о шлюзах. У Беломорского канала ширина 17 метров, Волго-Донского — 17, от Перми по Волге до Каспия ширина шлюзов 30 метров. Вместо того, чтобы жаловаться на обмеление рек, нужно строить новые суда — широкие, что позволит довести осадку всего до метра. Широкие суда, до 28 метров, смогут везти пять тысяч тонн груза при осадке в метр. Так что при строительстве новых судов надо учитывать нынешнюю глубину рек.

При Екатерине II Стерлитамак был речным портом, возили соль, при этом никаких крепостных с лопатами, углубляющих реку, тогда замечено не было. Сегодня на Белой весь флот — это один «банкетовоз» «Чайка». Флота нет! Нужно строить новый. Нужно строить железную дорогу от Уфы до Агидели, чтобы последнюю соединить с нефтехимией Салавата, Стерлитамака и Уфы.

Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас в