Все новости
Экономика
12 Сентября 2022, 13:15

Доходы в казну — сполна и вовремя

Задачи казначейства остались теми же, инструменты меняются

Всем известно: от того, насколько богата государственная казна, зависит очень многое.

Каким образом она пополняется, какие новшества повлек за собой переход на систему казначейских платежей и что изменится для налогоплательщиков в ближайшем будущем, «РБ» рассказала руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Светлана МАРВАРОВА.

Пятьсот миллиардов за полгода

— Светлана Ревмеровна, чем занимается ваше ведомство, какова его роль в поступлении доходов в бюджетную систему страны?

— Задачи современного казначейства остались теми же, что и в 1775 году, когда в России впервые была сформирована Казенная палата: «Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, дабы доходы куда надлежит доставлены были, дабы доходы в целостности сохранены были».

К этому определению можно добавить, что Федеральное казначейство — это транзакционная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований. С 1 января 2021 года действует новая модель Единого казначейского счета (далее — ЕКС), на котором ведутся счета всех публично-правовых образований, консолидируются денежные потоки и остатки денежных средств.

Одной из ключевых функций Казначейства России является учет всех доходов бюджета. Для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений в Отделении Банка России — Национальном Банке Республики Башкортостан на едином казначейском счете № 40102 Управлению открыт казначейский счет № 03100 «Средства поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в системе казначейских платежей». Согласно Бюджетному кодексу РФ, на этот счет зачисляются все поступления, которые формируют доходную часть бюджетов.

— Какой денежный поток проходит через Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан?

— Надо сказать, Башкирия входит в число крупнейших регионов по поступлениям доходов в бюджетную систему Российской Федерации, и доходы с каждым годом растут. Так, за первое полугодие 2022 года перечислено более 500 млрд рублей.

Это всевозможные поступления в бюджет, налоги и платежи физических и юридических лиц. Из этой суммы в федеральный бюджет направлено около 190 млрд рублей, в республиканский — около 100 млрд рублей, часть поступлений направлена в местные и внебюджетные фонды, а также иным получателям.

Вместо трёх дней — один

— В прошлом году казначейство перешло на систему казначейских платежей. Если коротко, в чем преимущества данной системы?

— С 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей». В соответствии с ним Бюджетный кодекс Российской Федерации пополнился новыми главами — «Система казначейских платежей» (далее — СКП) и «Казначейское обслуживание» (далее — КО).

Под СКП понимается совокупность участников и оператора системы казначейских платежей, взаимодействующих по правилам организации и функционирования системы казначейских платежей. Иными словами, в данной системе ежедневно осуществляются операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство выступает в роли оператора, участники СКП делятся на две группы: прямые (Федеральное казначейство, финансовые органы, органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, счета которым открыты в Федеральном казначействе) и косвенные (получатели средств бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетные и автономные учреждения субъектов Российской Федерации и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, счета которым открыты в финансовых органах субъектов Российской Федерации).

Благодаря переходу на СКП и КО значительно увеличилась скорость доведения средств как в бюджетную систему Российской Федерации, так и из бюджета в адрес организации (ранее в течение трех рабочих дней, сейчас в течение одного). К числу плюсов внедрения СКП также можно отнести возможность управлять свободными остатками денежных средств не только федерального уровня, но и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; применение современных банковских и иных платежных технологий; минимизацию наличного денежного обращения.

Таким образом, создание системы казначейских платежей призвано обеспечить качественно новый уровень казначейского обслуживания клиентов. Моментальность проведения платежей является ключевым направлением развития платежной индустрии.

— С какими проблемами пришлось столкнуться при переходе на СКП?

— Наибольшая проблема управления в ходе работы по учету поступлений и их распределению в бюджетную систему, — это невыясненные платежи. Работа с ними требует немало времени и сил. При этом объем невыясненных платежей постоянно увеличивается: ежедневно по банковской выписке поступает около двух процентов некорректно оформленных платежных документов.

Кроме стандартных причин (неверно указаны значения ИНН и кода причины постановки на учет получателя платежа, кода бюджетной классификации, кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований), с 2021 года появилась новая причина зачисления на невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет. Это указание неверного номера казначейского счета.

Если в платежном документе не заполнен хотя бы один из обязательных реквизитов, это уже является основанием учитывать поступивший платеж как невыясненный. Практика показывает, что ошибки при оформлении расчетного документа совершают как сами плательщики, так и сотрудники кредитных организаций. В результате указанные платежи попадают в разряд невыясненных поступлений и подлежат уточнению администратором доходов бюджета.

— Что делать плательщику в случае, если поступивший платеж зачислен на невыясненные поступления федерального бюджета из-за неверного указания обязательных реквизитов?

— На официальном интернет-сайте управления ufa.roskazna.gov.ru в разделе «Документы. Учет и распределение поступлений/ Перечень документов, представляемых в органы Федерального казначейства» размещены образцы заявлений о возврате ошибочно перечисленных денежных средств, требования к возврату и памятка посетителям сайта, в которых подробно изложено, какие документы необходимо направить в адрес управления для возврата ошибочно перечисленных денежных средств.

— В какие сроки можно обращаться за возвратом денежных средств?

— По закону, в течение трех лет со дня уплаты платежа. Но считаю необходимым обратить внимание плательщиков и особенно администраторов доходов бюджета вот на какой момент. В соответствии с законодательством, управление ежемесячно не позднее пятого рабочего дня каждого месяца уточняет невыясненные поступления, зачисленные в федеральный бюджет, по которым не осуществлен возврат (уточнение) по истечении трех лет со дня их зачисления на единый счет федерального бюджета, на код бюджетной классификации для учета прочих неналоговых доходов федерального бюджета. То есть после уточнения денежных средств в федеральный бюджет вернуть или уточнить платеж на другие коды бюджетной классификации невозможно.

Это значит, что администратор доходов бюджета строго в установленные законодательством сроки, а именно не позднее 20 рабочих дней со дня получения запроса на выяснение принадлежности платежа, предоставляет в управление уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Оно должно содержать информацию, позволяющую идентифицировать платеж, распоряжение о переводе денежных средств либо информацию об отказе в принадлежности денежных средств.

Всё о долгах в единой системе

— В целях оптимизации взаимодействия государственных органов, граждан и организаций по вопросам перечисления различных платежей в бюджет функционирует специальная система — Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах. Что такое ГИС ГМП для граждан?

— Прежде всего это инструмент получения информации о задолженностях перед бюджетом. Для этого необходимо обратиться в любой банк или скачать приложение, подключенное к ГИС ГМП. Штрафы, долги по налогам и иным платежам, начисляемым в соответствии с законодательством, фиксируются в базах данной системы. По запросу сведения о них передаются заинтересованным лицам.

Информационная система ГИС ГМП также позволяет не только гражданам, но и организациям получать информацию об имеющимся у них обязательствах перед бюджетами.

Кроме того, казначейством реализован бизнес-процесс приема платежей в бюджет по уникальному идентификатору начисления (далее — УИН), то есть вместо платежных реквизитов (а их порядка двадцати) плательщику предоставлена возможность указать только один — УИН. Это упрощает контроль за корректным оформлением платежей в бюджет и, как следствие, ведет к сокращению количества платежей, зачисляемых на невыясненные поступления.

Однако чаще всего в Управление поступают письма от плательщиков о том, что, например, штраф они оплатили, а в ГИС ГМП информация о факте уплаты не отразилась. Почему так происходит? Информация в ГИС ГМП об уплате платежа выгружается в автоматическом режиме по реквизитам, указанным в платежном поручении, и сопоставляется с начислением о платеже. При платежах в бюджет УИН указывается в поле 22 «Код платежного поручения». Если плательщик укажет УИН в поле «Назначение платежа» или вообще его не укажет, то в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» штраф считается неоплаченным. В случае, если оплаченный штраф не отразился в ГИС ГМП, в целях корректного отражения факта оплаты в ГИС ГМП плательщику необходимо обратиться с письменным заявлением в кредитную организацию, через которую осуществлена оплата, для выгрузки корректной информации по соответствующему УИН.

С 1 января 2013 года граждане имеют право получать государственные и муниципальные услуги без предъявления квитанции об оплате.

— Какие новшества по учету поступлений и их распределению между бюджетами ожидаются в ближайшем будущем?

— С 1 января 2023 года всем гражданам и юридическим лицам предстоит перейти на новый способ уплаты налогов, сборов и страховых взносов на единый налоговый счет. ЕНС — это особая форма учета, которая будет отражать в рублях совокупную обязанность налогоплательщика перед бюджетом и его единый налоговый платеж (ЕНП).

Эксперимент по внедрению ЕНП стартовал 1 июля 2022 года и продолжится до конца текущего года. Управлению предстоит большая совместная работа с органами Федеральной налоговой службы по переходу на ЕНС.

Автор:Татьяна КРУГЛОВА
Читайте нас: