Все новости
Экономика
26 Августа 2022, 13:15

Приключения электроники

Многие товары, подорожав весной, потеряли в спросе и в ассортименте

Александр ДАНИЛОВ  Меняются шильдики — суть остается прежней.
Меняются шильдики — суть остается прежней.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Стиральная машина сделала «пф-ф-ф-ф» и замерла на полуобороте.

Дежурное тыканье на все кнопки, отчаянная мантра «Ну как так-то?! Почему сейчас?!» ни к чему не привели. Оперативно вызвоненный мастер, узнав модель и бренд стиралки, недовольно пробурчал: «Посмотрим, таких уже не выпускают, ничего не гарантирую», но приехать пообещал. А корреспонденты «Республики Башкортостан» волей-неволей отправились по магазинам электроники и бытовой техники, ибо сфера эта, по слухам, с марта стала зоной кризиса.

Дорогие гости

Гипермаркеты, равно как и небольшие магазины бытовой техники, встретили нас практически пустыми залами, если говорить о покупателях, полными полками и охочими до разговоров менеджерами. Ну знаете, такими людьми, которые словно из-под земли вырастают за твоей спиной и вкрадчиво вопрошают: «Вам помочь-с?»

В первую очередь бросилось в глаза практически полное отсутствие японских брендов. Ах, эти чуждые нашему языку, но притягательные потребительскому зуду названия вроде «панасоников», «шарпов», «мицубисей», «хитачей» и «тошибы» — они ушли, не обещав вернуться, из официальных торговых сетей, но вовсю продолжают торговаться на маркетплейсах и онлайн-классифайдах. Может быть, и на складах торговых марок лежат их запасы, ожидая удобного часа, кто знает?

— В феврале-марте подорожало все, у нас тогда смели почти весь запас холодильников, стиралок, плит и посудомоек. Похоже, теперь шопоголики одумались, дефицита нет, да и цены поползли вниз, мы вот вернули рассрочку на технику, послепродажный сервис тоже никуда не делся, — охотно рассказывает нам менеджер Алексей.

Подспудное вечное ожидание чего-то плохого сыграло с покупателями дурную шутку. Ажиотаж на фоне «ухода» европейских, американских и японских брендов, помноженного на зимние тахикардические метания валютного курса, привел к росту цен на бытовую технику и электронику. Теперь закупленные впрок излишки выплывают в объявлениях на «Авито», а магазинные цены нехотя пошли по наклонной.

Цифры

По данным Башкортостанстата, за полгода цены на электротовары и другие бытовые приборы выросли на 26 процентов. Больше всего подорожали пальчиковые батарейки — почти на 40 процентов, меньше всего — электрочайники (плюс 11 процентов).

— Рост цен произошел потому, что следующий закуп техники в марте происходил по новой цене. Да и логистически было непонятно, как доставлять товар до мест продажи. Они, условно, закупили товар за 100 рублей, а продают за 150 из-за прогнозируемого уровня инфляции. Но когда ожидания и опасения не подтвердились, ценовой спад неизбежен, пусть и не до первоначального уровня, — объяснял региональным депутатам причины ажиотажа глава минторга Алексей Гусев. И мы натурным опытом убеждаемся, что невидимая рука рынка за полгода все отрегулировала.

Сервис без гарантии

До сих пор покупатели с опаской подходили к выбору электроники и бытовой техники, которую начали ввозить по параллельному импорту. Что ни говори, но сила привычки к известным брендам — вещь устойчивая. И если нет вопросов к фактической замене по годовой гарантии для всего ассортимента, то наиболее практичные люди задумываются о том, что будет, если техника выйдет из строя через два-три года.

Продавцы-консультанты такую обеспокоенность разделяют и не скрывают скепсиса относительно ушедших с российского рынка брендов в среднесрочной перспективе.

— Вот смотрите, в продаже у нас есть практически все то же самое, что и в начале года. Тот же Bosh, Siemens, Samsung, Gorenie, Philips и Tefal. Но я, честно говоря, не рекомендую их к покупке, потому как за пределами годовой гарантии мы не можем вам твердо обещать, что вы быстро и надежно получите нужные запчасти к этим маркам. С комплектующими в легальном поле пока не все ясно, — предельно откровенно поясняет на фоне полок «голос за спиной» по имени Владимир.

Но для чего переживать рядовому покупателю? Ведь продавцы обязаны сами решать эти вопросы, искать пути, чтобы недостатки в товаре исправил либо сам, даже официально ушедший из России, производитель, либо аккредитованный ремсервис. Обжегшись несколько раз на безвременно почившем брендовом аппарате, покупатель сам проголосует рублем за оптимальную технику. Да, официальные запчасти для сервиса иногда невозможно завезти из-за санкций, и придется пользоваться аналогами. Ретейлеры этого и не скрывают. Хочешь держать марку — принимай на себя и риски…

Опрошенные «Республикой Башкортостан» эксперты признались, что пока новые логистические цепочки нестабильны, а цены, соответственно, непредсказуемы. А немного подорожает, возможно, бытовая техника и электроника в некоторых категориях еще и потому, что бизнес примет на себя гарантийное обслуживание. Впрочем, это, как вы понимаете, касается именно товаров «гордых» премиальных, или, как их еще называют, А-брендов. А кто им идет на смену? И почему на, условно говоря, новичков следует обратить внимание?

Турция не заграница

Ушедших западных производителей активно заменяют бренды из других стран. Например, заметно растет спрос на телевизоры из Китая. Разворачивается торговля бытовой техникой из Узбекистана и Турции. Там, глядишь, Иран и Латинская Америка подтянутся.

Вспомним всех поименно. Дилемму «уйти нельзя остаться» каждый из всемирно известных западных производителей для российского рынка решил по-своему. Попрощались, по крайней мере публично, шведский Electrolux со своими Zanussi, AEG и McCulloch, с марта Samsung, Bosch, LG и другие остановили поставки в Россию (но, как выясняется, нашли они другие пути). Крупная бытовая техника в стране вначале подорожала в среднем на 50 процентов, спрос на нее увеличился в 2,5 раза, но в августе упал процентов на 30, а цены по некоторым сегментам вернулись на февральский уровень.

Но им на смену хлынули как бы китайские и турецкие производители, да еще в топку подбрасывают узбекские, казахские, белорусские. Это, по сути, те же заводы известных «гордо ушедших» брендов, только им теперь придумывают новые марки. Вы не можете не заметить появление Sсhaub Lorenz, Korting, Kimtigo, Akimojeba и других — а это качественные китайцы.

Например, узбекский производитель Artel, на мощностях которого выпускается, к слову, продукция Samsung, поставляет нам холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, телевизоры, кухонные плиты, пылесосы и кондиционеры.

Их объемов хватит, по словам экспертов, чтобы покрыть до трети потребности российского рынка.

Не за горами возобновление поставок и привычных марок. Владелец брендов Indesit и Hotpoint (Whirlpool EMEA S.p.A) продает российский бизнес производителю Beko и Blomberg. И добро пожаловать в прошлое.

Так что прошаренным менеджерам торговых сетей приходится долго объяснять недоверчивым покупателям тот или иной нюанс, который сводится фактически к одному.

— Это тот же Samsung, а это, а это… Но вот я вам прямо скажу, что турецкие стиралки сделаны аккуратнее, чем китайские, не критично, но на цене отражается, — разжевывает нам уже вышеупомянутый Алексей. И в самом деле, зеленодольский и красноярский или узбекский товар отличается от фирменного только буковками на передней панели. Так, я все никак не мог разобрать латиницу на телевизоре, а потом дошло… «Бирюса». По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, в России производится 90 процентов стиральных машин и холодильников, которые продаются на внутреннем рынке. Такая же ситуация с жидкокристаллическими телевизорами и компьютерами.

В крупных торговых сетях подтвердили «Республике Башкортостан», что сейчас цены во многом держатся на уровне февраля или ниже. Все, кто хотел или боялся, «перезакупились». Мониторинг цен на маркетплейсах и в интернет-магазинах показал, что практически все цены стабилизировались, и даже начался откат. Кроме того, на фоне охлаждения спроса в магазинах вернулись к программам лояльности, скидкам и стали давать рассрочку на покупку.

Возвращаясь к осознанному потреблению, должен признаться, что мастер «вылечил» подбирающуюся к двадцатнику стиральную машинку «Вятка», которую уже и не выпускают с нулевых, и меня — от потребительского зуда. Работает, радуя домашних, и престарелый десятилетний «Атлант». Как там говорил век назад любезный сердцу Илья Ильф: «Зачем мне вечная игла для примуса? Я не собираюсь жить вечно. А если бы даже и собирался, то неужели человечество никогда не избавится от примуса! Какая безрадостная перспектива».

Дословно

Алексей ГУСЕВ, министр торговли и услуг РБ:

— Основной причиной роста цен являлся произошедший разрыв логистических и производственных цепочек, сокращение импортных поставок на фоне внешних санкций, а также ослабление рубля и всплеск потребительского спроса на отдельные товары. На сегодня товар присутствует на полках в необходимом количестве, ажиотаж схлынул. Наш мониторинг показал, что цены действительно стабилизировались — по многим позициям мы видим снижение. Дефицита товаров на полках ретейла, как регионального, так и федерального, мы не наблюдаем.

Статистика знает всё

К началу лета статистики республики опубликовали результаты комплексного наблюдения условий жизни местного населения, из которых следует, что жители Башкирии предпочитают из бытовой техники холодильники и стиральные машины.

Так вот, горожане республики обеспечены холодильниками на 100 процентов, стиральными машинами на 98,4 процента, а сельчане — на 99,7 и 96 процентов. Хуже всего дело обстоит только с наличием у жителей кондиционеров, у сельских домохозяйств они есть только в каждом десятом доме, в городе — в каждом пятом.

Автор:Денис БОРОДИН
Читайте нас: