Первый форум садоводов нашей республики под названием «SMART-садовод» состоялся в середине апреля. Им нынче подфартило: из бюджета Башкортостана на поддержку садоводства и огородничества выделено 100 млн рублей, эти деньги пойдут на дорожную инфраструктуру и решение проблем электроснабжения СНТ. Радий Хабиров отметил особую социальную значимость садоводства: около полумиллиона жителей республики имеют участки, по этому показателю мы занимаем седьмое место в России. И, судя по всему, популярность дачно-огородной жизни в ближайшее время будет только увеличиваться.
— Дача нам досталась в наследство от тещи, — поделился недавно старый приятель. — Она ее обожала и все уверяла нас с женой, что мы без этой халупы на шести сотках никак не проживем. Хотя любовью к садоводству мы никогда не отличались. И ведь как в воду глядела!
Пара средних лет лишь посмеивалась над маминой страстью и, вынужденная регулярно помогать с садово-огородными работами, честно предупреждала: получив такое наследство, вкалывать на грядках они нипочем не станут, продадут участок первому желающему. Бодрая 70-летняя теща тоже посмеивалась, но недоверчиво. А в 2019 году ее не стало — там же, на грядках, по жаре инфаркт и «заработала».
Сад следующей весной, конечно, собирались продать — отдыхать привыкли на заграничных курортах, а не на грядках, но что-то пошло не так. Коронавирус легким движением руки отменил все курорты и поездки, и оказалось, что кроме дачи отпуск-то провести и негде. Тем более что и маленьким внукам отдых на природе нужен.
Некоторые депутаты Госдумы в 2020 году даже объявили дачу главным средством спасения от коронавируса, помогающим «рассредоточиться, самообеспечиться и самоизолироваться». Россияне же устроили самый настоящий дачный бум:
загородные дома и участки разлетались как горячие пирожки. Покупали и брали в аренду жители крупных городов все подряд — от скромных садовых сарайчиков до роскошных коттеджей и таунхаусов, смотря кому что по карману. А иные просто вспомнили про подобное наследство и отправились расчищать и благоустраивать заброшенные участки, ремонтировать обветшалые садовые домики. В их числе оказалась и семья приятеля.
Кстати, по подсчетам крупных ретейлеров, спрос на товары для загородных домов и участков в теплый сезон 2020 года увеличился аж в семь раз. Максимально активно сограждане скупали все, что помогало комфортно обустроиться и скрасить летний отдых на даче: надувные и каркасные бассейны, садовые качели, батуты, спортивный инвентарь, беседки, грили и мангалы, многие также озаботились провести на дачу интернет. Такая тенденция сохранилась и в 2021 году.
— Мы думали перекантоваться на даче, пока пандемия не отступит, а потом ее все-таки продать, — продолжил приятель. — Но не тут-то было: в этом году еще больше причин не только отдохнуть поближе к дому, но и урожаем озаботиться — похоже, из-за санкций вскоре грядет очередной экономический кризис. Так что готовимся трудиться на грядках, да и опыт какой-никакой уже есть. Права оказалась теща: в наше время вечных катаклизмов без своего клочка земли никак не прожить.
Интерес дачников в этом году и впрямь смещается с бассейнов и гамаков на грядки: этому весьма способствуют растущие цены на плодоовощную продукцию. Борщевой набор сам себя не вырастит, и новые наблюдения экспертов торговли гласят: в марте — апреле 2022 года семян и удобрений народом закуплено на 50%, а садового инвентаря в два раза больше, чем в 2021-м.
Гораздо активнее, чем раньше, скупают садовую технику и аксессуары импортного производства. Как говорят эксперты, связано это не только с внезапно проснувшейся страстью к садоводству, но и с опасением, что товары вскоре могут пропасть с полок магазинов. Они же уверяют, что особо беспокоиться на этот счет не стоит: большая часть техники для сада и огорода производится в Китае, а садовый инвентарь — в основном отечественного производства.
Оно и неудивительно: кому такой товар нужен, кроме россиян? Разве что ограниченному контингенту немцев, которые на своих «кляйнегартен», как называется их лайт-версия дачи, цветочки сажают. Но там у них не особенно развернешься:
две сотки земли, и каждое телодвижение на участке, даже расположение грядок, необходимо согласовать с руководством садового общества. Так что всем известно: дача — типично российское общественное и экономическое явление, а ударный труд на грядках — наш национальный спорт.
— Нынешние экономические условия вызывают чувство неопределенности, и в этой связи наша, можно сказать, историческая память подсказывает, что важно наличие собственного участка и дачи. Во все времена глобальных перемен в экономике земля людей спасала, давала уверенность, — рассказал «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев.
Очевидцы вспоминают: в голодные 90-е многие семьи кормились благодаря огороду. И в последующие годы интерес к садоводству зависел от общего уровня жизни, резко усиливаясь в кризисы и ослабевая в экономически стабильные периоды.
В период санкций и продовольственного эмбарго 2014 — 2015 годов продажи семян овощей тоже выросли на 50%, а спрос на цветочную рассаду, напротив, снизился.
В 2019 году ВЦИОМ объявил о падении интереса россиян к садово-огородной деятельности. Согласно его опросам, количество дачников тогда снизилось на 8%, а желающих продать свою фазенду — выросло на 22%. Но, как видим, маятник очень скоро качнулся в обратную сторону, и дачи снова на коне.
Кстати, на просторах интернета давно существует множество сообществ, посвященных выживанию в чрезвычайных условиях. Такая онлайн-субкультура называется «выживальщики». И умение выращивать себе еду у них рассматривается как один из важнейших навыков. Даются на таких сайтах и рекомендации по содержанию «апокалиптического огорода»: это прежде всего овощи долгого хранения — картошка, тыква, фасоль, лук, чеснок, морковь, свекла, капуста, кабачки. А также все, что можно засолить, засушить и другими способами заготовить на зиму: огурцы, помидоры, ягоды, зелень. С такими запасами, уверяют «выживальщики», можно пережить хоть пандемию, хоть стихийные бедствия, хоть полный крах экономики. А уж очередной кризис точно переживем.
Однако дача в России — это намного больше, чем место, где можно вырастить себе пропитание. Это некое возвращение городских жителей к своим корням, пусть даже символическое, ведь еще каких-то 100 лет назад больше 90% жителей нашей страны занималось земледелием. А еще очень часто дача — единственное место, где простой обыватель может реализовать свою хозяйскую и творческую жилку, проявить индивидуальность, построить не просто дом, а свой собственный мир.
Даже два выходных, проведенных на собственном участке за городом, способны снять стресс, восстановить силы и душевное равновесие. Рецепт у каждого свой: один снимает стресс ударным трудом на грядках во имя будущих припасов, а другой — общением с природой, ленивым созерцанием зелени и цветов. Кто баньку топит, кто рыщет по окрестностям в поисках даров леса. Главное — разгрузить мозг, что обычно так сложно сделать в городе среди заливающих нас потоков негативной информации.
И не зря за последние десять лет средний возраст садовода снизился с 65 до 45 лет. А это значит, что дачи перестали быть пристанищем исключительно пенсионеров, на природу потянулась и молодежь. Не за урожаем, конечно: за отдыхом на природе. Но мы-то с вами знаем: это лишь первая стадия привязанности к даче. Земле, может, и не все возрасты покорны, но она умеет ждать.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?
Общенародное садово-огородное движение зародилось в СССР в 50-х годах прошлого века. Шесть соток мог бесплатно получить от государства любой желающий. Правда, садоводов тогда не баловали: под участки нередко выдавался земельный неликвид — буераки, болота, крутые склоны. Проводить к садовым товариществам дороги, воду и свет тоже никто не торопился.
Но это никого не останавливало.
О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЦИФРЫ
По данным Росстата, личные подсобные хозяйства и дачи дают до 40% всего объема сельхозпродукции.
По данным ВЦИОМ, большинство жителей России проводят свои летние отпуска на дачах, лишь 14% выбирают отдых на местных или зарубежных курортах.
По данным ВЦИОМ, 61% дачников используют свою землю для выращивания овощей, фруктов и ягод для семейного потребления, а для 23% опрошенных дача — исключительно место отдыха.