Зульфия Насырова раньше работала в налоговой инспекции, проверяла деятельность предпринимателей. «Сейчас вспоминаю, и даже немного неудобно за себя прежнюю, — откровенничает она в разговоре с нами. — Удовлетворение возникало, когда нарушителей выявляла. А ведь можно было и по-доброму действовать: указать на недостатки, посоветовать, как их исправить, а наказывать только злостных нарушителей. Система такая сложилась, что по правилам не всегда сработаешь. Но это уже сейчас поняла, когда сама стала предпринимателем».
Деревня Ижбуляк в Федоровском районе — родина Зульфии. Здесь живут родители, она сама детство провела на ее улицах. И хотя уже давно живет в Мелеузе, открыть собственное дело решила на малой родине.
— Поначалу хотела тепличными овощами заняться, — вспоминает предприниматель первые шаги в бизнесе. — Но потом решила организовать рабочие места для жительниц нашего села. Проблема вымирания малых деревень актуальна для всей страны. Наш район не исключение. И в первую очередь страдают женщины. Если нет работы, нет денег, ни одна нормальная женщина не решится заводить детей. А нет детей — нет деревни.
В некоторой степени согласна с ней в оценке ситуации работница кондитерского цеха Гульнара Латыпова.
— Вкусна ли наша продукция? — переспрашивает она. — А вы посмотрите наши кладовки. Они пусты, мы прямо со стола все отправляем в торговлю, ничего не залеживается. Готовим, как дома.
Теперь в правлении бывшего колхоза «Ижбуляк» кондитеры раскатывают тесто для национального лакомства чак-чак и лепят пельмени.
— Здесь когда-то кабинет председателя был, — вспоминает Гульнара.
— Да нет, — не соглашаются ее товарки, — он сидел в другом кабинете, а здесь бухгалтерия была.
Теперь в бывшем правлении хозяйства кипит совсем другая жизнь. В кондитерском цехе «Буляк» трудятся пять местных жительниц. Они производят в среднем 25 килограммов продукции в сутки, которая сразу же расходится по магазинам. При крупных заказах могут до 40 килограммов увеличить производство, и это пока предел нынешних мощностей. А значит, есть куда расти, есть к чему стремиться. «Где продается выпущенное нами, я даже не могу сказать, — говорит Зульфия Насырова. — Берут торговые базы Стерлитамака и Мелеуза, а куда дальше расходится, не знаю. Торговые сети предлагают сотрудничество, но с нашими объемами мы пока не готовы выходить на большие рынки. Как говорится, лучше меньше, да лучше».
И если кондитерский цех Зульфия организовала как индивидуальный предприниматель, то дальнейшее развитие бизнеса она видит в кооперации. Несколько жителей Федоровского и Стерлибашевского районов в прошлом году организовали сельскохозяйственный кооператив. Было бы лукавством говорить, что они вот так просто объединились. Конечно, не обошлось без деятельного участия Зульфии Насыровой.
— Члены нашего кооператива в основном родственники, — объясняет она ситуацию. — А те, кто не в родстве с нами, близкие друзья. В этом деле без полного доверия не обойтись. Мы решили заняться садоводством и выращиванием ягод для дальнейшей переработки. Основная земля, которую мы взяли под сад, еще окончательно не оформлена в Росреестре, поэтому весной мы засадили ее картофелем. Но скоро с документами у нас будет порядок, и появится полноценный сад: яблони, малина, смородина… А это новые рабочие места.
Продукцию садоводства кооператоры намерены не только перерабатывать, но и подвергать глубокой заморозке, поставляя затем на продажу. Ясно, что это дело не завтрашнего дня — урожай еще нужно вырастить, однако подготовка к будущему производству идет полным ходом.
— В прошлом году мы получили грант в миллион рублей на развитие кооператива, — говорит Зульфия. — В этом можем еще два миллиона получить из положенных трех. Добрать, как говорится. На первые средства купили большую морозильную камеру, тестомесы, раскаточные машины и другое. На новый грант решили приобрести автомобиль-рефрижератор и акустическую морозильную камеру. Она — новейшее слово в пищевой технологии. Можно сказать, что в России еще недавно она была только у уфимской «Пышки», сейчас, может, еще кто-то купил, не знаю. Но мы точно намерены ее приобрести. Тогда и ассортимент сможем расширить, и качество продукции повысить.
В планах у кооператоров — консервация выращенного урожая. «Купили для этого оборудование, — говорит Зульфия. — Но объемов выращенного пока мало: только по несколько соток в двух районах в этом году были заняты клубникой. А покупать на стороне ягоды и яблоки не стали — ориентируемся на свой продукт. Однако в перспективе — будет урожай, будут и консервы. Думаем компоты варить и консервировать. Готовить чак-чак пока не хватает времени, средств и рабочих рук. Но мы развиваемся».
С новым оборудованием предприниматели могли бы и соки производить, однако они трезво оценивают ситуацию на рынке, признавая, что не выдержат конкуренции с крупными производителями в этом сегменте.
— Будем брать не объемами, хотя и это важно, а качеством продукта, — считает Зульфия Насырова. — К примеру, почему наш чак-чак и баурсак сразу нашли своего потребителя? Потому что они пришлись по вкусу покупателям. А как это достигается? Секрет в ручной работе. У нас есть и тестомесы, и раскаточные машины, но для чак-чака требуется особое тесто. Только руками мастериц можно достичь такого результата, какой был у наших бабушек. Наши продукты потому и называются «Бабушкин секрет», что стараемся придерживаться испытанных традиций и вкусовых пристрастий.
Программа создания доходогенерирующих предприятий действует в республике второй год. За это время регион выбился в лидеры по работающим сельскохозяйственным кооперативам. И в первую очередь благодаря таким инициативным людям, как Зульфия Насырова, не испугавшейся кардинально изменить и свою жизнь, и жизнь окружающих. Эти люди, тоже не побоявшиеся довериться ей, поверившие в ее планы, определяют будущее нашей республики. Как сделать так, чтобы их становилось больше? Не мешать, говорят они сами.