Все новости
Экономика
29 Января 2018, 22:59

Прошлись по лесу

Древесина в новом году существенно вырастет в цене

Рубить лес надо, но аккуратно.
Рубить лес надо, но аккуратно.
Эта новость прозвучала из уст министра лесного хозяйства республики Марата Шарафутдинова на заседании комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Госсобрания — Курултая РБ.
Дело в том, что правительство России приняло решение увеличить коэффициент для отпуска древесины с 1,57 до 2,17. То есть общая стоимость древесины в 2018 году будет дороже на 42 — 43 процента. К примеру, если сосна стоила в 2017 году 240 рублей, то в 2018-м стоимость ее составит 408 рублей. За березу год назад просили 142, теперь 205 рублей, отметил министр. И это при том, что решено республиканский коэффициент не поднимать, оставив его на прежнем уровне — 3, хотя ряд субъектов на протяжении многих лет использует коэффициенты от 4 до 7. Такой расклад, безусловно, отразится на рыночной стоимости пиломатериалов. А дерево у нас востребовано, особенно в строительстве. В общем, неприятный для потребителей факт.

Причем древесины у нас, судя по всему, немало. Министр назвал величину расчетной лесосеки в республике — 9,1 млн куб. метров. Это тот объем лесов, который можно вырубить. Только вот освоение расчетной лесосеки, по словам главы ведомства, за девять месяцев прошлого года составило всего 16,1 процента. Хотя этот показатель должен был быть в два раза выше, уверяют эксперты. Ведь в регионе работает несколько крупных лесопромышленных компаний. Кроме того, запланирована реализация новых инвестпроектов компаниями «Акрона», Сибайплитпром, «Кроношпан» — в общей сложности на 2,8 млн куб. метров леса.

И рубить лес, в принципе, необходимо, считают специалисты. Расчетная лесосека из воздуха не берется. Это тщательно высчитанная цифра, отметил Марат Шарафутдинов. По мнению ученых, если человек не будет избавляться от тех самых 9,1 млн кубометров наших лесов, то это за него сделает природа, как говорится, в санитарных целях. Древесина просто сгорит без пользы.

Более того, лесопромышленники обязаны заниматься восстановлением лесов. Есть, конечно, госзадание, по которому в регионе за 2017 год посажено три тысячи гектаров лесов. Хорошо в этом плане поработали и лесопромышленники, засадив деревьями в общей сложности 4,3 тысячи гектаров, что превышает запланированные объемы на четыре процента, констатирует глава минлесхоза. А всего лесовосстановительные работы в республике проведены на площади 14,3 тысячи гектаров.

Депутат Руфина Шагапова выразила мнение, что за некоторыми лесопромышленными предприятиями остаются только пеньки и бездорожье.

— Мне постоянно приходится выслушивать жалобы жителей районов по поводу бездумных действий лесорубов, — сказала она.

— Здесь проблема не в восстановлении, а в уходе, — парировал Марат Шарафутдинов. — Большинство арендаторов и сажают, и восстанавливают леса даже больше, чем от них требуется. А вот обеспечить нормальный уход за насаждениями не могут. Отсюда и неприглядный вид. Что же касается лесных дорог, то здесь отсутствует нужная законодательная основа. Не можем мы требовать от арендаторов обустройства хорошей дороги. Пройдут грейдером так, чтобы могла проехать пожарная техника, и все. Взятки с них гладки.

Как оказалось, проблем в нашем лесу хватает. Например, есть в отрасли вопросы с кадрами, отметил министр. Так, средний возраст работников центрального аппарата министерства сегодня составляет 44 года, работников лесного хозяйства в целом — 54 года.

— Говоря откровенно, выпускники лесхозтехникума, равно как и аграрного университета, не устраивают нас по уровню подготовки, это не дело, если нам их еще минимум год приходится доучивать, — отметил министр.

Решить проблему, по его мнению, должно соглашение по подготовке кадров, заключенное с БГАУ.

Минлесхоз предложил закрепить преподавателей за республиканскими лесхозами, чтобы они сами увидели, из чего состоит лесное хозяйство. Только по книгам сегодня готовить специалистов нереально, заявил Марат Шарафутдинов.

Другой вопрос — это отсутствие поступлений от лесной промышленности в муниципальные бюджеты.

— Лес, конечно, наше богатство, — сказал глава Бурзянского района Рустам Шарипов. — Особенно для нашего муниципалитета, 86 процентов которого занимает лесной фонд. Хотя ни копейки от него районный бюджет не имеет. Поэтому нам важно, чтобы не сокращался размер расчетной лесосеки, предназначенной для нужд населения. Ведь многие жители района живут за счет этого.

Здесь сам бог велел районным администрациям поддерживать местные лесоперерабатывающие предприятия, которые не только рубят деревья, но и осваивают их глубокую переработку.

— Это и рабочие места, и налоги в местный бюджет, — сказал директор баймакской фирмы «Урал» Ильсур Набиуллин, выступая на заседании аграрного комитета.

«Урал» — предприятие пока небольшое, в нем работает около 30 человек. Но продукцию его знают уже за пределами республики и даже страны. Так, мебель из березы заказывают даже из Америки.

— Мы готовы расширяться и обеспечить рабочими местами еще 70 человек, есть для этого средства, — сказал Ильсур Набиуллин. — Но у нас заканчивается аренда леса, а продлению мешают юридические казусы.

Депутаты сошлись во мнении, что таким предпринимателям стоит помогать.
Читайте нас: