Заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников считает, что падение курса рубля не скажется на темпах инфляции. «У мегарегулятора для этого есть набор инструментов», — сказал он на пресс-конференции в Уфе.
Впрочем, он не стал объяснять, как этого достичь, когда по разным оценкам только доля импорта на рынке продовольствия России превышает 40 процентов.
Все последние недели финансовые рынки России находятся в напряжении, и повод для этого один — Украина. При том, что аналитики не видят базовых причин для снижения курса рубля, тот стремительно рушится. Вывод капиталов из России резко ускорился, а Центробанк вынужден повысить ключевую ставку сразу на полтора процентных пункта.
Правда, с оговоркой, что это временно.
Повышение Центробанком ключевой ставки с 5,5% до 7%, а также других процентных ставок успокоит рынки и будет способствовать снижению волатильности котировок, приводит слова первого зампреда ЦБ Сергея Швецова сайт banki.ru. На его взгляд, падение котировок российских компаний носит психологический характер и обусловлен ситуацией вокруг украинского кризиса.
«Повышение ставки не имеет отношения к инфляции, — в свою очередь заявляет «Интерфаксу» замминистра экономразвития страны Андрей Клепач. — Это связано с давлением на рубль и истерической ситуацией вокруг этого. Пока не время комментировать, как это может сказаться на экономическом росте».
Глава Банка России Эльвира Набиуллина еще в январе заявляла, что связывает резкое падение национальной валюты с укреплением евро и доллара ко всем валютам развивающихся рынков, и отвергла версию, что курс рубля занижается искусственно ради выгоды экспортеров. Тем не менее, практически все аналитики утверждают, что ослабление российской валюты принесет в казну сотни миллиардов дополнительных поступлений, которые не окажутся лишними при выполнении социальных обязательств.
Тем временем эксперты сходятся во мнении, что возникшая ситуация проверит на прочность всю кредитно-финансовую систему России. Уже с середины прошлого года ЦБ активно занялся «прореживанием грядок от сорняков» — ряд банков, в том числе и достаточно крупных, лишился лицензий. Андрей Мельников замечает, что «есть две причины закрытия банков: криминальная деятельность, как в случае с банками «Сунжа» и «Русско-Ингушский», и острый дефицит платежеспособности». В списке предстоящих мер по оздоровлению финансового рынка он выделил создание совета по работе с крупными вкладчиками и распространение защиты на вклады индивидуальных предпринимателей. Между тем, объем фонда страхования вкладов в связи с ростом выплат уменьшился на 40 процентов, однако руководство агентства прогнозирует к концу нынешнего года его восстановление и увеличение на 230 млрд рублей. Правда, говорил он это еще до падения российского рынка.
Кредитные учреждения республики прошлый год сработали хорошо, если не принимать во внимание закрытие филиала банка «Пушкино» в Уфе после отзыва лицензии у его столичной «матери». Уже в начале года пришлось поволноваться и вкладчикам «Мой банк. Ипотека». Но, отозвав лицензию у его «мамки» в Москве, ЦБ решил провести санацию уфимской «дочки» — с 12 марта ее офисы должны продолжить работу с клиентами под вывеской уже другого хозяина.
— Несмотря на беспокойство на рынках, мы не получили негативных данных, — говорит руководитель Нацбанка республики Марат Кашапов.
За предыдущий год банковский сектор Башкирии вырос, как и объем вкладов в целом. На территории региона к началу 2014 года действовали 99 кредитных организаций, 10 из которых — республиканские. За прошлый год на финансовый рынок Башкирии вошли шесть банков и четыре ушли из него. Совокупные банковские активы увеличились более чем на 35 млрд рублей, достигнув объема в почти 440 млрд.
Важным позитивным результатом работы банковского сектора Башкирии глава Нацбанка считает «закрепление положительного сальдо между размещенными и привлеченными средствами» почти на 58 млрд рублей — это средства, вложенные в экономику республики.
Совокупный же объем кредитов, выданных экономике региона, включая и население, составил в прошлом году 817 млрд рублей — рост почти на четверть.
Марат Кашапов отмечает, что несмотря на тревожные новости с банковского рынка, позитивная тенденция притока средств на депозиты физических лиц сохранилась. Сумма таких вкладов составила на начало года 245 млрд рублей, что на 21 процент выше к аналогичному периоду прошлого года.
Впрочем, нервозность на рынках может испортить эту благостную статистику уже в первом полугодии. Однако у этой ситуации есть и положительная сторона — дешевый рубль может существенно повысить конкурентоспособность отечественной экономики.
Конечно, если российская промышленность и сельское хозяйство окажутся готовы к новым вызовам, заняв высвобождающиеся ниши.
Спекулянты тоже пользуются возможностью заработать, оказывая сильное давление на рубль.
Причем в обменниках его курс даже опережает фондовые котировки. Эксперты связывают это с паническими настроениями части населения, приведшими к повышению спроса на валюту в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Интересно, что аналитики американской Merrill Lynch – Bank of America экспертной оценкой определяют курс доллара к рублю к концу года как один к 34,5. Но разум молчит, и втянутые в игру с профессиональными спекулянтами дилетанты изначально обречены.