Визитной карточкой деревни Еланыш можно считать фермерское хозяйство братьев Пономаревых. Забегая вперед: визитка эта самая что ни на есть удачная, не каждый может такой похвастать.
Северный морозец не помеха для прогулки стада. Даже немного боязно подходить к изгороди: не больно приветлив взгляд исподлобья, которым встречают незнакомцев откормленные быки. Хозяина же, Александра Пономарева, давно уже ничем не испугать — повидать пришлось столько, что иному на две жизни хватит. Еще бы: те, кто фермерской доли хлебнул, подтвердят: здесь год за три, а то и за пять идет. Между тем тянут эту лямку Александр с Павлом вот уж два десятилетия. Тогда, в 1993-м, решились взять они ферму рухнувшего совхоза «Саргамыш». Впрочем, от фермы одно только слово осталось. Четыре стены под худой крышей, без окон и дверей.
— Я тогда в Златоусте на оборонном заводе токарем работал, — рассказывает Александр. — И зарабатывал прилично, и жизнь вполне устоявшейся казалась. Да грянула конверсия, завод закрылся, работы нет. Обсудили мы с братом все и начали свиней разводить — дело выгодное при правильном подходе. Хоть и начинали с нуля, удалось и ферму капитально отремонтировать, и техникой обзавестись, пашню возделывать начали. Можно сказать, на ноги встали, окрепли, связи с потребителями мяса наладили. И тут — бац! — не конверсия, так африканская чума. И приказ: ферму под корень, причем немедленно. Меня вот до сих пор очень большие сомнения берут в том, что так реально эта напасть африканская нам угрожала. Сдается, не все здесь чисто. Накрылось наше свиноводство, одним словом. Но жить как-то надо дальше. Решили заняться откормом телят. Так тут опять незадача: одна засуха за другой. А еще говорят, снаряд в одну воронку дважды не падает. Но расчеты таковы: если два-три года нам нормально работать дадут, опять какой-то инфекции заморской не выдумают, выйдем на неплохую рентабельность.
Между прочим, все, о чем говорит Александр, историю о Сизифе и его неподъемном камне напоминает. Конверсия, африканская чума, засуха... Не всякий такое вынесет. Это не поле перейти. И даже не реку Ай, что прямо за околицей, переплыть, хоть и знакома она до последнего камушка на дне. Между прочим, заядлые рыбаки Пономаревы любимое развлечение в последнее время забросили напрочь: некогда. Надо поголовье расширять, переработку налаживать. Сегодня почти все мясо закупает санаторий «Янган-тау». Хорошо, конечно, но выгоднее колбасу или полуфабрикаты продавать. Хлеб уже пекут, да такой, что вся округа за ним в Еланыш ездит. Комбикорм отменный производят — тоже заранее сельчане записываются, иначе может на всех не хватить.
— Рабочих хороших найти трудно, — продолжает Александр. — Чтоб на работу трезвыми ходили да дела не боялись. Но такие подались кто куда. Вот и конкурируем с соседями за работящих мужиков. В деревне еще два фермера — Артем Федоров и Василий Брагин. Нет, вы не подумайте, друг на друга не косимся, наоборот, помогаем, если что. Но вот нам кто поможет разобраться: почему литр солярки 30 рублей стоит, а молоко закупают вдвое дешевле?! Объясняют: Россия в ВТО вступила. Тогда отчего цены на продукты в магазинах вверх идут? Или кредиты взять. Банкиры прекрасно понимают, что без них не обойтись, и тоже гайки закручивают. А деревня, между прочим, только на фермерах и держится. Мы и работу людям даем, и землю обрабатываем.
Заслуженный фермер России (есть такое звание), Пономарев говорит о том, что наболело не только у него одного. А вот представим: не услышат их сегодня, махнут они завтра рукой на все да пойдут на биржу труда, как многие уже и поступили. Или подадутся в края, где прохладнее, зато денежнее — с их руками на любую буровую немедленно возьмут. И через какое время тогда придется с карты и Еланыш удалять, и много еще каких деревень. Через год или через два?
Галей ХАЙРИТДИНОВ,
глава администрации Салаватского района:
— Фермеры уже сейчас во многом определяют ситуацию в сельском хозяйстве района. Главное — люди хотят работать на земле и не ждут благ со стороны. Заявки на открытие фермерских хозяйств поступают регулярно, при их рассмотрении учитываются многие аспекты. Некоторым приходится отказывать в регистрации — случайные люди не нужны. Зато большинство из получивших добро работают на совесть, с прибылью для себя и бюджета.