«Чемодан без ручки» — так сами предприниматели часто называют свое дело, за которое взялись, не представляя всех трудностей, с которыми придется столкнуться. Но если пятнадцать лет назад молодежь, да и не только ее, в бизнес гнали нужда и банальная необходимость выжить, то сегодня те, кто готов рисковать, требуют совершенно других условий работы, в частности понятных и прозрачных отношений с властью. Но как раз этого чаще всего не хватает. Об этом говорят обращения в адрес уполномоченного по правам предпринимателей в республике.
Начать дело — ещё полдела
Главная проблема, сдерживающая сегодня развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, заключается в несовершенстве законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов.
Развитие малого предпринимательства сдерживается многочисленными административными барьерами, особенно при лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, осуществлении надзорными организациями контрольно-ревизионных функций, проверок. По оценке экспертов, каждый десятый рубль предприниматели тратят на преодоление административных барьеров, изощренно выстроенных чиновниками.
Как отметил советник при ректорате УГУЭС Михаил Бугера по итогам проведенного исследования, значительная часть обращений предпринимателей к бизнес-омбудсмену связана прежде всего с такой проблемной сферой, как земельно-имущественные отношения. Это вопросы аренды земельных участков и объектов недвижимости.
В рейтинге самых острых для бизнеса проблем, по оценке ученых, следуют сложность оформления прав собственности, нарушения при проведении конкурсных торгов, неправомерность действий сотрудников правоохранительных органов, затрудненность доступа к субсидиям и госзаказам, задержка оплаты работ в рамках госконтрактов.
Большое административное давление, по мнению Михаила Бугеры, предприниматели испытывают не на этапе организации, а на этапе роста и развития малого и среднего бизнеса.
Основные проблемы в решении этой важнейшей социально-политической задачи возникают на муниципальном уровне. Нас волнует одно: почему предприниматели не могут найти поддержку у руководства местных органов власти, почему вместо справедливого решения их вопросов они, часто по формальным основаниям, получают отказы, что вызывает их обиды и, естественно, не прибавляет авторитета власти.
На сегодня в адрес уполномоченного поступило более 550 обращений, для сравнения — по России в целом около трех тысяч. Наибольшее количество обращений (около 65%) — по вопросам земельно-имущественных отношений. А ведь земля и имущество — это основа развития любого бизнеса.
Предприниматели годами не могут узаконить приобретенные у развалившихся колхозов и совхозов объекты. А муниципальные власти не спешат помочь им в этом. В подобную ситуацию попали десятки предпринимателей (обращения поступили из Дюртюлинского, Зилаирского, Миякинского, Иглинского, Чишминского и других районов).
Нередко муниципальная власть создает препоны при заключении договоров аренды, использовании преимущественного права на выкуп помещения, предоставлении места под новые объекты и в ходе строительства (Аургазинский район, Сибай).
В то же время есть примеры, когда благодаря конструктивной позиции глав муниципалитетов вопросы решаются в пользу предпринимателей (Октябрьский, Стерлитамак и др.).
И сам не ам, и другим не дам
Вот лишь несколько типичных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям.
Ситуация 1. Получив на законных основаниях, через торги, в аренду земельные участки под строительство объекта, предприниматели в дальнейшем не могут получить у муниципалитета разрешения на строительство в связи с наличием на данном участке заброшенного объекта недвижимости ликвидированного или обанкротившегося колхоза без правоустанавливающих документов.
При этом муниципалитет не включает в условия торгов информацию об обременении земельного участка, а в дальнейшем требует выкупить объект за отдельную плату (не являясь при этом его собственником) или ввести в разрешительную документацию раздел о демонтаже и сносе нечислящегося объекта.
В результате предприниматель не имеет возможности использовать земельный участок по назначению — под строительство — и вынужден обжаловать действия администрации в суде. За это время сроки аренды истекают, и действие договора прекращается в связи с неосвоением земельного участка. Между тем предприниматель уже вложил средства в разработку проекта, подведение коммуникаций, подготовку земельного участка к строительству. В итоге же, разочаровавшись, он вынужден прекратить свою деятельность, причем убытки ему никто не возместит.
Ситуация 2. Предприниматель на законных основаниях выкупил на торгах у конкурсного управляющего обанкротившегося колхоза объект недвижимости под производственный цех, отремонтировал его, провел тепло и иные коммуникации, организовал рабочие места, начал работать. Арбитражный суд отчет конкурсного управляющего утвердил, тем самым факт сделки по продаже имущества признан законным. Однако Регпалата отказалась зарегистрировать право собственности предпринимателя на данный объект в связи с отсутствием должным образом оформленных правоустанавливающих документов у первоначального собственника — обанкротившегося колхоза. Пока предприниматель обжаловал отказ, процедура банкротства была завершена, колхоз исключен из реестра юридических лиц, а администрация документально оформила право муниципальной собственности на объект и предъявила иск об истребовании его из владения предпринимателя и взыскании неосновательного обогащения за весь период использования объекта.
Ситуация 3. Предприниматель за свой счет ремонтирует заброшенный объект недвижимости ликвидированного или обанкротившегося колхоза и использует его в предпринимательской деятельности. Каким-либо образом узаконить объект не представляется возможным, поскольку он не числится в реестрах муниципального имущества, не признан бесхозяйным, соответственно, оснований для заключения на него договора аренды у муниципалитета не имеется.
Учитывая правовой вакуум, не регулирующий данную ситуацию, мы инициировали обращение в минземимущество, предложив муниципалитетам по заявлению предпринимателя, отремонтировавшего за свой счет и фактически использующего объект, принимать его на учет как бесхозяйный, заключая с данным предпринимателем договор ответственного хранения на период до принятия объекта в муниципальную собственность и затем учитывать его преимущественное право на заключение договора аренды. Эта инициатива была поддержана, и сейчас уже есть первый опыт ее реализации.
В последнее время на уровне муниципалитетов появляются новые административные барьеры: при установлении коротких (до года) сроков аренды, с учетом забюрократизованности процедур оформления, предприниматель основное время тратит не на бизнес, а на сбор бумаг и бегание по кабинетам, появляется почва и для коррупции. В результате предприниматели, не имея уверенности в завтрашнем дне, теряют стимулы к развитию.
Утром деньги, вечером стулья, а не наоборот!
Много вопросов у предпринимателей вызывают и процедуры организации торгов по государственным и муниципальным закупкам. Все дело в том, что государственные и муниципальные органы зачастую оказываются ненадежными партнерами. Несмотря на то, что договоры заключаются при наличии целевого финансирования, заказчик не оплачивает выполненные работы, ссылаясь на отсутствие средств. Ясно, что предприниматели несут убытки, многие из них вынуждены прекращать свою деятельность. Обращения по аналогичным нарушениям поступили из Уфы, Кумертау, Бирска, Учалинского, Уфимского и Янаульского районов. По запросам уполномоченного только администрации Уфы, Кумертау, Янаульского района сумели погасить задолженность перед предпринимателями.
Есть проблемы и в сфере организации пассажирских перевозок. До сих пор в муниципалитетах отсутствуют единые правила, регламентирующие процедуру проведения конкурсов в этой сфере, а также ответственность должностных лиц за их нарушение.
Определенное влияние на конкурентную среду оказывают и барьеры, препятствующие входу на новые, малоосвоенные рынки, получению лицензий и допусков к определенному виду работ, лимитов на электрическую энергию и коммунальные услуги, оформлению разрешительной документации.
Внедрение дорожной карты по развитию конкуренции, о чем говорил президент республики на одном из заседаний Общественного совета, наряду с оценкой деятельности органов муниципальной власти, позволило бы ускорить работу по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, увеличило бы ответственность глав муниципалитетов за принимаемые решения.
Сегодня вряд ли нужно доказывать значимость малого бизнеса для жизнедеятельности местного сообщества — именно эти предприятия придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в местный бюджет.
Поэтому успех развития малого бизнеса во многом зависит от муниципальной администрации, от ее позиции и отношения к предпринимательству.