Все новости
Экономика
14 Ноября 2013, 15:21

Хлеб с приставкой «эко»

Производство «органики» — мода или осознанная необходимость?

Хлеб — один из немногих оставшихся «чистыми» продуктов на наших прилавках.
Хлеб — один из немногих оставшихся «чистыми» продуктов на наших прилавках.
Несколько лет назад довелось пообщаться с фермером из Америки. Рассказывая об успехах в выращивании зерновых, он неожиданно проговорился о достижениях их аграриев в деле освоения… монгольских целинных земель. Мол, в настоящее время урожайность пшеницы, которую они там высевают, составляет семь центнеров с гектара. Учитывая, что за несколько минут до этого он утверждал, что для его родного штата Иллинойс и 30 центнеров с гектара — совсем не предел, я поинтересовался: а в чем, собственно, выгода? Ковбой немного помялся, а затем произнес длинную тираду, смысл которой сводился к следующему: степи Монголии за много веков никогда не знали ни ядохимикатов, ни удобрений. А на его родине землю в погоне за высокой урожайностью напичкали чуть ли не всей таблицей Менделеева. Учитывая растущий спрос на экологически чистые продукты, тамошним аграриям становится выгоднее везти их за тридевять земель, нежели пытаться производить в родной стране.
От количества — к качеству

Упрощенно ситуация выглядит так. До середины прошлого века продовольственный вопрос волновал мир в первую очередь в количественном отношении. Мол, главное, чтобы еды хватило на всех, а что именно мы потребляем — это не так уж и важно. Однако спустя время часть стран (в первую очередь те, что совершили экономический рывок вперед) озаботилась вопросом качества продуктов питания. Пытаясь понять, что мы пьем и едим, многие потребители испытали легкий шок. А затем стали активно пропагандировать тему органического (экологического) сельского хозяйства.

С недавних пор она становится все популярнее и в нашей стране. Интерес к этой теме вполне оправдан: экологически чистых продуктов становится все меньше и меньше. И прописанные на этикетках малополезные ингредиенты вроде различных консервантов, стабилизаторов-ароматизаторов, усилителей цвета и вкуса — это только видимая часть айсберга. Нужно учитывать также, чем питалась и какие добавки получала живность, из которой впоследствии изготовили мясные продукты, какие химикаты сыпали на поля, где были выращены выставленные на прилавках овощи и фрукты.

— Экологически чистой пищей, как минимум, должны питаться дети, беременные и кормящие женщины, а также больные, которым рекомендовано диетическое питание, — отметила директор по внешним связям российского Союза органического земледелия Анна Любоведская в ходе «круглого стола», который состоялся в рамках международной сельскохозяйственной выставки «Золотая осень-2013» в Москве. — В нашей стране сегодня насчитывается около 26 миллионов детей, три миллиона беременных и кормящих, а число «диетиков» даже трудно сосчитать. Более того — практически половина заболеваний в России так или иначе связана с неправильным питанием. И люди это прекрасно понимают: судя по многочисленным опросам, экологически чистые продукты уже готовы покупать 58 процентов россиян. Однако в нашей стране приобрести их практически невозможно. А если они где-то и продаются, цены на них чересчур «перегреты».

Будут законы — всё остальное приложится

По разным оценкам, мировой оборот в сфере «органики» на сегодняшний день составляет 80 — 90 миллиардов долларов в год, а к 2020 году эта цифра может достичь 200 — 250 миллиардов долларов. И в этом начинании Россия пока действительно в числе отстающих. Хотя ей вполне под силу занять нишу, по прибыльности сравнимую разве что с экспортом углеводородов. По словам члена комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Светланы Максимовой, к 2020 году только на нашем внутреннем рынке ежегодно будет востребовано органической продукции на 300 — 400 млрд рублей, еще столько же российской «органики» сможет поглотить внешний рынок. То есть, суммарный оборот в этой сфере превысит 20 миллиардов долларов. Для сравнения: в прошлом году наша страна продала нефти примерно на 180 миллиардов долларов. Понятно, что только на словах все это выглядит легко и быстро. По мнению фермеров, которые уже начали осваивать органическое земледелие и животноводство, тот, кто решит этим заняться, должен понимать: вырастить органическую продукцию не так-то просто, да и урожай будет ниже. Мало того — если многие государства уже компенсируют таким производителям часть затрат, тем самым стимулируя их к дальнейшему развитию, то у нас в деле органического производства нет ни компенсаций, ни законов, ни государственной поддержки. Но самое главное, для полноценной работы в этом направлении производителю необходимо получить соответствующие сертификаты. А в нашей стране это можно сделать только через представительства европейских сертификаторов. Лишь в этом случае товары признаются странами ЕС как органические и становится возможен их экспорт. Процедура эта дорогостоящая, к тому же сертифицировать придется даже землю — чтобы доказать, что прошло как минимум три года с момента последнего использования агрохимии и в ней больше не осталось вредных веществ. Правда, в конце прошлого года в российском минсельхозе началась разработка законопроекта о производстве органических сельскохозяйственных продуктов. Как ожидается, закон вступит в силу в 2015 году. Вполне возможно, что он уберет большинство барьеров и, самое главное, позволит снизить себестоимость экопродуктов.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Артур Нугуманов,
советник департамента АПК правительства Башкортостана:
— На мой взгляд, действительно любую продукцию можно выращивать и без минеральных удобрений, и без средств защиты растений. Но тогда урожайность будет не выше 6 — 7 центнеров с гектара. У нас же это проблематично в первую очередь из-за того, что республика находится в зоне рискованного земледелия: зерновых мы собираем в среднем по 16 центнеров с гектара. Перестанем вносить удобрения — можем и вовсе остаться без урожая.

Другое дело, что вносить их нужно продуманно, как это у нас и происходит сегодня. Сравните: в настоящее время в Башкортостане на один гектар сельхозпосевов вносится примерно 16 килограммов минеральных удобрений и 100 граммов средств защиты растений. А в Европе эти цифры составляют, соответственно, 160 — 180 килограммов и 28 килограммов. Потому-то наша сельскохозяйственная продукция считается одной из наиболее экологически чистых в мире. Однако какой бы безвредной для здоровья она ни была, убежден, — пробиться с нею на зарубежный рынок нашим аграриям просто не дадут. У них и своих производителей хватает. Поэтому в первую очередь нам нужно ориентироваться на внутренний рынок, он у нас емкий. И надеемся, что в будущем наша, местная, продукция все-таки вытеснит импортную, потому что она экологически чистая.
Это интересно

Критерии, по которым продукты в странах Евросоюза относят к органическим:

— они не содержат генетически модифицированных ингредиентов, в том числе выращенных при использовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений; искусственных консервантов, красителей и вкусовых добавок. Кроме того, они обязаны иметь на упаковке специальный лицензионный символ «Органика»;

— сложные продукты, состоящие из разных ингредиентов, могут называться органическими только в том случае, если не менее 95 процентов их состава произведены органически сертифицированным способом. Для того, чтобы потребители имели возможность узнать, где производятся эти составляющие, производители обязаны указывать на упаковке происхождение каждого из них.
Читайте нас: